ДАТА НАПИСАНИЯ
Иосиф Флавий и Егесипп приводят разные даты смерти Иакова. Иосиф помещает её во времена смерти Феста, то есть 62 г. н.э. Егесипп относит её ко времени непосредственно перед началом осады Иерусалима войском Веспасиана, то есть около 68 г. н.э. Сложно сказать, какая из дат является точной, хотя большинство исследователей склоняется к более ранней дате. Нет никаких сомнений, что настоящее послание было написано до падения Иерусалима. Разрушение храма определило отмежевание иудеев и синагоги от христианства, поэтому маловероятно, что это послание, адресованное евреям в целом, было бы актуально в более позднее время. Исходя из предположения, что его автором является Иаков, мы определяем дату его написания как начало 60-х или чуть раньше.
Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что Иаков стал одним из лидеров церкви после смерти Иакова, сына Зеведея (Деян. 12, 44 г. н.э.). Таким образом, эта дата является самой ранней для написания настоящего письма. До неё не приходится говорить о достаточном периоде времени для рассеяния иудейских христиан и появления среди них христианских общин (Деян. 11:19–21). Более ранняя дата не согласуется со словами о гонениях, о которых говорится в этом послании. Нередко высказывалось мнение, что настоящее послание появилось до собора в Иерусалиме (Деян. 15), который датируется около 47–49 гг., поскольку в послании не упоминается о спорах из-за иудаизма. В этом есть определённый смысл, хотя этот аргумент основывается на безмолвии. Накал борьбы и иудейские войны, отмеченные завистью и соперничеством разных партий, которые в итоге привели к разрушению Иерусалима, говорят в пользу более поздней даты, незадолго до смерти Иакова.
ФОРМА И СТРУКТУРА
Это письмо состоит в основном из небольших разделов, некоторые из которых объединяются в группы «высказываний» или «максим». Связь различных разделов (и подразделов внутри них) друг с другом часто является лишь внешней и основывается на повторении ключевых понятий или слов, которые упоминаются в одном месте, а затем появляются в другом, где получают развитие (как, например, обуздание своего языка в 1:26 и 3:1–10). Излюбленным приёмом Иакова для связки этих разделов является повтор некоторых мыслей или слов, словно нечаянно оброненных в конце одного параграфа, а затем становящихся главной темой следующего (срав. слово «недостаток» в 1:4, «без всякого недостатка» и «Если же у кого из вас недостаёт мудрости…» в следующем стихе). Этот приём, техническое название которого дуадиплосис, возможно, является самой характерной чертой стиля настоящего послания (срав. «не сомневаясь» и «сомневающийся» в 1:6).
Свободная структура произведения, наряду с россыпью морально-этических высказываний и отсутствием одной подчиняющей темы, была типичной для еврейской литературы (особенно для литературы мудрости, как книга Притч и т.д.). Её техническим названием является термин «гномология» (от греческого слова гноме, которое означает «притча» или «мудрое высказывание»). Похожие параллели можно заметить и в практических разделах посланий Павла (н-р, Рим. 12–15; Кол. 3:1—4:6), в послании к евреям (особенно гл. 13), и в наставительных разделах 1 Пет. Когда наставления даются во втором лице «ты» (как в 2:20; 4:13; 5:1), такой совет иногда называют «парэнесис» (от греческого парайтео, «я советую»). Этот стиль знаком нам из разделов апостроф профетической литературы Ветхого Завета (когда автор напрямую обращается к своему оппоненту) и раввинской литературы. Таким образом попытки найти параллели и общую тематику между посланием Иакова и стилем проповеди греческих стоиков (диатрибой) не имеют под собой достаточных обоснований.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД