Найти в Дзене
Наталия Ефимова

Литва в том, что сделала против нас, обвинила Россию

Я когда слушаю новости из маленькой прибалтийской республики, думаю о подруге, которая каждый год проводила там с семьей половину лета. Говорит, привязались и к месту, и к хозяину, с которым сложились дружеские отношения

Мне повезло побывать в детстве с мамой в прибрежном санатории в Паланге. И в Клайпеде я была, и по литовской Сахаре на Куршской косе побродила. Очень сильное впечатление произвели тогда на меня в Литве кресты с крышами-домиками и зарубками на деревянных столбиках возле дорог - установленные, наверное, там, где погибли в автомобильных авариях люди. Мне объяснили, что зарубки - затем, чтоб душе было легче подняться, цепляясь за них, и постоять, а крыша, чтоб она не мокла под дождем.

Какие прекрасные заботливые люди здесь живут, подумала я.

А еще однажды в бесшабашной молодости мы рванули на Новый год в Каунас большой компанией. И я помню горячий глинтвейн в симпатичных кафе, и наш веселый, совместный с местными смех, когда с морозный солнечный день, как малые дети, катались, в чем были, с огромной городской горки.

Каждый раз, вспоминая те дни, я думаю - откуда потом взялась брызжущая через край ненависть? Что мы им сделали?

Конечно, переживая за калининградцев, я захотела узнать - а что там сейчас думают про всю эту историю. Ну, хотя бы местные газеты. На русском ничего не нашла. Потом увидела странное издание, в котором по теме стояла куча статей. С трудом протестировала несколько словарей. Извините за огрехи, если что, но я старалась.

20 июня вот в этом издании появилась статья под заголовком "Что может сделать Кремль, взбешенный калининградской "блокадой": Литва становится мишенью".

И вот содержание. Почитайте. Оно вас удивит не меньше других фейков западных СМИ. Но здесь будет соленый привкус Прибалтики:

"Шокирующие воинственные заявления о" готовности" решить "проблемы любыми средствами". Подобные заявления появились в России, когда Литва ввела ограничения на транзит российских товаров в Калининград после вступления в силу санкций ЕС. Даже если русские знали, что их ждет в середине июня, весь гнев сейчас направлен на Вильнюс, а не на Брюссель.

Брюссель запретил экспорт предметов роскоши из Евросоюза в Россию и примет другие дополнительные меры, которые нанесут "прямой удар по российской элите". Это обещала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в середине марта, перед тем как ЕС принял решение о принятии тогда еще только четвертого пакета санкций.

Их приняли 15 марта, когда были введены ограничения в отношении российской стали и другой продукции из черных металлов по контрактам, заключенным до 17 июня. ЕС в целом, а также Литва и, тем более, сама Россия могли бы подготовиться к тому, что с 17 июня такие товары не смогут проходить через территории стран Сообщества. Литва, конечно, находилась и находится в щекотливой ситуации - это единственная страна ЕС, через которую такие товары следуют транзитом из России в ее собственную Калининградскую область.

Теперь понятно, кто что подготовил: грузовая компания Литовских железных дорог официально уведомила железнодорожных чиновников Калининградской области России о том, что запрещает транзит ряда товаров по железной дороге из-за западных санкций.

ЕС принял санкции и разошелся. И в это время Россия начала разыгрывать спектакль: мол, для нее это настоящий сюрприз, Литва нагло предпринимает односторонние и незаконные действия, де-факто блокируя Калининград. Истерия, наводнившая российское общественное пространство в последние дни, переливается через край, а призывы к "ответным мерам и конкретным действиям против Литвы" выглядят по-настоящему воинственными и пугающими. Но что на самом деле может сделать Москва?

Постановочный спектакль истерии.

Паника в одном из калининградских супермаркетов строительных материалов, пожалуй, лучше всего отражает реальную и постановочную реакцию Кремля. Штурм супермаркета обычными россиянами, сметающими товары, может быть признаком как растерянности, силы кремлевской цензуры и каналов дезинформации, когда запреты ЕС "застали врасплох", так и подготовки к будущим санкциям.

В конце концов, тот же запрет, предусмотренный пакетом санкций ЕС, будет применяться к цементу, алкоголю и другой продукции с 10 июля, к углю и другому твердому ископаемому топливу - с 10 августа, а к российской нефти - с 5 декабря.

Но заявления самих кремлевских деятелей, будто Россия никогда не слышала о санкциях ЕС, принятых в марте, также показывают, что велась целенаправленная подготовка к этому. Возмущения и подобные заявления, как вспышки, следовали одно за другим.

