Найти в Дзене
С Богом по жизни

УГОДНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Автор Послания к евреям наставлял: «Итак, мы, приемля Царство непоколебимое, будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поедающий» (12:28, 29). Здесь следует отметить два момента.

Во-первых, поклонение адресовано Богу, а не участникам собрания. В одной статье о богослужении было сказано, что некий человек молился, пожалуй, самой красноречивой молитвой из когда-либо обращенных к аудитории. А другая статья извещала, что в такое-то время будет «выступать» церковный хор. Проповедник рассказывал, что ему часто приходится ждать, когда аудитория закончит аплодировать хору. Репортеры могут не совсем удачно подбирать слова, говоря о религиозных вопросах, однако их высказывания не так уж далеки от истинного положения дел в этой области.

Изучая упоминания пения в Псалтири, я был больше всего поражен тем, как часто встречается призыв «пойте Господу» или «пойте Богу», когда речь идет о поклонении Богу в пении. Наше пение адресовано Богу, а не слушающей аудитории. Мы должны угождать только Ему. Воспевание Бога — это не концерт.

Во-вторых, Евр. 12:28, говоря о том, что нужно «служить благоугодно», явно дает понять, что бывает поклонение неблагоугодное. В Кол. 2:23 сказано о «самовольном служении». В Международном Библейском Обществе такое служение связывается с «самодеятельным благочестием, ложным смирением и изнурением тела».

КАК ПОКЛОНЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕУГОДНО БОГУ?

Иисус говорил о тщетном поклонении (Мф. 15:9). Господь требует, чтобы люди поклонялись только Ему. Он не будет делить поклонение ни с каким идолом или ложным богом. В Писаниях мы также видим поклонение Богу — явно искреннее поклонение — которое Бог отвергает. Он принял приношение Авеля, но отверг приношение Каина (Быт. 4:4, 5). Надав и Авиуд, сыновья Аарона, поклонялись, когда были сожжены за принесение чуждого огня, чего Бог не велел им (Лев. 10:1, 2). Царю Саулу было сказано, что его план жертвоприношения Господу в Галгале есть «непокорность» (1 Цар. 15:23). Саул отверг слово Господа, и Господь отверг его.

Пророк Амос предоставил один из самых ярких примеров неугодного поклонения. Сегодня часто считается, что искренность со стороны поклоняющегося перевешивает все остальное. Амос обвинил Израиль в несправедливости к человеку, но не в отсутствии искренности в поклонении. И все же Бог не принял их жертвы, и Он не захотел слушать звука их гуслей (Ам. 5:21-23).

Спустя полвека Бог через Исаию назвал жертвы Иуды «дарами тщетными» (Ис. 1:11-15). Он не терпел их празднований. Его душа ненавидела их новомесячия и установленные праздники. Они были бременем для Господа. Он устал нести их. Он не хотел больше слушать их молитвы. И вновь ни слова не сказано о возможной неискренности со стороны поклоняющихся. Поклонение должно быть искренним, но искренность не единственный тест на его угодность.

На протяжении всей истории люди, похоже, рассуждали так: приношения Богу должны быть эстетически приятными для глаз и ушей приносящих. Они построили величественные соборы, украшенные высокохудожественными витражами и самыми лучшими произведениями искусства. Многие картины, которые сегодня считаются шедеврами, были написаны для украшения церквей. Были изготовлены специальные книги с изображениями высших церковных чинов в красочной одежде. Для богослужений писалась самая приятная для человеческого уха музыка.

Амос указывал, что человеческое поклонение необязательно угодно Богу: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песен твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (5:21-24).

Мы читаем, что Господь обонял приятное благоухание всесожжений Ноя на жертвеннике после потопа (Быт. 8:20, 21). Однако в Законе Он предупреждал, что если Израиль пойдет против Него, Он не будет «обонять приятного благоухания жертв [их]» (Лев. 26:31). Курение благовоний было особой частью служения в день Очищения (Лев. 16:12, 13). Жертва Христа приравнивается к этому приятному благоуханию (Еф. 5:2).

Скиния (а позже храм) имела жертвенник курений, где священник утром и вечером приносил фимиам. О воскурении фимиама одобрительно говорится в Пс. 65:15 и 140:2. Священник Захария как раз исполнял это служение, когда ему явился ангел Гавриил с вестью, что у него будет сын, которого мы знаем как Иоанна Крестителя (Лк. 1:8-23). О фимиаме также говорится, что он присутствует на небесах (Отк. 5:8; 8:3, 4). Широкое использование фимиама упоминается в Мал. 1:11: «Ибо от восхода солнца до захода велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему». Однако через Исаию Господь отрицательно отзывался о неповинующихся, сжигавших курения и приносивших жертвы: «Они — дым для обоняния Моего» (Ис. 65:5).

