Во время Крымской войны, которая проходила между 1853 и 1856 годами, англо-франко-турецкая коалиция и воюющая против нее Россия бросили в бой сотни тысяч солдат. Уже после первых кровавых столкновений стало очевидно, что условия в полевых госпиталях оскорбляли человеческое достоинство. Уровень смертности был просто ужасающим.
Лазареты, созданные для солдат, были "местами, вызывающими ужас даже у ветеранов нескольких военных кампаний".
Груды отрубленных конечностей
Отчасти это объясняется тем, что при создании полевых госпиталей основное внимание уделялось тому, чтобы здания и палаты были как можно более просторными. Гораздо меньше внимания уделялось их техническому или санитарному состоянию.
Уже после первых стычек стало ясно, что хроническая нехватка личного состава также является огромной проблемой. В результате раненые и больные солдаты ждали много часов, а иногда и дней, пока кто-нибудь позаботится о них.
Операции, которые обычно сводились к ампутации и ушиванию ран, проводились без анестезии, тупыми и грязными инструментами, на импровизированных станциях (например, двери, установленные на подставках или полу) и на глазах у других солдат, ожидающих помощи и своей очереди на прием к хирургу.
Ампутированные конечности бросали в ведра, из которых капала кровь, или просто бесцеремонно бросали на пол. Затем их "выносили на улицу и хоронили в неглубоких ямах или бросали в море".
Канализационные стоки заливают полы
Если пациент выдерживал эту процедуру, его клали на один из грязных матрасов, которые раскладывали даже в коридорах. Что еще хуже, раненых помещали вместе с больными, включая тех, кто страдал от холеры и тифа. Это, конечно же, привело к быстрому распространению инфекционных заболеваний, которые нанесли страшный урон.
Огромной проблемой было также трагическое санитарное состояние больниц. Там было хуже, чем в городских трущобах.
Место смерти
Конечно, для подавляющего большинства пациентов купание также было недостижимой роскошью. Только офицеры из высших классов имели шанс на лучшее обращение. Но даже они не смогли избежать бедствий, связанных с вездесущими паразитами и крысами. Все это означало, что:
Больницы рассматривались как место смерти, а не выздоровления. К концу 1854 года более 40% лечившихся в них умирали, большинство от холеры, пневмонии и истощения, и меньше всего от ран.
Те, кому удалось выйти из госпиталей и вернуться в палаты, считали, что этим они больше обязаны силе своих организмов и помощи, которую они получили от товарищей по несчастью, чем заботе военно-медицинского персонала.