Первоначально истерику устроил сенатор Андрей Климов. Он потребовал, чтобы ЕС заставил Литву снять ограничения на транзит российских товаров в Калининград, отметив, что в противном случае у России будут "свободны руки", чтобы "решить проблему самостоятельно".

"Евросоюз, если он незамедлительно не исправит наглую выходу Вильнюса, сам же дезавуирует для нас легитимность всех документов о членстве Литвы в ЕС и развяжет руки для решения созданной Литвой проблемы калининградского транзита ЛЮБЫМИ избранными нами способами", - написал Климов в своем Telegram-канале. Он также сказал, что, решив ограничить транзит почти половины грузов из России в свой самый западный регион, Литва "опрокинула стул", на котором она сидела в течение многих лет в качестве члена ЕС. Сенатор добавил, что, по его мнению, НАТО фактически объявила блокаду российского региона со стороны одного из своих государств-членов. "Это действие можно рассматривать как прямую агрессию по отношению к России, практически вынуждающую нас незамедлительно предпринять соответствующие действия по самообороне", - заключил Климов.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков был уже немного осторожнее и признал, что запрет на транзит санкционных товаров между Калининградом и Россией был беспрецедентным "нарушением всего", но это было вызвано санкциями ЕС. На самом деле, ему ничего не помешало сказать, что "такие действия можно рассматривать как элемент блокады".

Блокада в принципе может быть интерпретирована как акт войны в соответствии с международным правом. Для россиян он также имеет эмоциональное значение, с соответствующей нагрузкой, которая связана с историческими параллелями, такими как блокада Ленинграда в 1941-1944 годах. На самом деле, Россия уже готовилась к реальной и возможной блокаде Калининграда, как практически, так и риторически. Незадолго до 24 февраля в Калининград прибыл танкер со сжиженным природным газом. Еще в прошлом году, когда Эстония объявила о покупке у Израиля противокорабельных ракет нового поколения, в России уже шли разговоры о блокировке Калининграда и даже Санкт-Петербурга. В апреле этого года Владимир Джабаров, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Российской Федерации, уже махал кулаками.

"Я думаю, что пока это игра, прощупывание ситуации. Если будет блокада, как говорится, Советский Союз умел прорывать блокады, у нас большой опыт. Если они хотят создать ситуацию, когда мы должны будем прорвать эту блокаду, чтобы спасти жизни наших людей, живущих там, мы можем это сделать", - сказал российский политик. Джабаров тогда заявил, что надеется, что у западных стран "хватит мозгов не пойти на этот шаг".

Однако и тогда, и сейчас было ясно, что никакой реальной блокады Калининграда не будет. Кремль уже в марте знал, что в отношении России будут введены ограничения на сухопутный транзит некоторых товаров в Калининград через территорию одной из стран ЕС, то есть Литвы.

Но ведь ничто не мешает россиянам перевозить все свои товары другими способами - морским и воздушным. Это, конечно, гораздо дороже и неудобнее, но россияне уже привыкли летать в Калининград , совершая большую петлю над Балтийским морем - воздушное пространство стран ЕС давно закрыто для российских самолетов, и Калининград в результате не подвергался никакой блокаде.

"Наземный транзит между Калининградской областью и остальной частью России не приостановлен и не заблокирован. Транзит пассажиров и товаров, не подпадающих под санкции ЕС, продолжается. Литва не вводила никаких односторонних, индивидуальных или дополнительных ограничений на этот транзит. Мы не получали никаких дополнительных инструкций и не предпринимаем никаких дополнительных действий", - подтвердила BNS представитель Таможенного департамента Лина Лауринайтите-Григиене.

Но российская сторона не слышит таких аргументов и прибегает к тактике давления и угроз - не против ЕС в целом, который ввел санкции и вместе с Венгрией, которая любит ходатайствовать за Кремль, и Германией и Италией всё тщательно просчитывает. На этот раз давление и угрозы направлены непосредственно и конкретно на Литву. Это удобная цель, поскольку именно Литва может применить санкции напрямую в отношении российского сухопутного транзита, что не является головной болью для португальцев или эстонцев. Литва также - один из самых яростных критиков и противников России в публичной сфере. На протяжении многих лет именно Литва фигурировала в списках врагов России, а в последнее время именно Литва выделяется своими резкими заявлениями, требованиями к России ввести еще больше санкций и еще больше поддержать Украину.

(..). Теперь появляется еще одна "новость" - Литва снова откололась от всего ЕС и "ввела блокаду" для русских. Где это видано, чтобы какие-то лимитрофы издевались над великой Россией?