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О МОЛЧАНИИ ПИСАНИЙ?

Некоторое время назад община, где я служил, брала интервью у наиболее предпочтительного кандидата в проповедники. Этот человек был явно способным и популярным. Все шло к тому, что выбор падет на него. Однако, насколько я видел, никто не спросил его, что он думал и что проповедовал о различных проблемах, волновавших общину в то время. Перечень вопросов, который я подготовил для собрания, потерялся, когда его передавали вперед. Община, не знающая убеждений своего проповедника, навлекает на себя трагедию. Поколение назад проповедник знал, что во время собеседования старейшины спросят о его убеждениях. Я спросил этого проповедника, что он думает о молчании Писаний. Мне показалось, что этот вопрос привел его в замешательство, и потому я поставил вопрос иначе, использовав образ уличного светофора: «Молчание Писаний это зеленый свет, означающий, что можно идти вперед, или красный?» Кандидат ответил: «Это желтый, предостерегающий свет». Ранее, говоря об общине, в которой он в то время работал, он упомянул некоторые виды деятельности, несанкционированные Писаниями. После ответа некоторые в собрании, кажется впервые, задумались, а действительно ли он лучший выбор. Вскоре он сам снял свою кандидатуру с дальнейшего обсуждения.

Новый Завет — это не подробный перечень всего, что человек не должен делать в поклонении. Для христианского мира в целом подобный список был бы бесконечным. Библия не говорит, что мы не должны окроплять водой младенцев, кадить ладаном, устраивать религиозные процессии, подавать воду или напитки во время Господней вечери или иметь патриарха, кардиналов, епархиальных епископов и другие должностные лица. Она не говорит, что у нас не должно быть обязательных постов с установленным временем их соблюдения, ежегодных членских взносов, свечей, литургий и соборований перед смертью.

Хорошей иллюстрацией этого принципа являются Божьи указания по строительству ковчега. Бог без единого отрицания запретил Ною строить какой-либо другой корабль или строить корабль другого размера. Ной сделал все так, как велел Господь (Быт. 6:22). То же можно сказать и о Моисее в связи со скинией (Исх. 36:1; 40:16). Давид передал Соломону чертежи храма как полученные им от Самого Господа (1 Пар. 28:19).

Весь деловой мир работает по тому принципу, что молчание — это знак запрета. Недавно я заказал по интернету авиабилет и заплатил за него с помощью банковской карты. Мне не нужно было ни с кем ни о чем говорить, даже о моем месте в самолете. Я мог быть уверен, что авиакомпания пришлет мне только тот билет, который я заказал. Я знал, что молчание они воспримут как запрет. Они не пришлют мне билет на какой-то другой день, на какой-то другой час или в какой-то другой пункт назначения. Они не выставят мне счет за обед, за страховку или за литературу, которую можно почитать в пути, — а только за то, что я конкретно указал. Они могли бы это сделать, потому что у них был номер моей карты, но они понимали, что молчание — это не зеленый свет.

Когда я привожу свою машину на станцию техобслуживания для замены масла, я могу оставить ее с уверенностью, что не получу еще и комплект новых покрышек. Некоторые станции пытаются навязать вам всевозможный сервис, какой только могут предложить, но и они знают, что молчание — это красный свет. Прежде чем сделать что-то, они должны получить на это разрешение. Молчание — знак запрета.

Как-то я провел одну ночь в парижском отеле. В то самое время, как я собрался съезжать на следующее утро, работник гостиницы принес мне завтрак, который я не заказывал. Когда я оплачивал счет за проживание, я сказал, что не заказывал завтрака, и с меня не стали требовать оплату за него. Кассир знал, что молчание — знак запрета.

Если бы я связался с биржевым маклером, чтобы купить или продать определенное количество акций, то было бы куплено или продано только то количество, которое я указал. Неважно, насколько умно или глупо была бы совершена продажа или покупка, насколько привлекательной могла бы быть другая сделка, мне бы не выставили счет и не заплатили бы за то, что я не включил в список. Молчание ограничивает. Молчание — знак запрета.

