Три кита, на которых строится успех бизнеса в общепите: качественный продукт, сильный маркетинг и правильный формат работы. Что значит - правильный формат? Как определиться, с каким продуктом заходить на рынок и как привлекать клиентов при отсутствии самого понятного и привычного инструмента - таргетированной рекламы?
Я, Александр Долгов, основатель крупнейшей в РФ сети чебуречных ЧебурекМи, поделюсь опытом нашего проекта и расскажу о подводных камнях открытия бизнеса в общепите.
Мы работаем в сегменте стритфуда. Почему это круто?
Есть очевидные плюсы: в точку стритфуда инвестиции намного ниже, чем в полноценный ресторан, проще найти и обучить персонал, ниже фудкосты, легче выбрать локацию, легче привлекать клиентов - если выбрать популярное место для открытия, то можно неплохо зарабатывать даже на офлайн-трафике.
Но, пожалуй, самый очевидный плюс формата - это устойчивость к кризисам. Этот плюс подтвердился на моем опыте дважды: в 2020 и в 2022 годах. С разницей в два года повторились схожие условия: экономическая нестабильность и полное непонимание, что делать дальше.
Совру, если скажу, что нашу сеть никак не коснулись события весны`20 и февраля`22. Сложности были, и мы их решали, но главный козырь, что был у нас в руках: люди будут продолжать есть даже в кризис. Сегмент стрифтуда страдает менее всего, так как у потребителей остается потребность есть вне дома.
Растет спрос на «дешевые» калории. Люди меньше тратят в ресторанах, предпочитая более оптимальные по цене варианты. Как итог - стритфуд переживал все кризисы и только рос. Во время пандемии, например, занимаемая им доля рынка за год увеличилась с 24.4% до 39.4%.
Не буду углубляться в кризис-аналитику - эта тема уже ушла с повестки дня. Любые ограничения, будь то эпидемиологические или экономические, когда-то заканчиваются, а стабильный бизнес с предсказуемым доходом - остается. В этом я убедился за 3 года бесперебойной и успешной работы в сегменте стритфуда.
На продаже какого продукта можно много зарабатывать?
Мы с командой запустили ЧебурекМи в 2019 году. “Чего, какие чебуреки? Смех!” - говорил тогда каждый второй. Но мы верили в продукт, и наша вера подтвердилась очередью из 1000 клиентов на открытии первой точки. Она подтверждается и сейчас - на продаже нашего топового чебурека с мясом мы каждый месяц делаем от 6 500 000 рублей. И речь только об одной позиции меню, а у нас их - более 15.
Идея с чебуречной выстрелила, но это был не выстрел в воздух, а вполне взвешенное с точки зрения бизнеса решение. Итак - есть три критерия стритфуд-продукта, который будет приносить прибыль:
- недорогая себестоимость и доступная для потребителя итоговая цена
- быстрота приготовления, чтобы заведение успевало обслужить как можно больше клиентов
- продукт должен быть вкусным и сытным, а если он еще и бюджетный - это крутой вариант утолить чувство голода за небольшой ценник
Чебуреки идеально подходят под эти критерии. Это дешевый, сытный и вкусный перекус, который легко готовится и будет пользоваться популярностью в любое время. Два чебурека с мясом - это полноценный прием пищи всего за 250 рублей. Добавим стильную упаковку, яркий брендинг, броские слоганы и чистую, опрятную точку, где приятно находиться, и по итогу чебуречная - это уже не ассоциация с привокзальной едой, а модный формат, который хочется попробовать.
Плюс - это монопродукт. В чем преимущества с точки зрения бизнеса?
1. Инвестиции в кухню с монопродуктом в разы меньше, чем в обычный формат.
2. Чем меньше продуктов в рецепте, тем меньше риск ошибки в приготовлении.⠀
3. Чем проще рецептура и ингредиенты, тем легче следить за качеством.
С небольшим разнообразием ингредиентов гораздо проще выбрать качественное сырье и довести блюдо до совершенства.
4. Один продукт проще продвигать. Если в заведении: бургеры, пицца, суши, тако, паста - это 5 рекламных кампаний, и приходится конкурировать не в одном рынке, а в пяти.⠀
8 из 10 человек на стандартном фудкорте среди приевшихся бургеров и шаурмы обратят внимание на чебуреки, особенно, если у точки яркий и стильный дизайн, привлекающие внимание слоганы и крутая упаковка. Пишу это на основе собственных наблюдений - в апреле я лично жарил и продавал чебуреки на одной из наших точек в ТРЦ и наглядно оценил интерес людей и высокий спрос. В будний день за час я обслужил 15 клиентов - выручка была 4 500 рублей.