Действительно, требование России о снятии санкций ЕС может стать предметом будущих переговоров после того, как Россия выведет войска из Украины и отдаст оккупированные территории. Но давление на Литву, в частности, в надежде на то, что она станет "мягким" звеном ЕС, слабым звеном, которое даст трещину, может также основываться на странных принципах принятия решений Кремля, которыми он славится в последнее время. (...) "Поведение России после 24 февраля трудно предсказать", - признал Линас Коялас, руководитель Центра восточноевропейских исследований. Рассуждения о том, что Россия может сделать сейчас, являются спекулятивными и неточными. Однако несколько показательных фактов все же уместны. Начав конфликт в Украине и просчитав как свои возможности, так и возможности украинцев, а также реакцию Запада - военную поддержку Киева, санкции - Россия имеет мало пространства для маневра и сил для реализации своих угроз, таких как "силовой прорыв блокады".

Любая военная агрессия против Литвы, члена НАТО и ЕС, может спровоцировать конфликт, к которому Россия не готова. По крайней мере, об этом свидетельствуют неудачи российских военных перед лицом западной техники, оружия и обученных на Западе украинцев на поле боя. (...) С другой стороны, у России есть арсенал средств, который всегда находится на грани "серой агрессии":

В течение многих лет Литва и другие страны говорят об инструментах гибридной войны, которые может использовать Москва - от кибератак и энергетического шантажа до специальных кинетических операций против критической инфраструктуры враждебных России государств. Россия уже была замешана во взрывах военных складов в Чехии и Болгарии, а также в операциях военной разведки по отравлению или расстрелу критиков Кремля в западных столицах.

В сентябре прошлого года наблюдатели за международным судоходством, возможно, подняли брови, когда из Балтийска в Калининградской области прошла большая группа российских военных кораблей, а данные передатчика, казалось, указывали на то, что по крайней мере несколько российских военных кораблей уже прибыли в территориальные воды Литвы вблизи Клайпеды. Однако это был всего лишь обманный ложный сигнал. Нарушение международного судоходства стало бы своего рода блокадой Клайпеды, а провокации во время перевозки запрещенных товаров (и не только) поездами и инциденты на границе могли бы вызвать дополнительную напряженность для Литвы, которая едва пережила кризис мигрантов. Правда, в Литве уже много раз готовились провокации с поездами и железными дорогами. И как Литва и ЕС в целом, а также НАТО отреагируют на реальные и беспрецедентные провокации Кремля, когда терпение будет испытываться, даже если Россия ничего не сможет сделать, кроме как стиснуть зубы и обеспечить поставки необходимых товаров в Калининград по морю и суше?

Пока что это лишь теоретические соображения, ожидание того, что Москва, которая обещала "ответить", сделает на самом деле".

*******

Ну что понравилось? Мы всё знали и устроили постановку, по мнению экспертов этого литовского издания. Продолжение серии фейков от21 июня я пропущу. Сразу к одному из сегодняшних, под названием "Дипломат объясняет кое-что очень интересное о соглашении о транзите с Литвой: Россия снова лжет, надеясь добиться того, чего давно хотела".

Дипломаты удивят вас еще больше! Они повсюду теперь такие. Люди, призванные вести себя сдержанно и договариваться о мире.

Читаем:

"На фоне дискуссий о приостановке транзита некоторых товаров в Калининград дипломат Альбинас Янушка убежден, что Россия сейчас шантажирует ЕС соглашением о грузовом транзите, поскольку существует только соглашение о пассажирском транзите в Калининград. Между тем, комиссар ЕС Виргиниюс Синкявичюс говорит, что придется приложить немало усилий, чтобы ни наши западные партнеры, ни кто-либо в Литве не сомневался в законности наших действий.

"Речь идет не о прекращении транзита через Калининград (это не так), а о транспортировке санкционных товаров через Литву. Другими словами, согласна ли Литва с тем, что из-за желания России, выраженного в форме ультиматума, Литва сделает специальный железнодорожный коридор, где будет присутствовать Россия, а не Европейский Союз?", - спрашивает А. Янушка.

По словам дипломата, имеются несколько очевидных фактов: есть соглашение о пассажирском транзите, но нет соглашения о грузовом транзите, хотя Россия всегда хотела его получить и, по словам г-на Янушки, сейчас использует шантаж, чтобы получить его: "Кто этого не видит? И нам удалось не сделать ... особых исключений для России, когда мы вступили в ЕС. Это наше достижение, которое Россия признала и приняла в то время. Нет причин, почему сейчас должно быть по-другому". Дипломат пишет, что в качестве страны-члена ЕС транзит Литвы теперь регулируется рядом компетенций ЕС. "Регулирование транзита санкционных товаров является исключительной компетенцией ЕС, и нет никаких исключений, что транзит товаров через Литву должен быть иным. Как мы знаем, Литва консультировалась с ЕК. Транзит не прекращается, но вводятся санкции на определенные товары", - говорит он.

