Нужен ли был сольный сериал об Оби-Ване Кеноби? После шестой серии у меня есть ответ на данный вопрос, но я оставлю его для обзора всего сериала в целом. А пока что давайте рассмотрим непосредственно шестую и одновременно финальную серию сериала.
Данный эпизод оказался богат на события, но весомая их часть носит характер эпилога: Дарт Вейдер общается с Императором Палпатином, Кеноби вновь встречается с Леей, Кеноби знакомится с Люком, призрак Квай-Гона Джинна наконец-то появляется перед Оби-Ваном и приглашает его во второй сезон шоу.
Шутка.
Хотя, может и нет.
С таким количеством фансервиса в финальной части серии спорить сложно, тем более что здесь довольно редкий пример оправданного и уместного фансервиса.
К примеру, Палпатин в принципе постоянно общается с Вейдером (в комиксах и книгах), так что это не камео ради камео, а вполне осмысленный постскриптум арки Вейдера в сериале.
То же самое и с участием Лиама Нисона - намёки на возвращение Квай-Гона в виде призрака Силы были ещё в Эпизоде II. Довольно приятно было видеть этого актёра спустя 23 года после того, как он впервые сыграл мудрого наставника молодого Кеноби.
Оби-Ван и Люк должны были встретиться, ведь они знакомы на момент событий Эпизода IV. Аналогично и с Леей: она должна быть уверена, что Кеноби пережил встречу с Вейдером, чтобы отправить ему сообщение в "Новой надежде".
Т.е. все эти пасхалочки финала сериала - очень приятное дополнение к самому сериалу.
Переходим к завершению арки Третьей сестры.
Меня мало интересует, как Рива выбралась с Джабиима, потому что это "Звёздные войны". Героиня пошла по наиболее логичному для неё пути после неудачного покушения на Дарта Вейдера: она решила воспользоваться шансом причинить страдания Вейдеру, убив его сына.
Добравшись до Люка, она видит в нём себя: беззащитное дитя, за которым пришёл тёмный форсъюзер со световым мечом. Только теперь этот палач – она сама. Этого ли хотела Рива, вставая на путь мести? Нет. Поэтому она и не может переступить черту, за которой для неё всё кончится.
Арка Ривы довольна проста по итогу – это сюжет о мести и искуплении. (К слову, данный сюжет я угадал ещё на этапе просмотра второй серии, хвала мне!) Ощущение, что авторы "Оби-Вана Кеноби" вдохновлялись не только "Повстанцами", но и художественным фильмом китайского производства "Герой" с Джетом Ли в главной роли. Рекомендую.
Ну и теперь о главном: о противостоянии Дарта Вейдера и Оби-Вана Кеноби.
Финальная дуэль, конечно, не затмевает поединок героев в "Мести Ситхов", как минимум потому, что поставлена она в очередных скудных декорациях: камни и пустошь. С другой стороны, Хайден Кристенсен не врал, когда говорил о "приквельном" стиле дуэлей в данном сериале. В сражении Кеноби и Вейдера движения героев куда быстрее и агрессивнее, чем в любых дуэлях оригинальной трилогии, так что да – это ближе именно к стилю первых трёх Эпизодов.
Так же, как и в случае с дуэлью Вейдера и Ривы из прошлой серии, агрессивное противостояние бывших учителя и ученика подчёркивает их конфликт. Оби-Ван снова первый активирует свой меч, как и в Эпизоде III, как и в "Повстанцах", демонстрируя решительность и уверенность в собственных действиях. Пройдя арку от принятия правды о том, что Дарт Вейдер и Энакин Скайуокер – это один и тот же человек, Кеноби вернулся в изначальную позицию, полный уверенности, что Ситха нужно уничтожить.
Могу сказать, что становление (а точнее, восстановление) героя в данном сериале подано в целом достойно (хоть и не совсем уместно, но об этом не сейчас): от опустившего руки бывшего Джедая Кеноби постепенно возвращается к образу рыцаря без страха и упрёка – того самого бесстрашного героя, которого мы все любим. Его движения в финальной дуэли настолько быстры и стремительны, что будто бы и не было этого 10-летнего перерыва отшельничества и забвения. Настоящее возвращение Героя.
