Найти в Дзене

Антиутопичный триллер "Платформа" (2019). Так в чем послание?

Оглавление

Привет, друзья. Посмотрел вчера ближе к полуночи жесткий фильм «Платформа». Если вы его еще не смотрели, то мог бы советовать не смотреть, если не хотите наблюдать за тем как люди жрут друг друга в прямом и переносном смысле. Странный и местами даже мерзотный фильм. Правда, чувствуется, что испанский режиссер Гальдера Гастелу-Уррутия хотел отправить миру свое послание. Безусловно, он его отправил. Фильм получает высокие оценки критиков, и собрал лярд американских рублей по всему миру.

Сюжет: главный герой просыпается в камере, по центру которой проходит как бы открытая шахта лифта. В которой раз в сутки спускается платформа с едой. Но количество еды зависит от того, на каком уровне находится заключенный (это вертикальная тюрьма) с камерами расположенными одна под другой. Брать еду с платформы нельзя – за это вас поджарят или заморозят. На одном уровне заключенный находится один месяц. Потом пускают газ и всех перемещают в случайном порядке. Можно оказаться на любом уровне. Каждый заключенный изначально может взять с собой один предмет. Поэтому у людей оказываются ножи и даже самурайские мечи. Главный герой Горенг взял с собой книгу. Судя по цитатам это Дон-Кихот. А его сокармерник – Тримагаси –взял нож.

Заключенный Горенг, взявший с собой в тюрьму книгу
Заключенный Горенг, взявший с собой в тюрьму книгу

Понятно, что режиссер попробовал создать образ современной капиталистической цивилизации, или даже то, к чему человечество может прийти в итоге: полное разделение, когда те, кто находится на уровень выше, совершенно не хотят думать о тех, кто находится ниже, даже понимая, что через месяц они сами могут оказаться на нижних уровнях.

Горенг пытается сломать систему. Это образ современного Дон Кихота, кстати и внешне его сделали похожим на средневекового рыцаря. И в итоге остается непонятным, удалось ли ему или нет. Он пытается, и даже оправляет наверх послание.

И фильм закончился так, что не понятно, сломал ли он систему, или просто погиб в борьбе: пытаясь организовать справедливую раздачу еды, Горенг с сокамерником вооружившись трубами (?) спускаются, стоя в центре платформы, и отгоняя тех, кто готов накинуться на еду. В итоге они доходят до подвала.

В тюрьме оказалось 333 уровня. Ниже пустой темный подвал, куда Горенг уходит. По дороге вниз он решает отправить наверх послание – какое-то из блюд, оставшееся на столе не съеденным. Они с остервенением охраняют десерт (панна-котта), но находят на последнем уровне девочку, которой отдают десерт, и оправляют девочку наверх.

-2

Девочка – послание,- решает Горенг. Сходит с платформы и уходит, в темноту, общаясь со своей галлюцинацией (убитым ранее сокамерником Тримагаси).

Тут сплошные метафоры. Девочка не могла оказаться одна: все сидят парами, поэтому она не выжила бы на последнем уровне. А герою незачем сходить с платформы и уходить в темноту подвала, ведь можно подняться вместе с ней наверх.

В чем послание?

Очевидно, испанский режиссер создал нового Дона Кихота, сражающегося с системой. И девочки на самом деле нет. До этого сотрудница тюрьмы ему объяснила это: детей в тюрьму не берут, и администрация за этим строго следит. Дон Кихот – Горенг – все время пытается сохранить достоинство, остаться человеком. Хотя чтобы выжить на нижних уровнях (а по сюжету он провел в тюрьме неполных пять месяцев из шести) ему приходится переступать через себя. На пятом месяце отсидки он очутился на отличном – шестом уровне, тем не менее, решает спускаться вниз, чтобы попытаться справедливо распределить еду, и помочь напарнику выбраться наверх: подняться наверх можно только спустившись на самое дно. Причем, сколько уровней – никто не знает.

-3

Все время Горенг думает о том, что он оказался здесь не случайно, и что он может сломать систему, для этого нужно чтобы еда дошла до всех. Работник тюрьмы один раз говорит о том, что однажды может самопроизвольно может возникнуть спонтанная солидарность. И главный герой высказывает предположение, что тюрьма это эксперимент, для того чтобы выяснить условия возникновения «спонтанной солидарности», чтобы не допустить ее во внешнем мире.

Тюрьма – это очевидно аллюзия на современный капиталистический мир, воспитывающий в человеке эгоизм, доказывающий что нужно оказаться на высших уровнях. И только в этом цель жизни. И плевать на всех остальных.

Сломал ли Дон Кихот систему? Нет не сломал. Более того, он даже не оправил наверх администрации тюрьмы никакого послания, потому что девочка – это фантом, призрак. В итоге он просто спустился в подвал. Да, он накормил какое-то количество людей с нижних этажей, но при этом убил или покалечил много других, отгоняя от стола с 7 по 50 уровни когда они еду не раздавали, сохраняя ее для нижних уровней - тех, кому она гарантированно не достается.

Заключенный Тримагаси . На уровне 48 еще полно объедков.
Заключенный Тримагаси . На уровне 48 еще полно объедков.

Каков итог?

Нет никакого послания. Есть лишь констатация того, что наш мир (а вернее мир капиталистический, и для испанского режиссера – он не имеет альтернативы) это тюрьма. Дон Кихот погиб сражаясь с ветряными мельницами, а теоретически мог выжить, если бы повезло оказаться в последнем месяце отсидки выше 50го уровня.

Я много раз слышал, что коммунисты строили рай на земле, но это невозможно, поэтому этого не нужно делать. А в итоге был построен ад. Кстати, испанское название фильма не «Платформа», а «Яма».

Идет построение такой тюрьмы в мировом масштабе. Испанский Дон Кихот не добился ничего. А как поведет себя русский Дон Кихот? Или всё - без вариантов?

#фильм #кино #платформа #о кино

поддержать автора