Найти тему
Кержаки - староверы

«От артели до фабрики»

Семеновские артели по производству игрушки и сувенирной продукции развивались в общем русле социально-экономического переустройства страны после октябрьской революции 1917 года. После разрухи гражданской войны промысловая кооперация занимала важное место в советской экономики. Понимая значение ремесленного производства для стабилизации экономики страны большевики создали основу для широкого производственного кооперирования мелких производителей.

Декретом ВЦИК и СНК, изданные в июле 1921 года, трудящимся было предоставлено право организовывать промыслово-кооперативные товарищества и артели для ведения совместного производства, организации труда своих членов, снабжения материалами и сбыта своей продукции, а также предоставления ему кредитов. Промартели создавались на паевых началах. Их основополагающими принципами являлись рентабельность, сотрудничество с госпредприятиями, связь с рынком потребительских товаров и услуг.

Семеновский ложкарно-кустарный союз возникает уже в первые годы Советской власти. Он объединял 10 кооператиных товариществ, в числе которых- Кондратьевское, Федосеевское, Шалдежское, Зименковское, Семеновское и другие. В 1925-30 –е годы числятся Поломское, Пятницкое, Елховское, Безводнинское, Озерское промыслово-кредитные кооперативы. Артели. В Семенове артель инвалидов стала создаваться в начале 1929 года. В нее входили инвалиды, занимавшиеся окраской ложек в частных лачильнях. Артель под названием «Семеновский кооператор» вошла в Нижегородский краевой союз кооперативных артелей инвалидов. В 1932 году на отведенной горсоветом земле за городом было построено двухэтажное деревянное здание артели. В артели работали глухонемые. Они изготавливали топорную, столярную игрушку. Цех папье-маше начал свою работу с начала основания артели. В 1933 году крайисполком занялся рационализацией кустарного производства детской игрушки. В результате принятых мер, заметно продвинулось производство игрушек. В начале и середине тридцатых годов в открывшийся токарный цех пришли переехавшие в город токари из деревни Покровское. В те годы в артели ассортимент токарных изделий был небольшой. Точили поставки, пирамиды, ведерки, шары, яблоко. Матрешку от одной до пяти куклят освоили в тридцать пятом. В эти годы маленькими партиями сдавали матрешку токари- надомники села Покровского. В тридцать пятом в цехе стали красить трехместную матрешку. Ее появление вызвало всеобщий восторг: понравились образцы юной красавицы . Красили с большим удовольствием. И с каким огромным желанием помогали друг другу учиться писать матрешку. По воспоминаниям старых рабочих, в артели инвалидов перенимали опыт мериновских художниц, красильщицы артели шли по пути совершенствования росписи. В тридцатые годы красильщицами становились женщины-инвалиды третьей группы из ближних деревень Дяново, Жужелка Большое и Малое Васильево. В 1938 году на основной территории артели работало 85 человек, на дому 95 кустарей. Они дали продукции на 87, 5 тыс. рублей. В сороковом году артель давала валовой продукции больше 100 тысяч рублей. В цехах трудились свыше 100 человек, насчитывалось более 150 надомников. Расширялся ассортимент токарных, столярных игрушек, папье-маше. Древесину по-прежнему заготовляли своими силами. Почти до конца сороковых годов в артели инвалидов наряду с производством занимались организацией торговли игрушками, продовольственными и промышленными товарами. Благодаря развитой торговле создавалась возможность обеспечивать устойчивое финансовое состояние артели. В декабре 1954 года произошло объединение артели «Семеновский кооператор» с артелью имени Калинина, выпускающих одинаковую продукцию в одну артель «Игрушка»

-2

Артель имени Калинина возникла в начале 1932 года, выделевшись из Семеновского товарищества. Как уже указывалось , это товаришество объединяло многих разрозненных кустарей, а также все «Дикие» артели. В 1934 году артель имени Калинина, куда входили надомники Меринова построила токарный цех. В нем установили 10 станков, которые вращались с двигателем с трансмиссионными валами. В этом же году стали точить трех и пятиместные матрешки. Часть полуфабрикатов сдавали в артель, другую окрашивали в своих домах. В книге В.П. Красильникова «Мастера игрушки. История объединения по производству сувениров» приведены воспоминания мериновской красильщицы: «Токари работали в цехе, а мы 18 лет красили игрушку на дому…Одно время работали в доме ныне прославленной художницы Е.А. Майоровой. Было девять девчонок из своей деревни. Покровского и Взвоза. Елизавета Арсентьевна как более опытная учила девчат писать. Потом расходились по своим домам, опять собирались где-нибудь вместе. Так продолжалось до 1952 года, пока не построили красильный цех». Развитие матрешек в значительной степени связано с творчеством талантливой художницы мериновской росписи Елизаветы Арсентьевны Майоровой. Она создала красочные образы. Ее опыт письма стал достоянием многих художниц. В 1935 году на Краевой выставке детских игрушек были представлены экспонаты артели имени Калинина. Среди игрушек были и матрешки. Их расписывали мериновские художницы- члены артели. Уже в послевоенные годы матрешка здешних умельцев пользовалась широкой популярностью, на нее имелся неограниченный спрос. Она непременно представлялась на выставках игрушек, в магазинах по продаже сувениров.

В пятидесятые годы артель «Игрушка» становится вторым центром производства матрешки. В токарный и красильный цех пришли мериновские мастера, переехавшие в Семенов. Начинается новый этап в развитии производства деревянной куклы. Совершеннее становится технология окраски. Наряду с мелкими в массовое производство запускаются 12-ти кукольные. Находятся смельчаки, которые берутся за изготовление крупных матрешек. В именем Евгения Безрукова связано рождение 18-ти местной матрешки. Крупные матрешки создает также первоклассный токарь Семен Вагин. В 1958 году промколхоз имени ХХ партсъезда направляет свыше 10 тысяч изделий на Брюссельскую выставку. Игрушки мастеров нашей области были удостоены золотой медали. (В.П. Красильников «Мастера игрушки

Начиная с середины 1930-х до 1958 г.- период активного огосударствления промысловой кооперации. В партийных директивах промысловая кооперация допускалась как часть общественной собственности. Начиная с 1958 года, происходит реорганизация промысловых городских и сельских предприятий. Кустарно-кооперативные производства были переданы государству. Общественно-кооперативная собственность принимает форму социалистической собственности. Вместо артели «Игрушка» создается фабрика, сохраняя прежнее название. Первым директором назначается Ф.В. Бобков.

О развитии производства семеновской матрешки на фабрике «Игрушка» будет рассказано в следующем выпуске рубрики «Мастера игрушки».

Ольга Савельева. Статья написана в рамках реализации проекта Президентского Фонда Культурных инициатив «Мастера Керженского края».