Другая часть дуэли - эмоциальная - не менее хороша (а, скорее, более), даром что заимствована целиком из мультсериала "Повстанцы". Лицезрение изуродованного лица Энакина через расколотую маску – зрелище одновременно ужасное и прекрасное в том, какие эмоции оно даёт.
Удачной находкой является переход от голоса Скайуокера к голосу Вейдера и обратно; тем самым подчёркивается дуализм героя и его внутренняя борьба. Игра светом лазерных мечей незатейливо дополняет данную сцену.
Вопрос, который возник и ещё возникнет у многих: почему Оби-Ван не добил Вейдера? Понятное дело, что оба героя должны дожить до "Повстанцев" и Эпизода IV, но в чём мотив решения Кеноби?
Я дам свою интерпретацию сцены.
Как я уже писал, с первых серий во внутреннем мире Кеноби читалось чувство вины за случившееся со Скайуокером. У героев в рамках Эпизода III не было особо времени поговорить об этом: Оби-Ван признаёт, что подвёл своего ученика, но остаётся решительным в своих намерениях остановить его (как и подобает рыцарю).
Осознание своей вины, пожалуй, пришло к Кеноби, уже когда Энакин лежал покалеченный и обгоревший у лавовой реки Мустафара. Скайуокер был на пороге смерти, к которому его привёл Кеноби, поэтому осознавать свою вину и просить прощения Оби-Вану, мягко говоря, не самое удачное время.
А потом Энакин, в представлении его наставника, погибает. И шанса на искупление у Кеноби нет. Ибо не перед кем.
Встреча героев в обозреваемом сериале многое меняет. Изуродованное лицо Энакина являет Оби-Вану то, что он сделал со своим учеником. А дальше - самый важный диалог за сериал:
- Энакин…
- Энакин ушёл. Я – то, что от него осталось.
- Прости. Прости, Энакин… За всё это.
- Я – не твой провал, Оби-Ван. Ты не убивал Энакина Скайуокера. Это сделал я.
Энакин/Вейдер своими словами снимает чувство вины с Кеноби, он буквально избавляет Оби-Вана от 10-летней боли, что жила бок о бок с Джедаем. Фактически Скайуокер, сам того не понимая, прощает Кеноби, ведь он берёт ответственность за случившееся на себя, точнее на ту часть себя, что зовётся Дартом Вейдером.
А раз эта механическая машина способна прощать, то, значит, внутри неё всё ещё жив тот самый Энакин (что и подчёркивается расколом маски и сменой голоса, ещё раз спасибо Дэйву Филони и "Повстанцам" за идею). И потому Кеноби не может добить Вейдера. Для него стало очевидным, что с Энакином ещё не всё потеряно.
Но в отличии от финала их поединка в "Мести Ситхов", Кеноби уходит не с чувством сожаления и вины, а даже с некоторой иронией. "Прощай, Дарт", - бросает он напоследок. Оби-Ван обращается к той части Энакина, которую он победил, и прощается именно с ней. В следующей встрече в Эпизоде IV он вновь будет обращаться к Вейдеру лишь по титулу, что в совокупности с данным сериалом делает такое обращение подобием насмешки. Это в стиле Кеноби.
И, к слову, после этой сцены ложь Оби-Вана Люку об убийстве Дартом Вейдера Энакина Скайуокера (которую сам Кеноби назовёт "определённой точкой зрения") приобретает теперь сильный драматический подтекст; попробуйте теперь не вспомнить диалог Вейдера и Кеноби, когда будете пересматривать Эпизод IV.
Что ж, этой серией я остался вполне доволен, ибо вновь при скудных декорациях я получил хорошие эмоции и хорошую дуэль.
Ну а что касается впечатлений от сериала в целом, то ими я поделюсь в отдельной статье, которая будет следующей.