- Мама, кто тебя просил говорить Егору, где я? – с порога набросилась на мать Наталья, когда на следующий день приехала навестить родителей, чтобы высказать свои претензии. – Я специально уехала с Машей к Гале, а ты мне всё испортила!
Начало здесь. Предыдущая часть
- Наташа, ты себя слышишь? – ответила Дарья Сергеевна. – Ты понимаешь, что ты творишь? Хочешь лишить ребёнка общения с отцом. Зачем? Ты же в первую очередь делаешь больно Машеньке.
- А мне не больно? – возмутилась Наталья. – О моих чувствах никто не думает! Он завёл другую бабу, бросил нас с дочкой, и теперь должен быть весь такой в шоколаде, а я прозябать в одиночестве? Он там строит новую семью со своей курицей. А кому я нужна теперь? Разведёнка с прицепом?
- Ой, Наташа… - Дарья Сергеевна схватилась за голову. – Какую же ерунду ты говоришь! И что это за фраза такая - «разведёнка с прицепом»? Как так можно говорить о своём ребёнке? Разве Маша для тебя обуза?
- Знаю, что грубо выразилась. Но тем не менее, это правда! И раз уж Егор ушёл от нас, бросил, то пусть больше в нашей с Машей жизни не появляется совсем! Не хочу его видеть. Пусть его курица рожает ему новых детей.
- Что ты городишь, Наташка! – сказал Григорий Андреевич, входя в комнату, где разговаривали Наталья с матерью. – Ты радоваться должна, что Егор хочет общаться с дочкой. Сколько мужиков после развода забывают про своих детей? Перестают их навещать, встречаться. Хорошо, если от алиментов ещё не уклоняются. А твой бывший муж любит дочку и хочет по-прежнему оставаться ей отцом в полном смысле этого слова.
- Так я ещё благодарить его должна по-твоему, папа?
- Не утрируй! Просто не должна препятствовать общению. В конце концов, это ваша общая дочь, и он имеет полное право. Дождёшься, что он в суд обратится и вообще попробует у тебя забрать ребёнка. Мешая им видеться, делаешь только хуже!
- Отец прав! – сказала Дарья Сергеевна. – Наташа, не перегибай палку и подумай о Машеньке! Она очень любит отца. Егор ушёл от тебя, но он не перестал быть отцом для вашей дочери.
Наталья слушала родителей и в глубине души понимала, что они правы. Но она была по-прежнему так зла на Егора! Ей была невыносима мысль, что он счастлив без неё. И единственное, что она могла сделать, чтобы подпортить ему жизнь, это настроить дочь против него. А ещё Наталья была из тех людей, кто не любит и не умеет признавать свои ошибки, с трудом идёт на компромисс и считает своё мнение единственно правильным.
- В кого ты у нас такая эгоистка, - вздохнул отец. – Такая упрямая. Как вобьёшь себе что-то в голову…
- Не порти жизнь Машеньке, - сказала мама. – Мы любим тебя, Наташа, ты наша дочь. Но ты поступаешь нехорошо. Подумай об этом. Не трать свою энергию на злость и месть, отпусти Егора. Ты ещё обязательно встретишь мужчину, с которым будешь счастлива. Пойдёмте чай пить, я ватрушек с творогом напекла.
- Некогда мне чаи распивать, - буркнула обиженная на родителей дочь. – Я после работы к вам ненадолго заскочила, а сейчас за Машкой в садик пора.
- Тогда возьми ватрушек с собой, Машенька их очень любит, - засуетилась Дарья Сергеевна.
- Вредно много мучного есть! Она вчера и так пирогов налопалась в гостях у моей бывшей свекрови, - заявила Наталья и поспешила уходить.
- Ну и характер! – сказал Григорий Андреевич, когда за дочерью захлопнулась дверь. – В кого она у нас такая?
- Ох, и не знаю, Гриша, - вздохнула Дарья Сергеевна. – Может, мы тоже слишком резки с ней? Как-то неправильно, что мы встали на сторону Егора, ведь она наша дочь, а Егор, как ни крути, сам ушёл из семьи.
- Мы не на стороне Егора, мы просто видим ситуацию со стороны. И понимаем, что ребёнок не должен страдать из-за развода родителей. А в Наташке пока очень сильна обида, не может она простить Егора, вот и пытается мстить ему таким образом, не понимая, что хуже делает, в первую очередь, собственной дочери.
***
Егор весь день думал о том, что вчера рассказала ему Инна. Сколько же пришлось пережить этой хрупкой и ранимой женщине. Врагу не пожелаешь…
Ещё недавно он всерьёз задумывался о том, что когда-нибудь они с Инной решатся на совместного ребёнка, и у Машеньки появится брат или сестрёнка. Наталья сразу, как родила дочку, сказала ему, что больше детей не хочет. Ей достаточно одного ребёнка. Егор не спорил, надеясь, что со временем всё же уговорит её подарить Маше сестру или брата.
Теперь же, после разговора с Инной, он понимал, что детей у них не будет. Ну что же, значит, так угодно судьбе. Машенька останется его единственным ребёнком. Самым дорогим и любимым…
***
- Наталья Григорьевна, мне нужно с вами поговорить, - сказала воспитатель Валентина Александровна, когда Наталья пришла за дочкой.
- Что-то случилось? – встревожилась женщина.
- Сегодня во время сон-часа Машенька плакала. И это уже не в первый раз. Конечно, я спросила у неё, что случилось. И она мне сказала, что боится того, что папа её разлюбит. Я знаю вашу семейную ситуацию, Наталья Григорьевна. Вы уж простите, городок у нас небольшой. И я не могу вам не сказать о том, что Маша изменилась. Она стала более замкнутой, часто плачет, а наш психолог обратила внимание на рисунки Маши. В них чувствуется тревожность, напряжение. Вы можете сами поговорить с нашим психологом, Анна Витальевна расскажет вам более подробно.
- Конечно, Маша переживает из-за нашего развода, - нервно сказала Наталья, - что здесь удивительного? Нужно время, чтобы она привыкла к мысли, что её отец больше не живёт с нами. К чему эти разговоры, Валентина Александровна?
- Извините, просто я переживаю за Машеньку. Она такая славная девочка, но в последнее время я всё чаще вижу её грустной. Развод родителей – это всегда травма для ребёнка. Если вы дадите согласие, наш психолог может с ней заниматься индивидуально, чтобы снизить уровень тревожности и…
- Валентина Александровна, - довольно грубо перебила воспитателя Наталья, - Маше не нужен никакой психолог и, вообще, моя семейная жизнь вас не касается! Я не нуждаюсь в ваших советах. Следить за личной жизнью родителей своих воспитанников, кажется, не входит в ваши обязанности!
- Извините… я просто хотела помочь… - только и смогла сказать обескураженная женщина. Она не ожидала от Машиной мамы такой реакции на свои слова. Хотела ведь как лучше…
«Теперь понятно, откуда у девочки повышенная тревожность и другие проблемы, тут бы её маме не мешало к психологу обратиться…», - подумала воспитатель, наблюдая за тем, как нервно Наталья помогает дочке одеться, прикрикивает на неё и торопит.
***
Через две недели Егор снова поехал в родной город, чтобы увидеться с дочкой. Он взял с собой Инну, чтобы она и его родители, наконец-то, увиделись и пообщались вживую.
- Я всё-таки решил, что познакомлю Машу с тобой, - сказал Егор. – Ведь в будущем я бы хотел иногда забирать её к нам на выходные или во время каких-нибудь праздников. Если ты, конечно, не против. Всё-таки я живу в твоей квартире.
- Нет, что ты! – воскликнула Инна. – Как я могу быть против? Это же твоя дочка. Буду только рада, если Машенька будет иногда гостить у нас. Но очень боюсь, как она меня воспримет? Ведь, как ни крути, а это по моей вине распался ваш с Натальей брак…
- Ты тут ни при чём, даже не думай винить себя в чём-то. Выбор я делал сам. Да и если бы между мной и Наташей сохранялись чувства, я бы никогда не посмотрел на другую женщину. А наши с ней отношения в последнее время были уже такими, словно мы чужие люди. Я постараюсь подобрать такие слова, чтобы Маша не восприняла тебя в штыки.
***
В субботу утром Машенька проснулась и почувствовала, что у неё болит горло. Девочка решила не говорить об этом маме. Она знала, что сегодня приедет папа и боялась, что, если мама узнает о её больном горле, она не разрешит увидеться с папой. А Маша так его ждала!
Наталья же в это утро пребывала в отвратительном настроении, ожидая приезд Егора. Она понимала, что не может прятать дочь от бывшего мужа. В прошлый раз он ясно дал ей понять, что, если ещё раз она попробует сорвать его встречу с дочкой, он пойдёт в суд. И Наталья знала, что Егор именно так и поступит.
Как бы она сейчас не относилась к бывшему мужу, она не могла не признать, что он очень любит Машу. И именно поэтому ей хотелось ударить Егора побольнее, настроив дочку против него.
Она по-прежнему говорила Маше, что папа скоро перестанет к ней приезжать, потому что у него есть другая тётя, а скоро будет и другой ребёнок. Машенька плакала и не верила ей. Наталье же хотелось, чтобы дочь сама возненавидела отца и начала отказываться от встреч с ним.
***
Егор завёз Инну к своим родителям, а сам поехал за дочкой. Он несколько раз позвонил в дверь, так как ему никто не открывал, и Егор уже начал нервничать, решив, что Наталья снова специально куда-то уехала с Машей. Наконец, бывшая жена открыла ему.
- Привет, - как можно дружелюбнее поздоровался с ней Егор.
- Сейчас соберу Машу, - зло бросила Наталья, не поздоровавшись. – Подожди в подъезде.
С этими словами она захлопнула дверь и пошла в комнату дочери.
Через пятнадцать минут Егор и Машенька ехали в машине к родителям Егора. Девочка сияла от счастья, а её отец испытывал волнение. Совсем скоро Маша и Инна познакомятся. Только бы всё прошло хорошо… Но на сердце было тревожно.