A. Янушка подверг критике комиссара ЕС Виргиниуса Синкявичюса, который предположил и упрекнул, что при принятии четвертого пакета санкций мы должны были договориться с Россией, чтобы санкции не распространялись на калининградский транзит.

"Когда русские лупят ракетами по Украине, Литва просит ЕС сделать специальный коридор для санкционных товаров через Литву. Как такое можно себе представить? Это был бы полный скандал", - пишет он. Дипломат добавляет, что нет, Литва не может избежать "калининградской дилеммы", потому что здесь нет никакой дилеммы. Литва не могла и не может заботиться об интересах России. "Мы не можем предложить специальный коридор для России через Литву, где не действовали бы законы ЕС. Мы боремся против любой экстерриториальности с Россией с 1993 года, и трудно понять, как сегодняшние критики могут быть настолько неосведомленными об одном из самых фундаментальных интересов Литвы. Россия пригрозила, что мы должны отказаться от своего суверенитета ради ее душевного спокойствия? Невероятно", - пишет он.

По словам г-на Янушки, Россия всегда могла бы поговорить с ЕС самостоятельно, но она этого не сделала, потому что у нее были другие цели. "Да, в течение нескольких дней России отчасти удавалось продвигать в мировых СМИ нарратив о том, что это литовско-российская проблема. Но здесь виновата не только и не столько Литва (и если это небольшое недоразумение, то сейчас не время ввязываться в драку из-за PR-проблем), сколько Комиссия, которая еще вчера должна была четко и недвусмысленно заявить о своих полномочиях", - говорит он.

(...) По словам дипломата, ситуация серьезная, бояться не стоит, но нам нужно больше присутствия НАТО, возможно, сегодня у нас нет полного потенциала для размещения дивизии, но стратегия НАТО не делается за несколько дней. "Важно, чтобы правительство слишком рано не пошло на компромиссы", - говорит Янушка.

Раскритиковав во вторник Литву за недостаточную готовность справиться с волной истерии из России, еврокомиссар Синкявичюс вечером во вторник сказал в соцсетях, что хотел бы еще немного прояснить ситуацию."Во-первых, эта ситуация коренится в агрессии ... России против Украины. Тот факт, что из-за санкций некоторые товары сейчас нельзя перевозить через территорию Литвы (ЕС), является лишь следствием действий России. В дискуссиях и обсуждениях в Европейской комиссии я всегда добивался самых сильных, эффективных и широких санкций", - пишет он. Во-вторых, по словам Синкявичюса, Литва выполняет санкции, с которыми она согласилась, так, как о них договорились страны-члены.

"Могла ли Литва поднять вопрос об исключительности транзита? Могла. А должна была? Нет, Литва в течение многих лет была голосом здравомыслия, требуя от России ответственности за разрушения в Грузии и на Украине, и было бы странно требовать уступок сейчас. В-третьих, Литва обратилась за юридическим разъяснением, и Комиссия его предоставила. Комиссия поддерживает и будет поддерживать Литву в этой ситуации", - сказал он. В-четвертых, по мнению Синкявичюса, вопрос в том, является ли уступка Кремлю шагом навстречу. По его мнению, это было бы преклонением перед режимом Путина, а этого нельзя допустить ни при каких обстоятельствах. "Санкции должны быть принудительными. В-пятых, из сегодняшней дискуссии и реакции я вижу, что это только начало. Нет сомнений, что российская пропагандистская машина продолжит атаковать Литву и ЕС в целом. Поэтому нам придется приложить большие усилия, чтобы ни наши западные партнеры, ни кто-либо в Литве не сомневался в законности наших действий", - написал он".

******

Я даже не хочу комментировать этот поток сознания. А расскажу еще одну историю, еще один крошечный эпизод из моего детского пребывания на берегу Балтийского моря. Для купания был слишком холодный день и сильный ветер. Мама отдыхала где-то в дюнах, я, сидя на корточках, на песке прямо у набегающих волн, выискивала, как и многие гости Паланги крошечные дары моря - осколки янтаря.

Пластиковый стаканчик держала левой рукой, отведенной назад.

И вдруг почувствовала, что в него кто-то залез.

Местный мальчик долго и деловито копаясь в стаканчике, перебирал мои находки. Выбрал самый крупный темно-желтый камешек, которому я радовалась больше всего, положил к себе в кармашек. И с невозмутимым каменным лицом медленно пошел по берегу дальше.

Долгие годы я не могу забыть этот эпизод. Потому что не понимаю, почему я так ничего не смогла ему сказать.

Мала была или просто остолбенела от искреннего детского непонимания - как можно так поступать?

До сих пор в шоке. Даже сейчас, когда прошло столько лет.

-2