Найти тему
Техника мужика

Советский турбомотор 1984 года для Жигулей мощностью 240 л.с. Торжество безумного автоспорта СССР!

Безумие автоспорта 80-х годов затронуло даже СССР. Дерзкий проект по участию в легендарной раллийной группе B привел к появлению Lada VFTS T16 с турбомотором.

От классической Lada VFTS турбоверсию легко отличить по "ноздре" на капоте. Это вам не Subaru со стучащим 4 цилиндром!
От классической Lada VFTS турбоверсию легко отличить по "ноздре" на капоте. Это вам не Subaru со стучащим 4 цилиндром!

Ее создали в вильнюсском центре подготовки спортивных автомобилей VFTS. Специально для этого проекта разработали 16 клапанную ГБЦ с двумя распределительными валами! И это в 1981 году! Подход впечатляет на фоне нынешних поделок АвтоВАЗа.

Уникальная двухвальная 16-клапанная ГБЦ для "классики"
Уникальная двухвальная 16-клапанная ГБЦ для "классики"

Характеристики мотора были выдающимися. При рабочем объеме 1772 куб. см и степени сжатия 7.8 мотор выдавал 240 л.с. при избыточном давлении 1 бар. И все это на карбюраторной системе питания с трамблером без интеркулера на впуске! Впускной коллектор охлаждался потоком воздуха через "ноздрю" в капоте.

Дебют Lada VFTS T16 на ралли "Союз 1985" вышел неоднозначным. Колоссальный избыток мощности сделал машину непростой в управлении даже для такого мастера как Стасис Брундза. Постоянная пробуксовка ведущих и нестабильная работа мотора были основными проблемами Lada VFTS T16. Но у машины был колоссальный потенциал. Особенно хорошо она ехала в управляемом скольжении в скоростных поворотах.

Есть от чего хвататься за голову! Вкачать 1 бар на трамблере и карбюраторе, это вам не готовые тюнинговые железки прикручивать!
Есть от чего хвататься за голову! Вкачать 1 бар на трамблере и карбюраторе, это вам не готовые тюнинговые железки прикручивать!

Надо ли говорить, что первый спецучасток в боевом режиме закончился поломкой мотора? А чего еще было ждать от капризного в настройке карбюратора. Заморских карбюраторов в которые можно "дуть" в Союзе не было, а установленный перед турбокомпрессором карбюратор при перегазовках постоянно "тянул" мало из турбины в камеру сгорания. Разрушительная для мотора детонация была неизбежной.

А ведь хорошо смотрится под капотом! Есть место и для "улитки" побольше!
А ведь хорошо смотрится под капотом! Есть место и для "улитки" побольше!

Все легко можно было бы исправить установкой электронного впрыска топлива. К сожалению у простых советских спортсменов бюджет был ограничен, а в СССР не было специалистов и дорогого оборудования для настойки турбомоторов с ЭБУ.

Обидно! Ведь потенциал для успешного участия в легендарной группе В у Lada VFTS T16 был. Электронный впрыск решил бы проблемы с надежностью, а мощность бы перевалила за 300 л.с.! Была разработана даже секвентальная 6 ступенчатая КПП! Но автоспорт и история не терпят сослагательного наклонения. Да и группа В прекратила свое существование в 1986 году, как и Советский Союз.

Первый советский турбомотор, чудом сохранившийся до наших дней! Настоящее сокровище для истории советского автоспорта!
Первый советский турбомотор, чудом сохранившийся до наших дней! Настоящее сокровище для истории советского автоспорта!

Увы, автоспорт это не только состязание инженеров и пилотов, но и битва бюджетов. У простых советских гонщиков изначально не было шансов против заводских буржуйских команд с поддерживаемых табачными компаниями.

Славные были времена!
Славные были времена!

Вот такая интересная и грустная история. 40 лет назад спортсмены-энтузиасты построили турбомотор, а АвтоВАЗ с его ресурсами нам до сих пор предлагает чахлые атмосферники. Нет, я не требую серийных моторов-монстров, но той же Ниве не помешал бы турбомотор для увеличения крутящего момента в зоне низких и средних оборотов на 110-130 л.с. Но это уже совсем другая история и тема для отдельного разговора.

По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru

Публикации по теме:

Спасибо что дочитали до конца! Если материал понравился - поставьте лайк и подпишитесь на первый внедорожный канал на Дзене!

#техникассср #автоспорт #lada #ladavfts #cccp #лада #турбомотор #боеваяклассика #техникамужика