В первой части, мы уже разобрали 6 вступительных заставок к сериалам, которые претендуют на то, чтобы считаться самостоятельный произведением искусства. Далее мы продолжаем список лучших интро, по авторскому мнению(качество самих шоу в расчет по-прежнему не берется):
Настоящий детектив/True Detective (2014-…)
Луизиану – подбрюшье Америке. Здесь на побережье Мексиканского залива промокшая, отравленная пустошь, где среди плантаций сахарного тростника смешались промышленные районы и старые религиозные культы. Это обиталище людей — хороших, плохих, и всех остальных — раздробленные души, которые цепляются за общество и самих себя, как за соломинку; ходячие противоречия, изо всех сил пытающиеся выжить и просто продолжить свое существование. Именно здесь два детектива — сломленный незнакомец и слегка помятый местный полицейский — напали на след чего-то зловещего, чего-то ужасного. Среди облюбованных тараканами мотелей и грязных заводов, серийный убийца занимается своим тошнотворным ремеслом, совершая жертвоприношения. А в полях горит тростник. Огонь, огонь съедает всё.
Режиссер сериала Ник Пиццолатто и шоураннер Кэри Фукунага, считали, что, пейзажи и обстановка шоу раскрывают личность персонажей и отражают их внутреннюю борьбу. Действие сериала происходит в Луизиане 90-х годов, это время штат представлял из себя печальные, загрязненные ландшафты – следствие обилия нефтехимических предприятий.
Авторы интро изначально были вдохновлены идеей фотографической двойной экспозицией. Силуэты персонажей, которые становились бы словно окнами в луизианские «пейзажи», могли отразить и внутреннюю суть персонажей: пустоту, отчужденность, внутреннею раздельность.
Для музыкальной части уже был выбран трек The Handsome Family «Far From Any Road», до выхода сериала едва известный кантри дуэт из Чикаго.
По утверждению авторов, кадры, появляющиеся в заставке, были вдохновлены работами фотографа Ричада Мисраха, но найти подходящие было довольно сложной задачей – пришлось провести часы поисков в фотобанках. Любопытно, что один из отобранных снимков принадлежал Петербургскому ню-фотографу Мурбо Даглидияну, которого, для выкупа прав на фотографию, отыскать оказалось труднее всего.
В конечном итоге, пред публикой предстал маленький шедевр. Невероятно атмосферная и запоминающаяся заставка породившая множество подражателей и переделок от фанатов всех возможных игр, фильмов, сериалов под стилистику Настоящего детектива.
Шершни/Yellowjackets (2021 — ...)
«Желтые жакеты» или как их окрестили в русском переводе «Шершни» - сюрреалистический сериал ужасов. На дворе 1996 год, самолет с женской футбольной командой терпит крушение в отдаленной глуши Канады, оставляя выживших в затруднительном положении на следующее 19 месяцев. Пока идут поиски, с выживших постепенно слезает налёт цивилизации. Из слаженной команды они превращаются в разрозненные кланы каннибалов.
Вызывает удивление, что есть люди, которым вступительная заставка Шершней искренне не понравилась. Было бы интересно взглянуть на статистическую разбивку, тех кому она пришлась по душе и антагонистов. Возможно окажется, что последние принадлежат более молодому поколению, потому что, интро «Шершней» - чистые, концентрированные 90-е.
В эпоху, когда большая часть заставок стремиться к стерильности и эстетизации, заставка шершней парадоксальным образом выглядит свежо. Но мало того, несмотря на гранж, слегка эпилептически перескакивающие кадры и жёваную пленку прям как на вашем старом vhs, заставка в действительности хирургически выверена. Прекрасный андеграундный стиль, сменяещие друг друга кадры подростков от которых прямо-таки веет драйвом и бунтарством. Ну а дотошные зрители еще и могут отыскать несколько намеков и подсказок на дальнейшее развитие сюжета (не то чтобы сериал стоил таких усилий).
