Найти тему

В Самару! На родину слонов и на дачу Константина Головкина

Самара – родина слонов! Для сомневающихся поясняем, что предки современных ушастых красавцев появились здесь задолго до основания Самары - как минимум два миллиона лет назад - и приглашаем в краеведческий музей, где хранятся останки аж четырех видов. Один из видов – южный слон – так вообще был самым крупным представителем хоботных, существовавших на планете. Позже древние гиганты переселились в жаркие страны, так что символом Самары стали совсем другие слоны.

Со слонами с Самарской области все обстоит хорошо, части скелетов находят до сих пор
Со слонами с Самарской области все обстоит хорошо, части скелетов находят до сих пор

Главные самарские слоны стоят на высоком волжском берегу возле дома, который в народе называется «Дом со слонами», в документах – «Дача Константина Головкина» и является одним из признанных шедевров русского модерна.

Волжский берег
Волжский берег

Владелец дачи построил ее по собственному проекту, при том, что профессиональным архитектором вовсе не был. А кем был? Был купцом, купеческим сыном, купеческим внуком и купеческим правнуком! Его отец прошел путь от простого коробейника до владельца нескольких магазинов, а мать принадлежала к богатейшему самарскому клану - была внучкой Михея Шихобалова.

Екатерина и Константин Головкины
Екатерина и Константин Головкины

Константина тянуло к изобразительному искусству – но он с ранних лет постигал искусство предпринимательства, работая в магазине отца. Так что технику живописи пришлось осваивать самостоятельно, а систематического художественного образования он так и не получил. После окончания Самарского Реального училища Константин продолжал работать в посудо-обойном магазине отца (на улице Куйбышева, 103), пройдя путь от рассыльного до заведующего.

Ряд специалистов считает, что строгие фасады уже предвосхищают стиль "конструктивизм"
Ряд специалистов считает, что строгие фасады уже предвосхищают стиль "конструктивизм"

К творческим наклонностям сына Павел Иванович относился скептически – но рисовать не препятствовал. В 1903-м году Константин получил в наследство магазин и сам стал самарским купцом второй гильдии. Вплоть до 1917-го года Головкин успешно занимался коммерческой деятельностью. В историю Самары он вошел как художник, фотограф, краевед и археолог – при этом являлся одним из богатейших жителей Самары. Семейная торговая смекалка, знания, усилия и изворотливость принесли ему состояние свыше двух миллионов. По тем временам – сумма огромная! Несмотря на богатство, жил, по воспоминаниям современников, довольно скромно.

...но большинство относит к "венскому сецессиону"
...но большинство относит к "венскому сецессиону"

А свою невероятную дачу Константин Павлович построил в 1908-м году, вскоре после женитьбы. Кстати, Головкин привез в Самару первый автомобиль, чтобы произвести впечатление на будущую невесту. Можно предположить, что и на постройку дачи его тоже вдохновила красавица Екатерина

Прекрасная девушка - символ Волги
Прекрасная девушка - символ Волги

Проект, как уже сказано, Головкин выполнил сам – делал многочисленные эскизы, клеил макеты – один другого интереснее. Дом в итоге получился в стиле Венского сецессиона, не имеющим ничего общего с русским провинциальным модерном. Здесь все функционально и элегантно. Цветочные мотивы и причудливо изогнутые линии отсутствуют. Ни один фасад не похож на другой, с каждой стороны пластика и декор раскрываются по-новому. Романтичный облик придают «прорезающие» стены щелевидные окна-бойницы, открытые террасы, смотровая площадка на башне. И, конечно, скульптура выходящей из воды девушки, олицетворяющей Волгу. Все это служит фоном для главного элемента - статуй тех самых слонов. Сделаны бетонные великаны тоже по эскизам Головкина, облик имеют брутальный и суровый. Стоят на страже, одним словом.

Слонов устанавливали так, чтобы их было видно с проплывающих по Волге кораблей
Слонов устанавливали так, чтобы их было видно с проплывающих по Волге кораблей

Что касается интерьеров – во всех пяти комнатах стены были разных цветов, а гостиную украшали изображения парящих ангелоподобных женских фигур. На стенах размещались картины хозяина, чередовавшиеся с металлическими пластинами, имеющими цветочно-ягодный орнамент с цветными стеклянными вставками на месте ягод. Мебель тоже была выполнена по эскизам Головкина.

1922- ой год. Девушка на фото - Елизавета Зиберт.  Она скоро уедет в Америку, и в 1926-м году родит Владимиру Маяковскому дочь.
1922- ой год. Девушка на фото - Елизавета Зиберт. Она скоро уедет в Америку, и в 1926-м году родит Владимиру Маяковскому дочь.

Относительно инженерного оснащения – процитируем самого Константина Павловича: «Все дачи были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу»

Один из первоначальных вариантов
Один из первоначальных вариантов

Предвижу вопрос – что было дальше? Революция, Гражданская война, смена правящего режима, отъезд хозяина в Иркутск для участия в археологической экспедиции. В годы гражданской войны на даче располагался полевой госпиталь, после войны – детский дом. В 1929-м году отдали под клуб самарского «Водоканала». С клубом тоже особо не заладилось, зато новый владелец возвел вокруг бывшего дачного ансамбля глухой забор, и долгие годы его единственным обитателем был сторож. Иногда, правда, проводились "тематические корпоративы" для избранных.

-10

Несколько лет назад уникальный памятник был передан Самарскому Техническому Университету. С этой сменой хозяев жители города связывают большие надежды на его возрождение.

Тематический корпоратив в 2018-м году
Тематический корпоратив в 2018-м году

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете