Найти тему
Музей истории религии

Никогда не мерзнут лапы снежного льва

Лев. Китай, конец ХХ в. Из собрания Государственного музея истории религии
Лев. Китай, конец ХХ в. Из собрания Государственного музея истории религии

Буддийское искусство богато удивительными образами настоящих и вымышленных существ. За их фантастическим обликом скрываются метафоры буддийских добродетелей и призыв к состраданию всему живому. Герой нашего небольшого рассказа – снежный лев. Для Тибета это главное божество заснеженных гор. Снежный лев является национальной эмблемой Тибета: его изображение украшает государственный флаг, знаки отличия Его Святейшества Далай-ламы, монеты, банкноты, почтовые марки, печати.

Общеизвестно, что лев – царь зверей. Как царственный символ, этот образ часто встречается во многих древних культурах. Даже в тех странах, где львы не живут (в том же Тибете, или в Японии) их боятся и почитают. В Тибете представление о льве – царе появляется с началом распространения буддизма из Индии. Лев является символом Будды Шакьямуни, которого называют Шакьясимха – «Лев из рода Шакья». Самого Будду могут изображать восседающем на троне просветления, который поддерживают восемь львов.

Как изменилось само буддийское учение, преодолев суровые Гималаи, так и этот символ в Тибете приобрел новые значения и новый облик. Буддизм традиции махаяна почитает небесных помощников – бодхисаттв. В тибетской иконографии символами Восьми великих бодхисаттв являются восемь львов, а самому популярному небесному помощнику Авалокитешваре свойствена «симханда» - «львиный рык». Этот потрясающий голос свидетельствует о превосходстве буддизма над другими учениями. В легендах рассказывают, что рев снежного льва способен уронить семь драконов с неба. А в Тибете приравнивают этот рев к звуку абсолютной пустоты. Таким образом, «симханда» - это еще и аспект основополагающего в тибетском буддизме понятия «шуньята» (пустота).

В иконографии ваджраяны Будда Медицины и космические будды Ратнасамбхава и Вайрочана изображаются восседающими на львиных тронах, а многие божества ваджраяны (Вайшравана, Манджушри, Ганапати) сидящими верхом на львах. Таким образом подчеркивается главная функция этих царственных зверей – поддерживать своей силой троны просветленных и служить им средствами передвижения.

Тибетский снежный лев не похож на обычного. Он рисуется чистым белым цветом с роскошной бирюзовой гривой, на его хвосте пушистая кисточка бирюзового цвета и лапы его обрамлены такими же пушистыми хохолками. Этот густой мех на лапах снежного льва не позволяет им замерзать. Считается, что лапы тибетского льва никогда не касаются земли. В Тибете говорят, что если внимательно и долго глядеть на заснеженные вершины гор, можно увидеть, как с одной вершины горы на другую прыгают снежные львы. Игривые снежные львы часто изображаются на снежных шапках гор на тханках – свитках-картинах.

Великий йогин и поэт Тибета Миларепа (1052—1135 гг.) однажды увидел во сне снежного льва, а его наставник Гуру Марпа истолковал этот сон так: «Лев, стоящий на вершине, показывает львиноподобную природу йогина. Его роскошная грива обозначает то, что йогин окружён мистическими учениями. Четыре лапы льва представляют четыре безмерных. Глаза льва, обращённые к небесам, показывают отречение йогина от мирского существования. Свободное странствие льва по снежным вершинам показывает, что йогин достиг измерения абсолютной свободы». Известны стихи самого Миларепы, где с помощью образа снежного льва, йогин говорит о предназначении и пути того, кто ищет просветления:

«Большая львица на одной из самых высоких снежных гор

Стоит горделиво на пике вершины.

Она не знает страха.

Гордо жить на горе – это путь снежного льва.»

(Миларепа «Сто тысяч песен Миларепы», глава седьмая, Песня радости йогина)

Миларепа. Скульптура. Бурятия, XIX в. Глина, краска. Из собрания Государственного музея истории религии
Миларепа. Скульптура. Бурятия, XIX в. Глина, краска. Из собрания Государственного музея истории религии

В другом своем произведении Миларепа говорит от имени снежной львицы: «Я, живущая в ледяном одиночестве, не налью своего молока в обычный сосуд, только в золотую чашу». Миларепе, как никому другому, известна ценность молока снежной львицы, ведь, согласно легенде, йогин был им вскормлен. Молоко символически обозначает чистоту Дхармы. А также чудесное молоко должно содержаться в священных тибетских лекарствах. Вот только добыть его сложно:

"Помещать молоко белой львицы в скверный сосуд". Копия фрагмента иллюстрации к "Заключительной книге" (гл. 27 "Завершение изложения "Четверокнижия", л.77). Бумага, акварель. Из собрания Государственного музея истории религии
"Помещать молоко белой львицы в скверный сосуд". Копия фрагмента иллюстрации к "Заключительной книге" (гл. 27 "Завершение изложения "Четверокнижия", л.77). Бумага, акварель. Из собрания Государственного музея истории религии

Согласно легенде, молоко снежной львицы сочится из ее лап. Как видно на изображении, его невозможно собрать в кувшины, они опрокидываются и чудесное лекарство проливается. Единственным способом добыть молоко - будет игра львицы пустыми мячами. Снежные львы часто изображаются играющими с мячом, как кошки или котята. Молоко собирается в полые мячи. Кстати, на тханках они изображаются трехцветными «колесами радости».

Очень часто пара снежных львов охраняет вход в буддийский храм Эта традиция получила свое распространение из Китая, где снежных львов называют Ши Цзы. Их изображения считаются благоприятными и гармоничными. Изображают пару таким образом, что всегда можно найти львицу (она лапой держит детеныша) и льва, держащего мяч. Небольшие скульптурные изображения львиной пары также могут быть установлены в алтарь.

Львы Будды. Китай, XVIII в. Металл, литье. Из собрания Государственного музея истории религии
Львы Будды. Китай, XVIII в. Металл, литье. Из собрания Государственного музея истории религии