Средневековая Европа — это жесть. Про то, что они там не мылись месяцами, а иногда годами, известно. Про всякие дикости и ужасы инквизиции ещё в школе рассказывают. А вот то, что в Средние века (не только в Европе, но и в колониях) были популярны судебные процессы над животными, для многих может оказаться новостью. Всё по-серьезному: с вызовом в суд, адвокатами, опросами свидетелей и даже пытками.
Расходы бюджета на дела с животными были такими же, как на людей (содержание под стражей, бесплатный защитник и прочее). Вот лишь несколько примеров "громких" дел, которые дошли до наших дней.
В Отэнском церковном округе прошел громкий процесс против крыс, сожравших урожай в большей части Бургундии. Их предали анафеме.
Община Стельвио возбудила дело против кротов и полевых мышей.
В 1389 году в Дижоне судили лошадь, убившую седока. Её казнили.
В 1713 году в Бразилии было дело против термитов, которые подточили деревянные сваи, прогрызли ларь и стащили всю муку. Их переселили.
Жители Вильноза предъявили иск гусеницам за то, что они съели листья на деревьях.
1474 году в швейцарском городе Базеле судили петуха за связи с дьяволом. А все оттого, что хозяину показалось, якобы его петух снес яйцо. По решению суда несчастную птицу и злополучное яйцо сожгли.
Бразильские францисканцы судились с муравьями.
1457 году в Савиньи свиноматка с поросятами задавили мальчика, который с ними играл. Свинью за это повесили за задние ноги, а поросят отпустили, поскольку суд не смог доказать их вину.
Что интересно, некоторые дела рассматривались церковным судом, а некоторые светским. Дело относили к юрисдикции того или иного суда в зависимости от предполагаемого приговора. В тех случаях, когда приговор мог быть приведен в исполнение — отрубить голову петуху, казнить лошадь или свинью, — делом занимался светский суд. Во всех остальных — церковный. Отсюда и смешные приговоры о переселении жуков на земли пригодные для их пропитания, но те, где они не будут докучать людям. Если насекомые и животные не повиновались решению суда (знали бы они вообще о том, что от них хотят) их отлучали от церкви.
Адвокаты постоянно обращали внимание на то, что анафема не может применяться к тем, кто ни разу не был допущен к причастию и даже не обладает бессмертной душой, но эти доводы редко бывали услышаны.
Звучит как бренд, но часто всех все устраивало, потому что гусеницы превращались в бабочек, саранча перелетала в новые места и так далее. А если нет, то вину в конечном счёте возлагали на крестьян, мол, те плохо платят церковную десятину.
Впрочем, в некоторых случаях светские суды проявляли рассудительность и не просто казнили животное, а сдавали его на скотобойню, а вырученные деньги отдавались истцу, выигравшему дело. Но голову всегда оставляли и вешали её на всеобщее обозрение, так сказать, в назидание другим животным.
Можно приводить ещё много примеров бредовых судебных дел, независимых экспертиз для определения пригодности мест, предлагаемых для переселения, для жизни жуков, но, думаю, что уровень сумасшествия и так понятен. Остаётся сказать только то, что если собакам, свиньям, лошадям и другим животным, обвиненным в колдовстве (да-да, я уже говорил про суд над петухом) давали возможность оправдаться и защититься, то кошек массово казнили и убивали без суда и следствия просто за принадлежность к виду, ассоциирующемуся с дьявольскими силами. Всё, я больше не могу про это писать, дурею.
Вот тут мой Телеграм-канал, а вот, что ещё рекомендую почитать: