По мере развития ОЦО возрастает уровень их экспертизы, что позволяет сервисным центрам переводить на обслуживание все более сложный функционал. Вместе с тем, некоторые ОЦО уже на стадии запуска договариваются о максимальном переводе всего бэк-офисного функционала в ОЦО. Представители профессионального сообщества поделились с Клубом ОЦО своим опытом перевода так называемых нетрадиционных сервисов и высказали свое мнение, как оценивать эффективность подобного функционала.
Какие нетрадиционные сервисы выводятся в ОЦО
По словам Татьяны Ревякиной, директора по развитию Северсталь-ЦЕС, если 10 лет назад большинство ОЦО выполняли только транзакционные операции, то сейчас функционал сервисных центров не ограничен и определяется, в первую очередь, интересами и задачами конкретной компании. Далее мы рассмотрим функционал, который переводят на обслуживание в ОЦО реже, чем транзакционный, однако некоторые из рассмотренных сервисов все активнее централизуются именно в ОЦО.
Юридический функционал. Обслуживание договоров является традиционным сервисом очень многих ОЦО, однако последнее время все больше компаний переводят на обслуживание в ОЦО весь юридический функционал. Так, ЦСР ЕВРАЗа забрали этот функционал в полном объеме, в Центре сейчас работает более 150 юристов. В ГПМ Партнер централизована юридическая работа, и это не только работа с договорами, но и работа с претензиями, суды и т.д. ЦБУ ТМК-Синара еще при запуске Центра в 2021 году приняли решение о централизации юридической функции, включая корпоративную работу, судебно-претензионная работу и договорное направление. Согласно исследованию Клуба ОЦО, в 28% центров осуществляется юридическое сопровождение бизнеса.
Закупки «под ключ». Закупки уже давно стали довольно традиционной функцией, централизуемой в ОЦО – по данным Клуба ОЦО этот функционал есть в 31% центров. Вместе с тем, по мнению Татьяны Ревякиной, в российских центрах, в отличие от западных, пока достаточно редко выполняется полный цикл закупок, включая выбор поставщика. Ее поддерживает Нелли Мещерякова, генеральный директор ЦКР, которая считает, что сервис P2P в том или ином виде есть во многих сервисных центрах, но «под ключ» большинство компаний пока этот процесс отдавать не готовы. Так, в ЦКР в бизнесе остается процедура выбора поставщика, а все остальные процессы – сделки, их сопровождение, и т.д. уже выполняются ОЦО. Ольга Спесивова, заместитель генерального директора ОЦО «Сегежа Групп», говорит о том, что они стараются выстроить в центре сквозной процесс закупок – от потребности до оприходования на склад. В Центр закупочных сервисов ОЦО «Ростелеком», по словам Натальи Савинцевой, директора ОЦО, пока выведены такие функции, как простые закупки, претензионная работа, подготовка спецификаций и подготовка отчетности по определенным видам закупок.
Очевидно, что по мере роста зрелости рынка компании будут готовы отдавать в ОЦО полный цикл закупочных процессов, так как это дает больший эффект.
Бюджетирование и управленческий учет. Этот функционал пока чаще оставляют в управляющей компании, однако часть ОЦО уже начинают готовить управленческую отчетность и бюджеты. Так, в ОМК-ЦЕС еще в марте 2020 года была переведена функция производственной экономики: формирование функциональных бюджетов и бюджетов подразделений, сбор фактической управленческой отчетности, подготовка аналитики, калькулирование себестоимости, расчет арендной платы, претензий, – всего более 20 услуг.
В ОЦО «Сегежа групп» осуществляется функционал по формированию МСФО-отчетности и консолидированной управленческой отчетности по МСФО-стандартам – реализована единая методология и единая платформа сбора данных, что позволяет бизнесу и УК получать необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Страхование. В ЦКР поддерживается весь цикл процедуры страхования – от определения параметров страховых программ и выбора поставщиков до заключения сделок и их сопровождения. В ОЦО «Сегежа групп» пока осуществляется только сопровождение договоров страхования имущества и ДМС.
Продолжение статьи читайте по ссылке