Надо признать, что выбрать самое нелепое изображение танкового сражения в нашем кинематографе, было не так просто. Слишком много было претендентов. Подчеркну, что речь именно о нашем, отечественном кинематографе. Иностранное кино в этом плане нисколько не отстаёт, и примеры я уже не раз приводил.
Итак, выбор был весьма богат, и для начала, конечно, сузился до киноэпопей Юрий Озерова, где просто был масштаб соответствующий. И если первая киноэпопея — «Освобождение», для своего времени уж точно, может считать шедевром, то последующие смело тянут на роль антишедевра.
Может со мной кто-то и не согласиться, но мой выбор пал на «Битву за Москву», а там, на 2-ю серию, где изображена битва за Смоленск. Уже сам факт показа в фильме с таким названием сражения, которое никакого отношения к теме не имеет, может удивить, но в этих фильмах ничему удивляться не стоит.
Итак, предлагаемый на звание самого нелепого, эпизод показывает некое абстрактное сражение за Смоленск, без конкретики. Столкновения значительных сил танков в боях за Смоленск действительно имели место. Это была последняя операция Красной Армии, когда ещё были задействованы крупные соединения — механизированные корпуса. Наши войска по официальным данным потеряли 1348 танков. Немецкие потери в разных источниках даются разные, но обычно цифра примерно такая же. Надо лишь учитывать, что для Красной Армии это потери безвозвратные, а у немцев включают и подбитые машины, которые затем могли вводиться в строй.
Но вернёмся к кинематографу. Что мы видим. Для начала, надо, конечно, отметить старания кинематографистов сделать и советские хоть чуть-чуть похожими на те, которые воевали в 1941 году.
Самым успешным было водружение на корпус танка ИС некого подобия башни от КВ.
Не менее удачным было водружение на корпус танка Т-34 башни, похожие на башню ранних «тридацатьчетвёрок».
Ну и самым неудачным было водружение подобия башни от танка БТ на корпус Т-34.
Впрочем, они хоть постарались. На заднем плане, конечно, мелькают не только Т-34-85, но и Т-55.
Конечно, тогда мечтали, и чтобы немецкие танки были бы хоть немного похожи на настоящие, но водрузить на шасси техже танков Т-34 и Т-44 подобие немецких танковых башен, «Мосфильм» уже не смог.
Но, конечно, не сами танки привлекли внимание к эпизоду. Ибо таких поводов в советском кинематографе пруд пруди.
А сама картина танкового боя, созданная в кадре. Я всегда стараюсь представить, как такое могло происходить. Наверное (очень хочется надеяться), всё-таки были какие-то разумные люди, которые говорили, что нельзя уж настолько глупо выстраивать сцену. Но, видимо, кто-то сказал, в наших лучших традициях: «Сойдёт и так, зато танков много, а также дыма и огня». Возможно, что когда посмотрели отснятый материал, то и ужаснулись, но было уже поздно. Собирать десятки танков и сотни людей массовки на полигоне, везти тонны пиротехники, это вам не снять ещё один дубль в постельной сцене.
Что и видим на экране.
На этих кадрах хорошо видно, как танки, медленно передвигаясь, стараются двигаться по прямой, чтобы не столкнуться.
Лучше посмотреть всё это в видео формате.
Как я понимаю, поставленные в такие условия механики-водители танков думали лишь об одном — не столкнуться и кого-нибудь не задавить. На такой черепашьей скорости столкновения может и не очень опасны, но приятного мало, и калекой остаться можно запросто.
Как сказал бы известный персонаж любимого мультфильма: «Жалкое зрелище».
Рекомендую вам также моё видео:
Самые нелепые танковые атаки в кино
И статью:
Кино и танки: в чём зрителя вводят в заблуждение?
И не забудьте подписаться на мой канал.