Найти тему

Зачем писать подробное решение задач?

Оглавление

В предыдущем посте я рассказал о том, как аккуратное оформление решений ускоряет прогресс. Не менее важно записывать решение подробно без пропуска шагов, а ученики это недооценивают.

Подробнее рассмотрим три типа причин, из-за которых ученики пропускают шаги.

Сознательное сокрытие проблем

Ученик не знает, как сделать шаг, решает не разбираться и пытается скрыть это от учителя. Это плохой сигнал, скорее всего нет понимания, что обучение невозможно без умственных напряжений, а также отсутствуют установки обучения (см первый пост)

Ученик понимает шаг, но, чтобы сэкономить время, не расписывает его

В таком случае ученик упускает возможности:

  • привить себе привычку записывать обоснованные решения
  • натренировать оформление стандартных шагов. Без этого на экзамене даже стандартные шаги будут отнимать силы, вместо расслабления при выполнении привычной записи
  • дополнительно проверить себя в процессе решения
  • сопоставить список фактов школьной программы, которые можно использовать без обоснования с натренированными стандартными обоснованиями. В этом случае учеников постоянно мучает вопрос, что можно использовать, а что нет на экзамене.

Ученику кажется, что шаг и так понятен, но на самом деле нет

Этот случай самый частый и наносит максимальный ущерб. Ученик вроде как решил задачу, а на самом деле не умеет решать такие задачи. Это снижает эффективность потраченного времени до нуля или вовсе делает её отрицательной.

Также в этом случае сохраняются все негативные моменты предыдущего случая.

Все три случая приводят к тому, что время и усилия учителя и ученика по созданию образовательного контекста будут выкинуты. Это похоже на спортсмена, который провёл разминку, прослушал наставления тренера, расставил инвентарь, отметил, что тренировка проведена, но само упражнение не выполнил.

Как учиться писать подробнее

  • сначала нужно пытаться обосновывать вообще все. Постепенно, ученик осваивает все стандартные приемы обоснования. И смотреть, на что из этого можно ссылаться без обоснования, а что нужно расписывать
  • всегда просить преподавателя показать правильное оформление
  • полезно перечитывать своё решение через несколько часов и пытаться найти необоснованный шаг
  • полезно искать ошибки у других

#математика репетитор #егэ