В I веке апостолы и старейшины написали письмо, касавшееся тех, кто настаивал на обязательном обрезании язычников. По этому поводу они сказали: «Мы им не поручали» (Деян. 15:24). Их молчание было не знаком согласия, а знаком запрета.

Когда Филиппу в Самарии было велено пойти на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу, ему не нужно было говорить: «Не иди в Иерихон». Когда Савлу Тарсянину было сказано пойти в Дамаск, ему не нужно было говорить: «Не возвращайся в Иерусалим». Когда Петру в Иоппии было велено немедленно пойти с людьми Корнилия в Кесарию, ему не нужно было говорить: «Держись подальше от Иерусалима». Молчание — знак запрета.

Молчание в Писаниях обсуждается в Послании к евреям. На земле Иисус не мог быть священником, потому что Закон ничего не говорил о священниках из колена Иуды (Евр. 7:14). Такой священник был запрещен молчанием. Автор также рассуждает о превосходстве Христа, основываясь на словах, которые Бог никогда не говорил ангелам или об ангелах (Евр. 1:5).

Для некоторых людей, похоже, убедительным кажется следующий довод: «Я прочитал весь Новый Завет от начала до конца и не нашел ни одного стиха, где было бы сказано, что нельзя в богослужении использовать инструментальную музыку». Ошибочность такого довода становится очевидной, если отнести его к другим действиям во время поклонения. В Новом Завете нет ни одного стиха, где бы говорилось, что на Господней вечере нельзя употреблять воду вместо виноградного сока. Когда Господь сказал «…плода виноградного» (Мф. 26:29; Мк. 14:25; Лк. 22:18), это исключило употребление всего другого, кроме виноградного сока, который является «плодом виноградным».

В Ветхом Завете в поклонении регулярно использовался фимиам. Фимиам приносили на жертвенник курений утром и вечером в скинии, а позже в храме. Фимиам упоминается в Пс. 140:2 и в Мал. 1:11, а также в Отк. 8:3, 4. Я не нахожу в Новом Завете ни одного отрывка, который бы говорил, что мы не можем иметь его в церковном богослужении, если бы захотели! Однако Бог не утвердил его использование христианами во время поклонения.

Не встретил я в Новом Завете и отрывки, которые бы говорили, что в церкви на богослужении не должно быть религиозных танцев. Некоторые люди обладают особым танцевальным даром и своими публичными выступлениями доставляют удовольствие другим. Какой отрывок запрещает танцевать во время поклонения Богу? Псалтирь говорит о прославлении Господа в танцах (149:3; 150:4). Танцы и сегодня являются частью поклонения некоторых религиозных групп. Однако Бог никогда не поручал христианам танцевать во время поклонения Ему.

Я читаю и изучаю Новый Завет с самого детства и никогда не встречал ни одного стиха, где было бы сказано не окроплять детей водой, называя это крещением. А это широко практикуется в некоторых деноминациях. Хотя это часто оправдывают высказыванием Иисуса «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14), следует заметить, что Иисус не окроплял их. Он возложил на них руки и благословил их. Дети не могут исполнить необходимые условия крещения — уверовать и покаяться. Когда было введено крещение младенцев, церковь существовала уже несколько веков.

Подобным же образом Новый Завет не санкционирует и использование музыкальных инструментов в общецерковном поклонении. Это дает полное основание выступать против них.

Ошибочность рассматриваемого нами умозаключения состоит в допущении, что в Новом Завете разрешено все, что конкретно не запрещено. Люди, допускающие это, выбирают лишь то, что им нравится. Они спрашивают не «Что хочет Бог?», а только «Что хотим мы?» Они рассуждает так: если в человеческих глазах то или иное действие желательно, то оно приемлемо и в Божьих глазах. Они не принимают во внимание, что Бог четко сказал: «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8). В связи с древними попытками поклоняться, принося в жертву детей, Бог заявил: «Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер. 32:35; см. 19:5).

Божье откровение на Синае имело некоторые конкретные запреты, выраженные в абсолютной форме: не делать того-то и того-то; но это не всеобъемлющий перечень всех греховных дел, которые могут взбрести в голову человека. Когда мы исследуем Библию в поисках Божьей воли, нашим первым вопросом должен быть не «Где она говорит, что нельзя?», а «Где Бог говорит, что это Ему угодно?»

