Найти в Дзене
Петр Власов

Определитель модификаций японского истребителя «Зеро»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Истребитель Мицубиси A6M, более известный как «Зеро», представлял собой цельнометаллический одномоторный одноместный низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Самолет был принят на вооружение флота Японии под обозначением «палубный истребитель морской тип 0»; («ноль» в японской системе индексации военных самолетов обозначал последнюю цифру года принятия машины на вооружение – 1940 г.). Флотские летчики тут же прозвали его «Рейзен» (сокращенно от «Рейсики зентоки» - «Истребитель Ноль»); американцы же после встречи с новым японским истребителем именно из-за этой маркировки стали называть вражеский самолет «Зеро» (англ. «Zero» - «Ноль»). Всего было построено 10.449 экземпляров истребителя А6М, ставшего самым массовым боевым самолетом Японии. Из них 3.879 выпустила фирма «Мицубиси» и 6.570 - «Накадзима».

Прототип Мицубиси А6М1

-2

А6М1 – прототип истребителя «Зеро»; построен в одном экземпляре. От последующих серийных машин он отличался только расположенным наверху, сразу за капотом двигателя, воздухозаборником карбюратора. Кроме того, изначально прототип оснащался двухлопастным винтом, не имевшим кока. Затем в ходе испытаний винт заменили на трехлопастный (с коком) - для повышения КПД и снижения вибраций.

Мицубиси А6М2

-3

Первая серийная модификация с двигателем «Сакае-12» мощностью 940 л.с. выпускалась в двух вариантах: А6М2 модель 11 (в некоторых книгах обозначается как А6М2а) и А6М2 модель 21 (А6М2b). Первая партия «модель 11» сразу после выпуска была отправлена для боевых испытаний в Китай; и по полученному опыту эксплуатации в самолет внесли ряд изменений: усилили задний лонжерон крыла и ввели складываемые вручную законцовки крыла. Складные законцовки позволили машине вписаться в 11-метровые подъемники авианосцев («модель 11» невозможно было спустить во внутренний ангар авианосца, и первые «Рейзены» загромождали собой верхнюю палубу). Кроме того, на А6М2 изменили расположение карбюратора, из-за чего его воздухозаборник переместился под капот мотора. Малозаметными отличиями А6М2 от прототипа стали смещение выхлопного патрубка на одну секцию вниз, и изменение формы маслорадиатора. Стволы пушек были «заподлицо» с передней кромкой крыла, и не торчали наружу. Постоянных бомбодержателей самолет не имел, но в случае необходимости к нему крепились временные съёмные пилоны для бомб.

-4

Усовершенствованная модификация получила обозначение «модель 21» и стала основной в этой серии. К началу войны из 521 палубных истребителей, имевшихся в японском флоте, 328 относились к типу А6М2. Эти самолеты состояли на вооружении практически всех японских истребительных частей первой линии – и палубной авиации, и береговой. Уже в первый день войны практически все имеющиеся «Рейзены» были задействованы в двух основных операциях флота - налетах на Перл-Харбор и на Филиппины. И буквально в течение каких-то двух часов с момента начала налета они фактически полностью лишили авиацию США всякой возможности к сопротивлению. Практически вплоть до Мидуэя именно А6М2 господствовали в небе всего Тихого океана.

А6М2 выпускался с 1940 по 1942 год; всего было построено 1.540 таких самолетов. ТТХ А6М2: двигатель Сакае-12 (940 л.с.), скорость 525 км/ч, дальность полета 2.220 км (с подвесным баком 3.350 км). Вооружение: 2х20-мм несинхронные пушки в консолях крыла и 2х7,7-мм синхронных пулемета над мотором. Бомбы – до 120 кг.

Гидро-истребитель A6M2-N

-5

Тот же самолет А6М2 в конце 1941 г. был переработан в гидро-истребитель путем установки на поплавковую систему. Она состояла из одного большого подфюзеляжного и двух малых подкрыльевых поплавков. За ненадобностью посадочный гак демонтирован, законцовки крыльев сделаны нескладывающимися. Для улучшения управляемости отягощенной громоздкими подвесками машины расширили вертикальное оперение и под ним установили аэродинамический гребень (киль). Самолет принят на вооружение и выпускался с начала 1942 до сентября 1943 года; всего построено 342 экземпляра. A6M2-N довольно широко использовался с гидро-авиатранспортов и береговых баз. ТТХ А6М2-N: двигатель Сакае-12 (940 л.с.), скорость 440 км/ч, дальность полета 1.780 км (без подвесных баков). Вооружение: 2х20-мм несинхронные пушки, 2х7,7-мм синхронных пулемета. Бомбы – до 120 кг.