Отдельное же похвалу заслуживают идеально вписывающиеся, специально записанная для сериала, композиция «No Return», названием как бы намекающая чего ждать от шоу. Ее исполнили ветераны 90-х: АннаУоронкер из альтернативной рок группы «That dog» и Крейг Уэдрен из глэм построк группы «Shudder to Think». Им удалось создать великолепную, цепляющую гранж-мелодию, которые саму по себе хочется поставить на повтор.
Шершни – это великолепный пример, как со вкусом и без астрономических денежных вливаний сделать запоминающееся интро. Просто немного фантазии и таланта.
Молодой Папа/The Young Pope (2016)
Он красивый, держится как рок-звезда и он непогрешимый — познакомьтесь с новым Папой. Он первый понтифик американского происхождения, парень из Бруклина по имени Ленни Белардо. Коллегия кардиналов выбирает его по прихоти; они полагают, что он будет наивен, фотогеничен, им легко управлять. Они ошибаются.
В заставке «Молодого папы» есть нечто неуловимо раздражающее, но вероятно так и должно быть. Тяжело представить что-нибудь еще более китчевое. Смешение классической эстетики с атрибутами папского Рима, неоновые титры будто вывески над стрип клубом, нахальное лицо Джуда Лоу подмигивающие в камеру и его самодовольная улыбка, ну а вишенка на торте - метеорит сносящий застывшего, и кажется уже «забронзовевшего», епископа, только для того чтобы освободить место для появляющегося имени режиссера. Восхитительная наглость, издевательство высшей пробы. Жаль, что в продолжении – «Новом папе», пойдут по простому пути и просто снимут полураздетых девушек на фоне креста. Ску-ко-та.
Джерард ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов»
Изображает сцену рождения Христа. У самой картины трагическая история, она была частично уничтожена вследствие обрушения стены в галереи Уффици (на улице взорвался автомобиль).
Соррентино связывает трагическое детство Ленни Белардо с картиной Хонторта. Родители Ленни оставили его в сиротском приюте, нанеся тем самым непоправимый ущерб его душе.
Перуджино, «Доставка ключей»
В «доставке ключей » Перуджино показан момент, когда Христос дает Святому Петру ключи от Неба, тем самым позволяя ему решать, кто попадет в Небеса, а кто нет.
Во втором эпизоде «Молодого папы» Ленни обращается к верующим, собравшимся на площади Святого Петра в Ватикане. Он говорит им, что они не заслуживают попадания в рай, потому что забыли, что для этого нужно много работать. Он, как новый Папа, здесь, чтобы напомнить им об этом. У него, Ленни Белардо, есть ключи от рая.
Караваджо, «Преображение на пути в Дамаск»
Может ли Папа быть атеистом? Это звучит как оксюморон, но персонаж Джуда Лоу ставит под сомнение существование Бога и хочет заново открыть для себя, что (или кто) Бог на самом деле.
В «Обращении » Карваджо по дороге в Дамаск изображен момент, когда Савл, обвинитель христиан, упал с коня, услышав голос Божий.
Голос Божий заговорил с ним и спросил, почему он охотится и наказывает христиан. Согласно этой истории, Саул был ослеплен светом, сошедшим с неба, и ошеломлен, когда Бог заговорил с ним. Так Савл превратился из христианского обвинителя в одного из первых учеников Христа, которого мы знаем как апостола Павла.
Цоцонис, Никейский собор
Икона слева изображает одно из ключевых событий в истории христианства — первый Никейский собор в 325 г. н.э. Именно тогда были установлены основные каноны христианской веры, определившие, таким образом, что есть «истина» или «ересь» в глазами христиан.
Ссылаясь на эту икону, создатель шоу Соррентино обращается к кризису, который в настоящее время переживает христианская вера. Цель Ленни - провести свой собственный «никейский» собор, чтобы определить, что греховно, а что нет в современную эпоху.
Франческо Айес, Петр Амьенский
Если бы Петр Пустынник жил сегодня, мы бы назвали его радикалом. Он был яростным защитником христианства и считается одним из лидеров, вдохновивших первый крестовый поход против неверующих.
Главный герой Соррентино, Ленни, похож на Питера своим горячим желанием реформировать церковь и бороться с ее врагами. Он начинает свой собственный крестовый поход против тех, кто делает Церковь слабой и развращенной.