Новозаветное поклонение не ставит своей целью угождение людям. У римлян бытовала поговорка, перешедшая в русскую речь: «О вкусах не спорят». Люди имеют тысячи разных вкусов. Когда я женился, то обнаружил, что вкусы моей жены и мои не всегда совпадали. Но в интересах мира и любви я научился иногда уступать ее вкусам.

Павел не говорит, что целью поклонения является заставить Бога принимать то, что хотят люди. Напротив, наша цель — «брать в плен всякие мысли, подчиняя их Христу» (2 Кор. 10:5; Современный Перевод). Сам Иисус пришел в мир для того, чтобы творить не Свою волю, но волю Пославшего Его (Ин. 6:38).

КАК ПОКЛОНЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ УГОДНО БОГУ?

В поклонении необходимо угождать одному только Богу. Павел однозначно заявил, что в своих проповедях он старался угождать не людям, но Богу (1 Фес. 2:4). Иоанн писал, что мы получаем от Бога то, что просим, «потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:22).

О Себе Иисус говорил: «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:29). В Гефсиманском саду Он молился: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). «Христос не Себе угождал» (Рим. 15:3). В своих проповедях Павел ставил целью угождать не людям, а Богу (1 Фес. 2:4); подобным же образом он и фессалоникийцев просил и умолял угождать Богу (1 Фес. 4:1). О колоссянах он молился, чтобы они во всем угождали Богу (Кол. 1:10), и негативно высказывался о цели «себе угождать» (Рим. 15:1). Он говорил, что «каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию».

Слово (эуарестос) в Новом Завете пять раз переводится как «благоугодный». Павел побуждает римских христиан представить свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). Эфесских христиан он призывает: «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф. 5:10). Дар, который Павел получил от филиппийцев, будучи в Риме, был как «благовонное курение, жертва приятная, благоугодная Богу» (Фил. 4:18). Когда дети слушаются родителей, это «благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Благословение Послания к евреям включает просьбу к Богу произвести в читателе «благоугодное Ему» (Евр. 13:21). Воин в действующей армии должен делать все, чтобы «угодить» (ареско) своему военачальнику (2 Тим. 2:4). Если воин будет делать то, что сам пожелает, то может и не угодить.

Писания говорят нам о Божьей воле в отношении поклонения. Когда я занимаюсь исследовательской работой, размышляю, учу или проповедую — если в это время Святой Дух говорит мне прямо, непосредственно что-то помимо того, что я читаю в Божьем Слове, то до сих пор я ничего не слышал, возможно потому, что туг на ухо. Если что-то приходит ко мне во сне, то мои сны такие путаные, что я никогда не стану доверять им. Я только знаю, что Бог сказал: «…поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19; см. Кол. 3:16). И еще: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Здесь все предельно ясно.

Общаясь со своими детям, я понял, что если один из них захотел что-то определенной марки, а я купил ему что-то другое, то я потратил деньги впустую. Когда я только женился, моя жена не тратила много денег на одежду. Однажды мы поехали в гости в другой город, где ее близкие подруги повели ее по магазинам. Она примерила новый костюм, но, несмотря на все их уговоры, не купила его. Они мне об этом рассказали, и я послал их обратно, чтобы они купили ей этот костюм. Когда мы вернулись домой, и я стал распаковывать вещи, она спросила, что в том пакете. Я вынул оттуда костюм, и она заплакала. Если бы это был набор покрышек, пила или дорогие книги, слез бы не было. Пение должно доставлять удовольствие Богу, а не поклоняющимся. Как узнать, чего Он хочет? Должны ли мы думать, что Ему приятно то, что приятно нам?

Какое же поклонение угодно и приятно Богу? Он хочет, чтобы мы, христиане, пели и воспевали в своих сердцах.

Получая образование в разных учебных заведениях, я знакомился с членами многих религиозных групп. Я не мог втиснуть их в свои рамки, так же как и они меня — в свои. Во всех этих группах я видел преданных, жертвенных людей, стремящихся к знаниям и обладающих высокими моральными качествами и идеалами. Во всех них есть также люди, не соответствующие идеалам группы, — да ведь и у каждого из нас тоже есть недостатки. Все мы призваны делать учения, которым мы следуем, привлекательными для других посредством своего образа жизни. Тем не менее, дела людей не являются мерой Божьей воли. Мы призваны исполнять Его волю независимо от того, что решили делать другие. Иисус Навин хорошо выразил эту цель, сказав: «Я и дом мой будем служить Господу» (Иис. Н. 24:15).

#поклонение #христиане #христианин #христианство #библия #бог