А6МЗ модель 32

-6

Период впечатляющих японских побед внезапно закончился в июне 1942 года разгромом флота Японии при Мидуэе. Из-за одной случайной ошибки японцев их флот потерял 4 авианосца, 250 самолётов и лучших пилотов. А именно в это время американцы спешно начали перебрасывать на Тихий океан свои новейшие истребители, по техническим данным уже равные, а впоследствии – и превосходящие А6М2. В боях против новых самолетов противника начала серьезно сказываться низкая живучесть «Зеро», не имевшего ни протектированных топливных баков, ни бронезащиты пилота. Становилось очевидным, что «модель 21» уже устарела, и требуется ее замена на более совершенную модификацию.

Такая модификация появилась еще до катастрофы при Мидуэе – с апреля 1942 г в серию пошел новый самолет А6М3 (всего построено 343 экземпляра). На этом истребителе установили двигатель «Сакае-21» мощностью 1.130 л.с. Он был оснащен двухступенчатым нагнетателем, увеличивающим производительность мотора на больших высотах. Новый мотор был длиннее предыдущего, из-за чего ради сохранения габаритов фюзеляжа пришлось немного уменьшить главный топливный бак; а это сократило дальность полета.

Внешне новая версия отличалась «обрезанными» законцовками крыльев. Из-за многочисленных рекламаций на неудачную конструкцию складывания японцы на А6МЗ просто отказались от складных законцовок, укоротив консоли крыла. Это упростило конструкцию и немного повысило скорость машины за счет снижения лобового сопротивления; однако горизонтальная маневренность несколько ухудшилась. Опять изменилась форма капота: «борода» воздухозаборника карбюратора внизу исчезла, а наверху появилась прорезь воздухозаборника нагнетателя, из-за которого верх капота несколько «скруглился».

Кроме того, на нижней поверхности крыльев в районе установки пушек появились небольшие овальные выступы. Это из-за увеличенного с 60 до 100 снарядов боезапаса укрупненные снарядные контейнеры уже не целиком помещались внутри крыла. А вот ни протектора на бензобаки, ни бронеспинки за креслом пилота на А6М3 так и не поставили! Хотя, если учитывать, что японские пилоты часто отправлялись в бой без парашюта, но с самурайским мечом в кабине… Зачем тогда им вообще ставить бронеспинки?..

ТТХ А6М3: двигатель Сакае-21 (1.130 л.с.), скорость 540 км/ч, дальность полета 1.800 км (с подвесным баком 2.380 км). Вооружение: 2х20-мм несинхронные пушки в консолях крыла и 2х7,7-мм синхронных пулемета над мотором. Бомбы – до 200 кг.

А6МЗ модель 22

-7

А6М3 был принят на вооружение под обозначением «модель 32», и с конца лета 1942 г. принял участие в боях. Правда, из-за отсутствия достаточного количества авианосцев основная масса А6М3 пошла в части берегового базирования. Однако из-за недостатка в районе боев подходящих аэродромов эти подразделения были вынуждены сражаться на пределе своего боевого радиуса (1.000 км). В результате, помимо потерь в боях с противником, много «Рейзенов» просто упало в море, израсходовав все топливо – сказывалась уменьшенная емкость внутренних топливных баков. А подвесные сбрасываемые бензобаки не пользовались популярностью – их часто «клинило» из-за несовершенной конструкции замков, и тогда «Рейзен» был вынужден вступать в бой с торчащей под брюхом «цистерной», лишаясь преимущества в маневренности и взрываясь при первой же попавшей в бак пуле…

По требованию боевых частей фирма «Мицубиси» увеличила дальность А6М3, установив в консолях крыла сразу за пушками внутренние 45-литровые бензобаки. И, чтобы сохранить приемлемую нагрузку на крыло, вновь смонтировала скругленные законцовки (уже не складные, а постоянные). Улучшенная версия получила наименование «А6М3 модель 22». Самолет выпускался с декабря 1942 г., всего было изготовлено 560 таких истребителей. Установка крыльевых баков восстановила дальность полета «Рейзена», но самолет продолжал нести тяжелые потери, так как в 1943 ему противостояли самые современные на тот момент новейшие истребители, значительно превосходившие А6М3 как по скорости полета, так и по живучести конструкции – американские Р-38 «Лайтнинг», F6F «Хеллкэт», F4U-1 «Корсар», британский «Спитфайр».