Джентиле да Фабриано, Святой Франциск, получает стигматы.
Очистив церковь от порчи, Ленни требует, чтобы его последователи отказались от всех земных удовольствий. Как и святой Франциск, изображенный на картине Фабриано, Ленни думает, что, отказавшись от материальных благ, церковь сможет избавиться от окружающего ее лицемерия.
Маттео Сересо, Святой Фома, раздающий милостыню
Последняя картина, изображающая святого во вступлении Соррентино, - это святой Фома, раздающий милостыню. Святой Фома символизировал щедрость и сострадание к бедным. Ленни призывает кардиналов и верующих противостоять современной жадности и потребительству.
Доменико Крести, Микеланджело, изображающий Пия Св. Собор Святого Петра
Из всех девяти картин эту труднее всего интерпретировать. Не было прямой связи между тем, что изображено на этой картине, и персонажем, которого сыграл Джуд Лоу.
В 16 веке один из куполов собора Святого Петра потребовал реконструкции. Папа Пий попросил известного скульптора и архитектора Микеланджело Буонарроти набросать план купола.
Микеланджело сделал эскиз, и даже сегодня, когда мы посетим Ватикан, мы сможем полюбоваться его проектом, но стоимость строительства была огромной даже для церкви. Некоторые современные историки считают, что эта реконструкция вызвала движение реформации и была политически разрушительной для католической церкви.
В сериале Соррентино все опасаются, что политика отказа молодого Папы от земных удовольствий, радикальная щедрость могут нанести непоправимый ущерб церкви.
Франсуа Дюбуа, Варфоломеевская резня
Одной из самых мрачных страниц христианской истории является резня, произошедшая в день святого Варфоломея в 1572 году, когда католическая толпа напала на протестантов и убила их аристократических лидеров.
Размещая эту картину, Соррентино намекает на радикализм своего главного героя. Ленни Белардо убежден, что наш мир погряз в лицемерии и цинизме. Именно такая коррупция привела к насилию в день святого Варфоломея, как это изображено на картине Дюбуа.
Ленни собирается предотвратить это или подстегнуть?
Американская история ужасов/American Horror Story (2011 — ...)
Сериал долгожитель «Американская история ужасов» длится вот уже 10 сезонов (осенью 2022 выходит 11) и кажется не собирается останавливаться. Шоу принадлежит жанру ужасов и не имеет сквозного сюжета. Каждый новый сериал посвящен самостоятельной истории. Это позволяет авторам включить фантазию на полную катушку и осветить, пожалуй, все наиболее известные хоррор-сетинги: дома с приведениями, психбольница, странный отель и другие.
Вступительная заставка к каждому сезону обновляется, чтобы соответствовать тематике, однако сохраняется общая стилистика интро и немного варьируемая заглавная мелодия.
Как сообщает команда разработчиков, на создание заставки к новому сезону уходит два-три месяца, пока она не будет идеально выверена. Каждая из них имеет тесную связь с сюжетом (исключая самую первую). Интро не только позволяет погрузить зрителя в атмосферу новой истории чередойграфических образов и резких индустриальных риффов, но и таит в себе подсказки к сюжету, разгадыванием которых с удовольствием занимаются фанаты.
Чудной шрифт используемый в титрах шоу с его тонкими, пышными буквами и узнаваемыми точками, и интервалами представляет собой отредактированный вариант шрифта Charles Rennie Mackintosh, в честь одноименного шотландского художника в стиле модерн.
Пугающая заглавная мелодия, так и называемая «American horror story» была создана Сезаром Давила-Иризарри и Чарли Клоузером, ранее работавшим с Nine Inch Nails . Она, как и визуальный ряд видоизменяется, и также дает подсказки к сюжету сериала.
За качество заставки шоу говорит то, что ее используют как тизер предстоящего сезона привлекающий зрителей. Но среди всех десяти сезонов выделить, пожалуй, стоит второй. Во-первых, он по опросам наиболее любим аудиторией, ну а во-вторых, своим содержательным наполнением улучшает то, что было сделано для сезона первого, по сути заключая в себе ту идеальную форму заставки, которой будут следовать впоследствии. Тревожную, резку и играющую с нашим подсознанием.
