Вытегра – небольшой городок на северо-западе Вологодской области, на реке Вытегре в 15 километрах от Онежского озера. Село на этом месте существовало с незапамятных времён и называлось Вянги по названию Вянгручья (или, иначе, Вянгиручья), впадающего в Вытегру.
Расцвет поселения на реке Вытегре начался в начале XVIII века, когда по приказу Петра I выше Вянгинской пристани построили судоверфь, проработавшую почти 150 лет. В 1773 году указом Екатерины II село Вянги было объявлено городом Вытегрой. Вскоре был составлен генеральный план застройки Вытегры с прямоугольной планировкой улиц. Эта планировка в основном сохраняется и по сей день.
В начале XIX века по реке Вытегре прошла вновь построенная Мариинская водная система, ставшая дублёром Вышневолоцкой водной системы. Обе они соединяли Петербург с Волгой. Мариинский путь получил своё название по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Павла I и матери «действующего» императора Александра I.
В 1890 – 1896 годах Мариинская система прошла глубокую модернизацию, после чего её стали называть Новомариинской. А в 1964 году на месте Мариинской системы открылся Волго-Балтийский водный путь (тогда имени Ленина), уже не проходящий через центр города Вытегры.
В современной Вытегре мало что сохранилось от Мариинской системы. Осталась только река Вытегра, обелиск на набережной Лейтенанта Чеботарёва, да жалкие обломки деревянного шлюза.
До революции на правом берегу Вытегры в самом центре города над рекой возвышался Воскресенский собор. В советское время собор был закрыт, колокольня и купола снесены, а оставшееся здание перестроено. На фотографии, сделанной известным фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1909 году, Воскресенский собор хорошо виден.
На современной фотографии «обрубок» собора скрыт за деревьями.
Теперь здесь создан симпатичный парк, в котором построены набережные, беседки, мосты и модель шлюза со шлюзовыми воротами.
На стендах в парке размещены старые фотографии конца XIX - начала XX века, рассказывающие об истории города и Мариинской системы. На фотографиях видно, что суда по Мариинской системе тянули люди.
Сразу вспоминаются репинские «Бурлаки на Волге».
Правда, в конце XIX века использование бурлаков ушло в прошлое. Баржи с помощью длинного каната (бечевы) тащили лошади, которые шли по специально построенной дороге (бечевнику).
Контраст с современными судами и шлюзами Волго-Балта, конечно, разительный.
В центре города построен современный мост через Вытегру.
Во времена, когда здесь шли суда по Мариинской системе, мост был деревянный и разводной!
Публикации моего канала перечислены здесь.