Чебуреки - свободная ниша, где конкурентов - 0. Мы создали тренд и сделали блюдо популярным, потому что точно знали, что нужно делать:
- настроить процессы так, чтобы с минимальными затратами получать крутые результаты и не допускать ошибок
- вкладываться в стильный маркетинг
- развивать команду, которая будет строить стабильный бизнес с собственной розницей и партнерской сетью
⠀Наша стратегия сработала - теперь каждую неделю открывается по 5-10 новых точек под брендом ЧебурекМи. Работаем не только в России - есть партнеры в Казахстане, Белоруссии, Эстонии.
Какие маркетинговые инструменты работают в стритфуде?
Открою секрет: таргет - это не весь маркетинг. Мы используем комплекс инструментов, и это дает результат - средняя выручка за день открытия точки ЧебурекМи - 30 000 рублей. С такими цифрами открываются даже маленькие города - партнер из деревни Лопухинка (Ленинградская область) сделал 24 658 рублей за один день. Крупняки не отстают - точка в Астрахани в июне открылась с выручкой 63 000 рублей.
Таргет - off. Как привлекать клиентов без него? Рассказываю на примере нашей сети.
Базово:
- Оформление торговой точки - яркое и необычное
- Хайп и очередь клиентов на открытии
Как мы собираем людей:
а) Запускаем акцию - бесплатные чебуреки или сертификат на 50% скидку (механика зависит от погоды)
б) Создаем яркий молодежный контент, чтобы аудитория ассоциировала нас с собой
в) Даём партнерам механику - как собрать на открытие лидеров мнений/блогеров.
г) Запускаем розыгрыши, проводим ручную рассылку по пользователям в соцсетях с приглашением на открытие
в) Размещаем рекламу в местных новостных порталах и пабликах
Если вы еще не переключились на настройку таргета Вконтакте, то я не знаю, чего вы ждете. Вот каких результатов можно добиться с помощью этого инструмента:
Мой главный совет для тех, кто хочет открыть бизнес в общепите: “Делайте это по франшизе”. Почему?
Если вы думаете, что открыть точку strеet-food самостоятельно - это просто, то у меня для вас плохие новости.
Научиться привлекать клиентов, создавая стабильный поток, обучить персонал, обеспечив бесперебойную работу точки, решать юридические вопросы - это лишь вершина айсберга. На собственном опыте работы с партнерами мы знаем, что реальность всегда вносит коррективы.
Кажется, что самостоятельное открытие точки выйдет дешевле - не нужно платить паушальный взнос и роялти. Но в 10 из 10 случаев план расходов и доходов не сходится с реальностью, потому что учесть все нюансы, не имея опыта, невозможно. Вырастает риск уйти в минус, затянуть открытие или вовсе не запуститься. Выбор помещения, привлечение клиентов - основные вопросы, в которых может не хватать опыта, из-за чего легко сделать много ошибок и не окупиться.
По франшизе ЧебурекМи открытие обойдется вам в 880 000 рублей, но вы будете четко знать все затраты и доходы. Будете двигаться по проверенной бизнес-модели, где учтены все ошибки и есть прогнозируемый опытным путем результат. Плюс - получите пошаговый план действий, от поиска помещения до увеличения среднего чека. Проведем вас за руку по каждому этапу открытия и будем поддерживать после.
Мы открыли более 200 точек в разных регионах и даже странах, и знаем, как правильно распределить средства, на чем можно сэкономить, а на чем не стоит. Франшиза - это отработанная бизнес-модель с понятным порогом входа и подстраховкой по всем инструментам.
С нашими рекомендациями ваша точка окупится всего за 6-8 месяцев, и вы сможете выйти на ежемесячный чистый доход от 150 000 рублей с одной локации.
Мы знаем, как открыться и в населенном пункте в 3000 человек, и в городе-миллионнике. С нашей поддержкой у вас получится начать свой прибыльный и надежный бизнес. ЧебурекМи - ваш входной билет на рынок стритфуда - оставляйте заявку, чтобы обсудить подробности.