Самара – родина слонов! Для сомневающихся поясняем, что предки современных ушастых красавцев появились здесь задолго до основания Самары - как минимум два миллиона лет назад - и приглашаем в краеведческий музей, где хранятся останки аж четырех видов. Один из видов – южный слон – так вообще был самым крупным представителем хоботных, существовавших на планете. Позже древние гиганты переселились в жаркие страны, так что символом Самары стали совсем другие слоны.
Главные самарские слоны стоят на высоком волжском берегу возле дома, который в народе называется «Дом со слонами», в документах – «Дача Константина Головкина» и является одним из признанных шедевров русского модерна.
Владелец дачи построил ее по собственному проекту, при том, что профессиональным архитектором вовсе не был. А кем был? Был купцом, купеческим сыном, купеческим внуком и купеческим правнуком! Его отец прошел путь от простого коробейника до владельца нескольких магазинов, а мать принадлежала к богатейшему самарскому клану - была внучкой Михея Шихобалова.
Константина тянуло к изобразительному искусству – но он с ранних лет постигал искусство предпринимательства, работая в магазине отца. Так что технику живописи пришлось осваивать самостоятельно, а систематического художественного образования он так и не получил. После окончания Самарского Реального училища Константин продолжал работать в посудо-обойном магазине отца (на улице Куйбышева, 103), пройдя путь от рассыльного до заведующего.
К творческим наклонностям сына Павел Иванович относился скептически – но рисовать не препятствовал. В 1903-м году Константин получил в наследство магазин и сам стал самарским купцом второй гильдии. Вплоть до 1917-го года Головкин успешно занимался коммерческой деятельностью. В историю Самары он вошел как художник, фотограф, краевед и археолог – при этом являлся одним из богатейших жителей Самары. Семейная торговая смекалка, знания, усилия и изворотливость принесли ему состояние свыше двух миллионов. По тем временам – сумма огромная! Несмотря на богатство, жил, по воспоминаниям современников, довольно скромно.
А свою невероятную дачу Константин Павлович построил в 1908-м году, вскоре после женитьбы. Кстати, Головкин привез в Самару первый автомобиль, чтобы произвести впечатление на будущую невесту. Можно предположить, что и на постройку дачи его тоже вдохновила красавица Екатерина
Проект, как уже сказано, Головкин выполнил сам – делал многочисленные эскизы, клеил макеты – один другого интереснее. Дом в итоге получился в стиле Венского сецессиона, не имеющим ничего общего с русским провинциальным модерном. Здесь все функционально и элегантно. Цветочные мотивы и причудливо изогнутые линии отсутствуют. Ни один фасад не похож на другой, с каждой стороны пластика и декор раскрываются по-новому. Романтичный облик придают «прорезающие» стены щелевидные окна-бойницы, открытые террасы, смотровая площадка на башне. И, конечно, скульптура выходящей из воды девушки, олицетворяющей Волгу. Все это служит фоном для главного элемента - статуй тех самых слонов. Сделаны бетонные великаны тоже по эскизам Головкина, облик имеют брутальный и суровый. Стоят на страже, одним словом.
Что касается интерьеров – во всех пяти комнатах стены были разных цветов, а гостиную украшали изображения парящих ангелоподобных женских фигур. На стенах размещались картины хозяина, чередовавшиеся с металлическими пластинами, имеющими цветочно-ягодный орнамент с цветными стеклянными вставками на месте ягод. Мебель тоже была выполнена по эскизам Головкина.
Относительно инженерного оснащения – процитируем самого Константина Павловича: «Все дачи были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу»
Предвижу вопрос – что было дальше? Революция, Гражданская война, смена правящего режима, отъезд хозяина в Иркутск для участия в археологической экспедиции. В годы гражданской войны на даче располагался полевой госпиталь, после войны – детский дом. В 1929-м году отдали под клуб самарского «Водоканала». С клубом тоже особо не заладилось, зато новый владелец возвел вокруг бывшего дачного ансамбля глухой забор, и долгие годы его единственным обитателем был сторож. Иногда, правда, проводились "тематические корпоративы" для избранных.
Несколько лет назад уникальный памятник был передан Самарскому Техническому Университету. С этой сменой хозяев жители города связывают большие надежды на его возрождение.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете