Предупреждаю, в этой статье не будет конкретики. Я решил сначала подтолкнуть читателей-фрилансеров на мысли об организации своего рабочего времени. Тех, кого волнуют какие-либо конкретные вопросы по данной теме, прошу после прочтения задать эти вопросы здесь или лично в соцсетях. В будущих материалах постараюсь раскрыть самые популярные из них.
Раньше отношение к фрилансу у меня было неправильное. Глядя на посты ребят с Макбуками на Бали я считал, что фриланс — это чилл и кайфы, за которые тебе платят клиенты. Ребята в соцсетях постоянно либо тусят, либо посещают мероприятия, либо ведут эфиры и так далее. Из-за того мне и казалось, что на фрилансе нужно быть на легке, сильно не париться и не задумываться. Другое дело вот работа в студии, в найме, там реальная работа, графики и всё такое.
В итоге пришёл к выводу, что фриланс, всё-таки, это такая же работа, только на самого себя, без начальника. Разница в том, что в найме начальство настраивает за тебя рабочие процессы, лидогенерацию, оценку эффективности, следит за движением денежных средств и так далее. На фрилансе же нужно работать так же, как работает целое агентство, только делать всё одному, быть человеком-оркестром. Иногда можно привлекать партнёров, коллег, делегировать на них некоторые процессы.
Что стоит перенять от агентства обычному фрилансеру? Коротко поговорим о :
- Рабочем графике
- Личном сайте и соцсетях
- Ценообразовании
- Продуктовой матрице
- Коммерческом предложении
Рабочий график
Я считаю, это очень важная вещь. Большинство людей работают по графику 5/2 с утра до вечера. Какой смысл работать по ночам и ждать ответа от коллег до утра? Лучше подстроиться под это и быть со всеми на одной волне.
Также график задаёт ритм жизни, позволяет управлять личным и рабочим временем. Если у вас есть график с 8 до 17, например, клиенты будут понимать, что лучше вас не доставать после 17, когда вы уже смотрите сериал.
Личный сайт и соцсети
Фрилансер с сайтом как минимум кажется более серьёзным исполнителем, чем фрилансер без сайта. По факту сайт не делает вас лучше остальных, но в глазах коллег и клиентов это, конечно же, плюс. Сайт признак того, что вы, во-первых, задизайнили этот сайт и что-то умеете.
Во-вторых, у вас есть деньги на вёрстку и поддержку сайта (в случае, если вы только дизайнер и не занимаетесь вёрсткой и программированием). Значит, вы востребованы, оттого и зарабатываете.
В-третьих, сайт поможет вам уместить всю информацию о себе, клиентах, работах, услугах, контактах и так далее в одном месте. Вряд-ли кто-то любит искать информацию о ваших услугах в Инстаграме.
То же касается и соцсетей, где вы раскрываете свою профессиональную жизнь, достижения и опыт. (К сожалению, я сам пока не имею сайта, так как недавно понял эту ошибку. Сейчас он в разработке, а пока меня спасают мои соцсети.)
Обоснованное ценообразование
Представьте, как вы заказали ремонтника холодильников, который взял 100 000 ₽ за 5 минут работы, просто закрутив 2 болтика в холодильнике (я сильно утрировал, без негатива, на самом деле что-то чинить — это уважаемый труд, а я сам не разбираюсь в холодильниках). Согласны, что неясно, откуда такая цена?
Так же и вашим клиентам не ясно, почему у вас логотип стоит за 10 дней разработки 5000 ₽, а у конкурент делает за 5 дней и за 10 000₽. В чём разница? Кто сколько часов в день уделяет времени проекту? Он переплатит конкуренту за скорость или почему?
Составьте пошаговое описание рабочего процесса, его участников, составьте смету с указанием этапов, участников этапов разработки, затраченного времени на этапы работы и часовой ставки участников проекта.
Благодаря тому, что вы обосновываете цену теми или иными способами, вы будете поступать и выглядеть более профессионально. Вдруг вы составите обоснованные сметы и поймёте, что ваша работа стоит на самом деле дороже?
Продуктовая матрица
Составив матрицу своих услуг с обоснованными ценами, описанием работ и хотя бы с минимальной статистикой, насколько популярны те или иные услуги — вы сможете понять, упор на какие услуги делать, что рекламировать больше, по какой услуге обращаются именно к вам.
Также можно выстроить связи, какие услуги предлагать вместе (лого + айдентика), а после каких услуг можно сделать допродажи (после разработки айдентики для нового онлайн-проекта предложить сделать дизайн сайта этого онлайн-проекта).
Коммерческое предложение (КП)
Что может быть лучше, чем новый клиент, который пишет вам, когда вы на середине отдыха в сафари с плохой связью? Конечно, не будет времени пообщаться с ним и договориться о чём-то. В такие моменты можно отправить клиенту КП с информацией по интересующей его услуге с описанием этапов работы, примерами работ, указанием времени разработки, со сметой и так далее.
В некоторые моменты ни вам, ни клиенту невозможно, не имеет смысла или неудобно тратить время на общение и знакомство. Для таких ситуаций есть КП, которое скажет всё за вас.
Даже если получилось по-человечески пообщаться и понять суть задачи, то можно подчеркнуть всё сказанное понятным и удобным КП, которое будет лишний раз подчёркивать ваш подход к делу и выделять среди конкурентов.
Бонус для дочитавших ♥
Я создал «Атлас дизайна» — полезный документ из 37-и страниц с полезными материалами и выжимкой моего опыта. Внутри:
— Ссылки на ресурсы референсов и вдохновения;
— Избранные ресурсы с полезным контентом;
— Рекомендации о практике дизайнера;
— Мои фишки в работе;
— Откуда я беру качественные бесплатные шрифты;
— Где и как можно получить объективную критику.
Спасибо за прочтение, но и ты вырази благодарность :)
Подпишись на мои Инст и Телеграм-канал, где я рассказываю о дизайне
Сайт / Инстаграм / Телеграм-канал / Коллекция референсов / Мои работы