Бонус (заслуживают упоминания):
Алеф/Alef (2020 — 2022)
Малоизвестный турецкий сериал повествует о молодом и амбициозном детективе по имени Кемаль и его опытном партнере Сеттаре. Вместе они занимаются расследованием загадочного серийного убийства в Стамбуле.
Поразительно, как не демонстрируя в сущности ничего нового, заставке Алефа удается приковать к себе внимание. Вроде бы и восточный колорит не выражен очень уж ярко, да и сами кадры, каждый в отдельности, достаточно вторичны. Но вот собранные все вместе, блестят как алмазы.
Дэвид Блейн: Реальность или магия/David Blaine: Beyond Magic (2016)
Заставка документального фильма, посвященного Дэвиду Блейну стоит особняком. И не потому что, единственная из списка не принадлежит к «сериальной братии», а потому, что более чем другие является произведением в произведении. По сути это самостоятельный короткометражный анимационный фильм в стилистике напоминающей о Дали.
Стремительное сюрреалистическо-психоделическое путешествие, через образы словно всплывающие из нашего бессознательного. Магически прекрасно!
Чёрные паруса/Black Sails (2014 - 2017)
Сериал стартует в 1715 год и посвящен золотому века пиратства в Карибском море. Остров бывшей британской колонии Нью-Провиденс является территорией беззакония, контролируемый самыми известными пиратскими капитанами в истории. Самым грозным из них является капитан Флинт.
Но британский флот возвращается в эти воды, угрожая уничтожить Флинта и его команду. Движимый глубокими, сложными, даже романтическими мотивами, Флинт становится союзником с грозной Элеонорой Гатри, дочерью местного вора в законе, который превращает добычу пиратов в прибыль. Вместе они создают план, охотясь за высшей наградой, выиграв которую, они остановят захват своего дома и обеспечат их выживание.
Главной идеей шоу-раннеров было показать, что романтический и задорный флёр окружающий пиратскую эстетику, в действительности уступал место борьбе за выживание в суровой эпохе восемнадцатого столетия.
Создатели при работе над заставкой шоу, помимо атрибутов эпохи (архитектуры барокко, живописи, скульптуры) были вдохновлены необычными фотографиями испанского автора Пабло Хеновеса. Их фаталистические начала гармонируют с идей неотвратимости конца, заложенной авторами.
В итоге, возникла идея изобразить пиратов, корабли, сабли, публичные дома и прочие вещи, как высеченные в мраморе скульптуры – навечно застывший портрет эпохи.
Музыкальная темы была создана композитором Бэаром Мак-Крири. Его «увесистая» композиция, напоминающий тревожный военный марш, словно пред безнадежной битвой, стала отличным дополнением к интро.
Домашний арест (2018 — ...)
Мэр небольшого города попался на взятке, и в качестве меры пресечения ему назначен домашний арест по месту прописки. Коллизия в том, что, чтобы казаться скромнее, чиновник прописан не в своем особняке, а в коммунальной квартире, в которой когда-то родился и вырос. Так он попадает в коммунальный ад своей старой квартиры. Он больше не главный и сам в свою очередь оказывается во власти простых обитателей коммуналки.
Историю грехопадения Аникеева рассказывает потрясающая заставка шоу, созданная блестящими масляными мазками дуэта отца и сына - Александра и Дмитрия Петрова (и да, это тот самый Александр Петров – гений русской мультипликацией удостоенный оскара). Интро под неспешную песню Семена Слепакова показывает, как буквально танцующий с деньгами Аникеев живет роскошной жизнью, не знает бед, пока внезапно не превращается в непритязательную комнатную муху, оставленную на произвол судьбы в пустой комнате.
Возможно по мировым стандартам заставка домашнего ареста не попадает в число лучших, но для России – это просто космос.
Автор: Я.Ш.У.
#сериал #заставки #интро #твшоу #настоящийдетектив #американскаяисторияужасов #молодойпапа #черныепаруса #домашнийарест