Найти тему

КАК РАСПОЗНАТЬ НАРЦИССА?

Что мы знаем о нарциссах?

Первое, что приходит на ум — это высокомерный, холодный человек, считающий себя лучшим и использующий других в своих целях.

Однако нарцисс не рождается таким сразу. Личность становится нарциссичной в результате получения травмы, обесценивания, и вся жизнь его становится борьбой. Единожды столкнувшись с этим, человек больно ранится.

Вспомните себя в саду или в школе: наверняка у каждого есть воспоминания, когда воспитатель, учитель, мама или папа после вашего проступка, не той оценки в школе, сказали, что расстроены или разочарованы и «Все нормальные, а ты…»

После этого человек боится любого разоблачения, несоответствия, причём, чему соответствовать, он сам порой не знает, но главное - чтобы не обесценили, нужно быть лучше всех в глазах других людей!

Чтобы с этим справляться, нужно чего-то все время достигать. Однако сколько бы нарцисс не достигал высот, не получал красных дипломов, не защитил диссертаций, не открывал бизнесов или покупал всей родне по квартире, он вновь сталкивается с обесцениванием своих заслуг.

Когда он был маленький, его не хвалили за успехи, они были как само собой разумеющееся, но единственная 4-ка в аттестате уже была поводом для критики: «Ты недостаточно хорош», - и на ней будет акцент, а все остальные 5-ки просто забудутся.

Ребёнок пропитывается страхом быть не достойным, не идеальным, и он начинает бежать за успехами, чтоб их было больше и больше.

Он бежит в развитие, впихивая все в себя без разбора. Это начинается с детства - 100500 кружков напихивают родители, чтоб он был лучше! Не давая ребёнку остановиться и побыть собой, как правило, и родители сами не могут себе сказать «Стоп» и тоже бегут, и ребёнок должен в их глазах соответствовать такому ритму. Родителям легче не общаться с ребёнком, спрашивая у него о его чувствах и желаниях, а хвалить за результат.

Ребенок привыкает бежать за успехами с детства, бежит уже взрослый, но… все равно приходит к обесцениванию, так как мотивация изначально не своя, а из страха критики, поэтому и результат не ценен и не важен прежде всего самому человеку.

Нарциссизм количественный, а не качественный!

Подход к успеху присутствует с детства.

Оценка 4 или 5 — это важнее, ведь никто не спросит, разобрался ты в предмете или нет.

Человек перестаёт чувствовать радость от успеха и важности полученных знаний, потому что они никому не интересны, главное же цифра, баллы, сумма на счету…

Но у кого-то этого может быть больше, и тогда ребёнок теряет свою идентичность, особенно если в семье царят нарциссические установки и от ребёнка ждут только высших баллов.

Сейчас, в период ОГЭ и ЕГЭ, это очень хорошо наблюдается, когда родители не хвалят за высокие баллы, не дают ребёнку отпраздновать экзамен, насладиться радостью успеха, выдохнуть… А сразу тыкают его: «Не расслабляйся! Ещё впереди экзамены! Учи, пиши, не гуляй! Мог бы и этот лучше написать!»

Вот так рождается нарциссическая травма - переживание ребёнком своей неценности без внешних оценок. Он не верит в то, что кто-то его просто полюбит без его успеха. Он оценивает окружающих и, прежде всего, себя по своим достижениям, но их ему всегда мало. Он глубоко несчастен внутри от этого постоянного забега.

Отсюда высокие требования ко всем и вся и «Я в этом лучший».

Родители, желая лучшего, не разбираясь в тонкостях психологии и последствиях своих слов и действий, стараются «как лучше», травмируя ребёнка. Но, вырастая, человек сам решает, как ему дальше жить: бежать за той морковкой, которую он никогда не поймает, или остановиться, почувствовать себя, опознать свои интересы и не стараться быть для всех лучше всех, а быть собой, таким, каким хочется, в гармонии со своими желаниями, не оценивая, а понимая и принимая себя любым.

#психолог_писарева #психолог #психология #психология отношений #детская психология #нарцисс #нарциссизм