Внешне А6М3 модель 22 был абсолютно идентичен А6М3 модель 32, отличаясь только скругленными законцовками крыльев.

Экспериментальная модификация А6М4

На этой версии испытывали возможность установки на «Рейзен» турбокомпрессора - для увеличения высотности самолета. Однако «дело не пошло» из-за крайне низкой надежности агрегата, и поэтому А6М4 серийно не строился.

А6М5 модель 52

-8

Средневысотный А6М5 являлся временной мерой в ожидании окончания разработки более высотной модели (которая так не была создана). В результате производство «пятерки» продолжалось с августа 1943 до самого окончания войны, и этот «временный» истребитель стал самым массовым в семействе «Зеро» (выпущено более 6.000 экземпляров). А6М5 фактически был улучшенной версией А6МЗ; он оснащался тем же мотором, но имел ряд конструктивных отличий. Главным усовершенствованием стало усиление крыла – несколько укороченное, чуть расширенное и усиленное более толстой обшивкой, оно позволило самолету более круто пикировать без риска разрушения. Правда, это увеличило взлетный вес самолета и нагрузку на крыло; тем не менее, летные данные истребителя не ухудшились. Еще одним заметным усовершенствованием стала установка на двигателеиндивидуальных реактивных выхлопных патрубков для каждого цилиндра. Это усилило выхлоп и дало некоторый (хотя и незначительный) прирост мощности. Переделка крыла и патрубков при том же двигателе Сакае-21 увеличила скорость новой машины до 565 км/ч, и улучшила ее скороподъемность. Усовершенствовали и вооружение: на А6М5 установили более дальнобойные длинноствольные 20-мм пушки с ленточным питанием (боекомплект по 125 снарядов на ствол). Эта версия получила обозначение А6М5 Ко (А6М5а), и была выпущена в количестве 1.700 экземпляров.

-9

Новая «модель 52» была намного лучше предыдущих версий. Тем не менее, потери японской авиации продолжали возрастать. Ведь кроме того, что теперь на «Рейзенах» воевали наспех обученные «взлету и посадке» молодые пилоты военного призыва, не умевшие «выжимать» из своей машины все имевшиеся у нее ресурсы, сказывалось еще и то, что даже обновленный «Зеро» по-прежнему не имел никакой защиты пилота – и это в конце 1943 г.!

Только весной 1944 в войска стал поступать самый массовый из «пятерок» (более 4.000 самолетов) усовершенствованный вариант - А6М5 Оцу (А6М5b): запоздало спохватившиеся японцы наконец-то сподобились поставить на истребитель 45-мм лобовое бронестекло кабины и систему пожаротушения, наполнявшую баки углекислотой. Кроме того, на этой версии несколько усилили вооружение: один из 7,7-мм фюзеляжных пулеметов заменили крупнокалиберным 13-мм пулеметом. И лишь осенью 1944 в японские подразделения начали поступать истребители А6М5 Хей (А6М5с), соответствующие требованиям Второй мировой – сиденье пилота наконец-то получило 8-мм бронеспинку и 55-мм заднее бронестекло, а бензобаки – резиновые протекторы (на этой версии появился еще и дополнительный бензобак на 140 л за сиденьем пилота). Кроме того, на модели 52 Хей окончательно отказались от бесполезного 7,7-мм пулемета: его демонтировали, а в дополнение к фюзеляжному «крупняку» в консолях крыльев рядом с пушками добавили еще 2х13-мм пулемета. Правда, все эти новшества увеличили вес истребителя и ухудшили его летные качества (вообще-то «модель 52с» планировалась под мощный двигатель на 1.350 л.с., но этот мотор отдали бомбардировщикам). В результате потенциально удачный самолет так и не стал таковым, и потому был выпущен малой серией (всего 93 машины).

-10

ТТХ А6М5 Оцу (А6М5b): двигатель Сакае-21 (1.130 л.с.), скорость 565 км/ч, дальность полета (без подвесных баков) 1.920 км. Вооружение: 2х20-мм несинхронные пушки, 1х13-мм крупнокалиберный и 1х7,7-мм синхронные пулеметы. Бомбы – до 250 кг.

А6М6

Версия с протектированными бензобаками и двигателем «Сакае-31», оснащенным системой впрыска в цилиндры водно-метаноловой смеси для кратковременного повышения мощности в воздушном бою до 1.210 л.с. По этой модели – полная неясность. В одних источниках говорится, что А6М6 был экспериментальным и серийно не выпускался. В других – что самолет был запущен в серию осенью 1944 года, и выпускался до конца войны. Но при этом нигде не дается его фотографий или других изображений, нет и технических характеристик.

