Буддийское искусство богато удивительными образами настоящих и вымышленных существ. За их фантастическим обликом скрываются метафоры буддийских добродетелей и призыв к состраданию всему живому. Герой нашего небольшого рассказа – снежный лев. Для Тибета это главное божество заснеженных гор. Снежный лев является национальной эмблемой Тибета: его изображение украшает государственный флаг, знаки отличия Его Святейшества Далай-ламы, монеты, банкноты, почтовые марки, печати.
Общеизвестно, что лев – царь зверей. Как царственный символ, этот образ часто встречается во многих древних культурах. Даже в тех странах, где львы не живут (в том же Тибете, или в Японии) их боятся и почитают. В Тибете представление о льве – царе появляется с началом распространения буддизма из Индии. Лев является символом Будды Шакьямуни, которого называют Шакьясимха – «Лев из рода Шакья». Самого Будду могут изображать восседающем на троне просветления, который поддерживают восемь львов.
Как изменилось само буддийское учение, преодолев суровые Гималаи, так и этот символ в Тибете приобрел новые значения и новый облик. Буддизм традиции махаяна почитает небесных помощников – бодхисаттв. В тибетской иконографии символами Восьми великих бодхисаттв являются восемь львов, а самому популярному небесному помощнику Авалокитешваре свойствена «симханда» - «львиный рык». Этот потрясающий голос свидетельствует о превосходстве буддизма над другими учениями. В легендах рассказывают, что рев снежного льва способен уронить семь драконов с неба. А в Тибете приравнивают этот рев к звуку абсолютной пустоты. Таким образом, «симханда» - это еще и аспект основополагающего в тибетском буддизме понятия «шуньята» (пустота).
В иконографии ваджраяны Будда Медицины и космические будды Ратнасамбхава и Вайрочана изображаются восседающими на львиных тронах, а многие божества ваджраяны (Вайшравана, Манджушри, Ганапати) сидящими верхом на львах. Таким образом подчеркивается главная функция этих царственных зверей – поддерживать своей силой троны просветленных и служить им средствами передвижения.
Тибетский снежный лев не похож на обычного. Он рисуется чистым белым цветом с роскошной бирюзовой гривой, на его хвосте пушистая кисточка бирюзового цвета и лапы его обрамлены такими же пушистыми хохолками. Этот густой мех на лапах снежного льва не позволяет им замерзать. Считается, что лапы тибетского льва никогда не касаются земли. В Тибете говорят, что если внимательно и долго глядеть на заснеженные вершины гор, можно увидеть, как с одной вершины горы на другую прыгают снежные львы. Игривые снежные львы часто изображаются на снежных шапках гор на тханках – свитках-картинах.
Великий йогин и поэт Тибета Миларепа (1052—1135 гг.) однажды увидел во сне снежного льва, а его наставник Гуру Марпа истолковал этот сон так: «Лев, стоящий на вершине, показывает львиноподобную природу йогина. Его роскошная грива обозначает то, что йогин окружён мистическими учениями. Четыре лапы льва представляют четыре безмерных. Глаза льва, обращённые к небесам, показывают отречение йогина от мирского существования. Свободное странствие льва по снежным вершинам показывает, что йогин достиг измерения абсолютной свободы». Известны стихи самого Миларепы, где с помощью образа снежного льва, йогин говорит о предназначении и пути того, кто ищет просветления:
«Большая львица на одной из самых высоких снежных гор
Стоит горделиво на пике вершины.
Она не знает страха.
Гордо жить на горе – это путь снежного льва.»
(Миларепа «Сто тысяч песен Миларепы», глава седьмая, Песня радости йогина)
В другом своем произведении Миларепа говорит от имени снежной львицы: «Я, живущая в ледяном одиночестве, не налью своего молока в обычный сосуд, только в золотую чашу». Миларепе, как никому другому, известна ценность молока снежной львицы, ведь, согласно легенде, йогин был им вскормлен. Молоко символически обозначает чистоту Дхармы. А также чудесное молоко должно содержаться в священных тибетских лекарствах. Вот только добыть его сложно:
Согласно легенде, молоко снежной львицы сочится из ее лап. Как видно на изображении, его невозможно собрать в кувшины, они опрокидываются и чудесное лекарство проливается. Единственным способом добыть молоко - будет игра львицы пустыми мячами. Снежные львы часто изображаются играющими с мячом, как кошки или котята. Молоко собирается в полые мячи. Кстати, на тханках они изображаются трехцветными «колесами радости».
Очень часто пара снежных львов охраняет вход в буддийский храм Эта традиция получила свое распространение из Китая, где снежных львов называют Ши Цзы. Их изображения считаются благоприятными и гармоничными. Изображают пару таким образом, что всегда можно найти львицу (она лапой держит детеныша) и льва, держащего мяч. Небольшие скульптурные изображения львиной пары также могут быть установлены в алтарь.