О моём давнем увлечении Древним Римом – его историей, культурой и языком – известно всем, кто меня хорошо знает. В этом увлечении было всё, кроме танца, и в какой-то момент это показалось мне несправедливым. В начале 2022 года я предложила моему тогдашнему хореографу Александру Репину сделать реконструкцию античного танца. Я занялась поиском подходящей музыки и открыла для себя группу Synaulia – команду музыкантов, археологов, палеонтологов и хореографов, которые применили результаты своих исследований древнего этрусского и римского периода к музыке и танцам. Группа была основана в 1995 году Государственным музеем ван Аудхедена в Лейдене (Нидерланды), итальянским палеоорганологом Вальтером Майоли и хореографом и антропологом Натали ван Равенштейн.
Название группы происходит от древнегреческого «συναυλία» (sunaulía), которым в Древнем Риме обозначали группу музыкальных инструментов, состоящую в основном из духовых. Вначале Synaulia решала в основном образовательную задачу: занималась реконструкцией древних музыкальных инструментов для голландского археологического центра Archeon. Плоды интенсивных исследований Synaulia были использованы в художественных и документальных фильмах о Древнем Риме, среди которых «Гладиатор» Ридли Скотта и телесериал «Рим». Также их использовали в учебных целях и для публикации статей.
Поскольку в античности не было системы нотной записи, реконструкция музыки основывалась на сравнительных исследованиях иконографии, анализе текстов, социальных исследованиях, а также на материалах палеоорганологии, этномузыкологии, археологии и историографии. Богатство иконографического, теоретического и литературного материала помогло определить мелодические, гармонические и акустические свойства инструментов и воспроизвести их звучание. Исследования группы шли по трём направлениям: первая ветка была посвящена духовым инструментам (сиринкс, фистула, рог, туба, букина, айнкс и ромб), вторая – струнным (лира, кифара, самбука, корда и пандура), третья – перкуссии (тимпан, тарелки, скабиллум, систрум, расум и др.).
Я нашла и купила двухтомный альбом группы Synaulia – Music of Ancient Rome, в котором выбрала композицию “Baccus” в качестве основной и “Animula Vagula” – для оформления будущего видеоролика. Также я захотела предварить танец «живой» латынью. Для этого я перелопатила массу литературного материала и остановилась на оде Горация под номером 3.28, которая соответствовала идее радости от всяческих винных возлияний. Поскольку моё знание латыни застряло в середине 1970-х, я обратилась за помощью к коллегам с кафедры классических языков МГУ. Один из них, доцент Ильяс Гимадеев, помог мне правильно, а именно в соответствии с результатами новейших исследований, прочитать текст Горация.
Дело осталось за малым: поставить и разучить танец, сделать к нему костюм.
С постановкой маялись очень долго, анализируя реконструкции античных танцев из интернета и постоянно удивляясь их непригодности для нашей идеи. В конце концов я поняла, что толкового образца мы не найдём. Поняла также, что римляне танец как вид искусства вовсе не праздновали и позволяли танцевать только женщинам и рабам. Расстроилась, конечно, но не сдалась. В конце концов, я женщина, значит исполнять древнеримский танец мне можно.
Сделать костюм также оказалось не такой уж простой задачей: купить его целиком было негде, и я собирала его по частям. Так, платье с поясом нашла в одном из московских интернет-магазинов, а виноград и листья заказывала уже на Али-экспрессе. Часть заказа куда-то канула, пришлось идти на Озон и платить уже совсем другие деньги. Сапоги-сандалии тоже приобретены на Али-экспрессе, а колье извлечено из моих бездонных закромов. Юрина дочка Нина подарила мне свои серьги и браслет, когда-то купленные в Риме. Серёжки в виде миниатюрных виноградных гроздьев были найдены тоже на необъятных просторах интернета. Корзина была куплена в магазине ИКЕА до того, как та позорно слиняла с российского рынка. Родной цвет корзины был бледно-голубой, и пришлось бежать в «Красный карандаш» в Гусятниковом переулке за коричневой краской. Красили во дворе вместе с Юрой, сушили на балконе целую неделю, пока не выветрился жуткий запах. Также пришлось идти на Lamoda и покупать леггинсы телесного цвета, чтобы не сверкать перед публикой ненужными частями организма. От икеевской корзины я вскоре брезгливо отказалась и купила прекрасную маленькую корзиночку на сайте каких-то ребят из Кировской области. Позже я также решила заказать у портнихи сеточку-боди телесного цвета для более эстетичной презентации своих обнажённых рук.
То, что нам с Сашей удалось сделать, я в течение февраля-апреля 2022 года успела показать публике на нескольких вечеринках и фестивалях, в частности, на собственном многожанровом фестивале “Urbi et orbi” в Московском музыкальном театре для детей и молодёжи «Экспромт» 9 апреля 2022 года. Я также попёрлась с этим танцем на Пифийские (Панэллинские) игры, где 2 апреля 2022 года умудрилась получить за него золотую медаль. Там он был объявлен как «Реконструкция античного танца во славу бога вина и виноделия Диониса» и был как нельзя в тему. За это, собственно, а отнюдь не за композицию и не за исполнение, которые оставляли желать много лучшего, я и получила высшую награду.
В середине апреля 2022 года за дело взялась Elena Morena, с которой я уже успела позаниматься несколько месяцев. Она в своё время работала в Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева и не понаслышке знала о греческом танце, который римляне и использовали для увеселения публики, не имея своей танцевальной культуры. В результате нашего сотрудничества с Леной появилась новая версия этого танца, с которой я впервые вышла к зрителям на семейном празднике в честь нашей с Юрой «бронзовой» свадьбы в ирландском пабе “O’Connell’s” 15 мая 2022 года.
После единственного выступления с этой вариацией на публике я набралась храбрости или нахальства и записала ее в студии (см. видео) “Zorge Rooms” на улице Зорге в зале № 207 с помощью моего постоянного партнёра по видеосъёмке Михаила Кузнецова. О том, что получилось, пусть судят мои зрители, а я в страхе зажмурю глаза…
Как бы я ни стеснялась первого «позорного» варианта этого студийного исполнения, я получила за него звание лауреата I степени в номинации «Этнический танец» на заочном International Multigenre Competition “Global Talents”, организованном в Израиле. Видимо, на судей произвели впечатление идея, костюм и хороший хореографический материал. В общем, работать мне над этим номером – не переработать!
18 июня 2022 г. на фестивале "Terra Oriental Dance" в Культурном центре «Стимул» я дала старт активной жизни этого танца на разных площадках.