Найти тему
Кубань на колесах

Проблемы современного вертолетного боя: почему потери

Наверняка, многие из вас видели кадры, где наши вертолёты сбивают. И сбивают в немалых количествах. И это касается практически любого конфликта из последних. Не будем говорить о том, который можно наблюдать сейчас. Кто-то скажет, мол, там много факторов, но мы оказались не готовы к такому количеству современной техники.

Это не совсем так. Точнее, так, но смысл немного в ином. Мы спросили капитана в запасе Андрея Чича о том, что может влиять на потери. Он прошел две командировки в Афганистане, и на этом примере попробуем что-то понять. «Тут такое, сразу отмечу. В Афгане были одни условия, сейчас — иные. Дело в том, что один из факторов, который влияет на потери — это насколько быстро войска привыкнут к условиям, в которые попали. На первом этапе, конечно же, потери больше.

В Афганистане это был климат. Изначально много машин теряли просто по климатическим условиям. Песок, горный разряженный воздух, эффект «подхвата» у новых машин Ми-24 и состояние пилотов. Иногда треть эскадрильи находились в лазарете одновременно. Нужно было привыкнуть. Или 5 из 12-ти машин стояли на ремонте из-за выхода из строя узлов в условиях постоянного песка. Это одна сторона.

Другая — это сами боевые действия. Если сначала мы боролись с климатом, то потом мы страдали от ПЗРК. Приходилось привыкать летать на сверхнизких высотах, прятаться в скалах, уходить, используя тот же «подхват» и т.д. Это добавилось к уже существующим проблемам. Начались большие потери. Хотя, казалось бы, мы тогда воевали в стране, где технологии были на уровне XIXвека. Помогли «доброжелатели», как и теперь. Затем прошло некоторое время, и мы привыкли, приспособились, научились. Потери опять стали минимальными. Это я к тому, что и сейчас привыкнут, научатся выживать в современных условиях. Не думайте, что в мире есть армия, которая так вот сразу взяла, и смела противника. Такого не бывает. И это нужно понимать. Кстати, сбитие каждого вертолёта тогда расследовала комиссия. И хоть лётчики не особо жаловали тех особистов, но делали они важную вещь: из этих расследований можно было потом много почерпнуть в плане тактики, слабых мест машин, особенностей поражения и т.д. Надеюсь, и сейчас такое есть. Все эти лётные пособия, они так и пишутся, на костях. А вы как хотели?»

Потери есть, но это — опыт.
Потери есть, но это — опыт.

Как правильно отметил наш собеседник, стоит отметить, что аналогичные проблемы испытывает любая армия мира. Вспомните, как щёлкали вертолёты США какие-то повстанцы в тряпках в беднейшей стране Сомали. Как лупили те же вертолёты США и Великобритании в Афганистане. То есть, это не проблема России — это реалии ведения современного боя. Они таковы. И какой противник перед вами, практически не важно.