А6М7 модель 63

-11

Последняя серийная модификация «Зеро», выпускавшаяся с весны 1945 г., предназначалась уже не столько для воздушного боя, сколько для использования в качестве пикирующего бомбардировщика, способного действовать с малых авианосцев. Поэтому на А6М7 под фюзеляжем вместо подвесного бака устанавливался механизм для 250-кг бомбы, а под крыльями подвешивались два сбрасываемых бака ёмкостью по 350 л бензина. Фактически А6М7 представлял собой А6М5с, на который установили двигатель Сакае-31 (но без системы водно-метанолового форсирования). Однако другой мотор не изменил внешности нового самолета – без подвесок бомб и баков он выглядел точно так же, как модель 52 Хей. Поставленный на «семерку» постоянный усовершенствованный бомбодержатель находился внутри центроплана, и был практически не виден. Пожалуй, единственным заметным отличием А6М7 от А6М5 были 8 держателей для ракет (по 4 сдвоенных направляющих под каждым крылом), к которым вместо РС можно было подвешивать мелкие бомбы. Количество произведенных А6М7 точно неизвестно - из-за неразберихи с документацией в последние месяцы в катившейся к поражению Японии. Тем более, что прямо во фронтовых условиях по образцу «семерок» часто переделывали в истребители-бомбардировщики и другие модели «Рейзенов». В последние месяцы войны А6М7 активно использовали и камикадзе…

ТТХ А6М7: двигатель Сакае-31 (1.130 л.с.), скорость 543 км/ч, дальность полета 1.520 км (с подвесными баками 2.960 км). Вооружение: 2х20-мм несинхронные пушки, 2х13-мм несинхронных пулемета. Бомбы – 1х250 или 1х500 кг; 8х10-кг РС или 8х30-кг бомб.

Учебно-тренировочный А6М2-К

-12

После принятия на вооружение истребителя «Рейзен», и особенно после начала боевых действий стало очевидным, что для качественной подготовки пилотов-истребителей старый учебно-тренировочный самолет японской морской авиации А5М4-К уже не годится. Поэтому в 1942 началась разработка двухместного учебного варианта на базе истребителя А6М2. При переделке в фюзеляже разместили вторую кабину для инструктора; ее оборудовали полным комплектом органов управления и контрольных приборов. Фонарь кабины удлинили; кабину курсанта сделали открытой, и снабдили ее дверкой в левом борту для удобства посадки. В верхней части фюзеляжа за фонарем разместили два небольших аэродинамических гребня, предотвращающих сваливание самолета в штопор. Для уменьшения веса самолета сняли пушки и створки ниш шасси; из оружия остались лишь 7,7-мм пулеметы. Утяжеление машины и изменение ее аэродинамики сказалось на уменьшении скорости самолета – А6М2-К «давал» не более 476 км/ч.

Прототип двухместного варианта прошел испытания в ноябре 1942 г., и был принят флотом как «тип 0 учебный истребитель» («Рей-Сики Рензен»); другое «европеизированное» обозначение «А6М2-К модель 11». Серийное производство продолжалось с января 1943-го по октябрь 1944 г., (выпущено 236 самолетов). В мае 1944 г. на другом заводе началось производство усовершенствованного варианта А6М2-К модель 21; оно продолжалось до июля 1945 (построено 272 «спарки»). Осенью 1944 был разработан двухместный учебно-тренировочный вариант А6М5-К, но до конца войны построили всего 7 таких самолетов. Итого общий выпуск двухместных «школьных парт» составил 515 экземпляров. На протяжении всей войны эти «спарки» активно использовались для подготовки новых летчиков, а в последние месяцы большинство двухместных «Рейзенов» передали в подразделения камикадзе.

Асы 2МВ. Тройка лучших самураев: морская авиация Японии

Асы японского истребителя «Зеро» (2)

Другие статьи по теме «Определители модификаций самолетов»:

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – от V до E

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версия F («Фридрих»)

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версии G («Густав»)

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «Змееграфия»

Определитель «Ишаков» - модификации советского истребителя И-16

Определитель модификаций советского биплана У-2 (По-2)

Определитель модификаций американского палубного истребителя F6F «Хеллкэт»

Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, стоит ли продолжать выставлять «ликбезы по отличиям». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.