Я думала, что подростки в центрах – неуправляемые, закрытые, сложные, а со мной играла в шахматы совершенно очаровательная и чуткая девчонка
Катя уже не совсем ребенок – ей 15. В центре, где она живет, сегодня проводят турнир по шахматам. Я стою недалеко и наблюдаю за происходящим, особенно, за людьми – воспитателями, гостями и непосредственно, за детьми.
Малышей повезли в музей, в центре остались только подростки. Те, которые не пользуются «спросом» у кандидатов в приемные родители. Да и в семью, как говорят многие воспитатели, не сильно хотят. Хотя, это только на первый взгляд…
Подростки стоят отдельно на этом мероприятии, пока определенные заранее участники турнира занимают места за шахматными досками.
Я очень люблю играть в игры, а вот в шахматы играю плохо. Но, я все равно жду удобный момент – в надежде, что гости смогут поучаствовать. И смотрю – а кто бы со мной сыграл?
Катя стоит с воспитательницей и подружкой, подальше от остальных. Она совершенно обычной внешности, ничем особенно не притягивает на первый взгляд, тихая и спокойная, хотя чем-то по стилю похожа на «пацанку»… В какой-то момент ее подружка вырывается в болельщики и приглашает Катю смотреть чью-то игру. Катя не хочет – то ли ей скучно, то ли неловко.
Возле нас есть свободная шахматная доска, и я интересуюсь, а можно ли детям играть с гостями, и предлагаю партию. Катя вызывается спросить разрешения. Она хочет играть… или общаться.
К слову, надо особенно похвалить формат мероприятия – гости имеют шанс именно поговорить с детьми, увидеть их в каком-то деле, а не на сцене, издалека, как обычно. И нам разрешают.
Катя скромничает и рассказывает о том, что играть она совсем не умеет, но на деле оказывается противоположное. Мы говорим про названия фигур и ходы, правила и разные маневры. Катя достаточно спокойна и уступчива, но она в то же время — лидер, готова меня учить и подсказывать, прощать отмененные ходы и намекать, что я продую, если не изменю ситуацию на доске.
Мы обе упоминаем, что хорошо, если бы это были шашки, вот тогда бы игра была поинтереснее – ведь в шашки играть умеем гораздо лучше. Но мне и так очень интересно, потому что игра – это повод немного узнать Катю.
И она оказывается невероятно добрым и открытым подростком, несмотря на яркий цвет волос, мешковатую кофту, спортивно-рэперский стиль. Там многие такие – на первый взгляд – слишком модные и недосягаемые.
Но Катя радуется нашей игре, логически мыслит и лидирует, хотя пытается вырулить в ничью, чтобы не огорчить меня. И это особенно трогательно – как человек так много думает о сопернике, а не пытается показать свое мастерство.
Вокруг стола собрались ребята. Все хотят играть, и я предполагаю закончить партию и уступить кому-то свое место. Катя выигрывает – кто бы сомневался? Умная, сообразительная, веселая, открытая…
А все дети, наблюдавшие за нами, оказывается, хотят играть только со мной. И даже те, кто с ограниченными возможностями, кто плохо соображает или говорит, все толпятся рядом, чтобы показать себя… И мы играем, пока не заканчивается время.
Катя перевернула все мое представление о подростках в подобных центрах, сломала все стереотипы. Я думала, что они – неуправляемые, часто недалекие, закрытые, сложные, а со мной играла в шахматы совершенно очаровательная и чуткая девчонка. Когда все уже расходились, мы благодарили друг друга за партию и она вдруг сказала:
К: — Вот, в шашки бы вместе поиграть. Тогда было бы честно, друг другу бы не подсказывали!
Я: — Да! Хотя, и так все честно. Ты — умничка, учила меня, без тебя бы игра не состоялась, спасибо!
К: — И вам спасибо. А Вы придете… еще?
Я (не ожидав такого вопроса, пытаясь ничего не наобещать): — Скоро лето, вы в лагерь, наверное, поедете…
К: — Да… только я здесь надолго. На 3 года – до восемнадцатилетия. Я тут недавно, примерно месяц…
Я: — И как тебе?
К: — Да так… нормально. А вы придете еще поиграть? Можно в шашки! У нас ведь есть шашки! И другие игры есть. (Она это говорила с оглядкой на поддерживающего воспитателя, которая кивала, что все это в наличии).
Я: — Я постараюсь… (для регулярного посещения нужно собрать кучу документов и действовать через специальные фонды, но приходить изредка – это я бы, скорей всего, смогла. Просто не хочется изначально обещать, пусть лучше будет сюрпризом, если получится навестить Катю еще).
К: — Главное — захотеть! Если Вы захотите, то за 3 года сможете найти время… а я – точно буду здесь. И, если придете – я бы очень хотела еще с вами поиграть… Мне было так хорошо сегодня!
Она подошла так близко, что мне очень захотелось ее обнять на прощание, но я не знала, запрещено ли это правилами или все-таки – нет.
И пока я думала, она сама как-то потянулась и я обняла ее, такую закрытую «пацанку» на вид и такую чуткую на самом деле…
Я рада, что ей было хорошо. Пусть ненадолго, пусть только пару часов – но, это то, что я могла дать ей в этот конкретный момент… Ей было хорошо, а мне – радостно от этого.
Позже я узнала, что у Кати есть младшая сестренка. Хотя, атмосфера центра очень приятная, домашняя, воспитатели — отзывчивые и добрые, но каждому ребенку нужна любящая семья…
Когда я уходила, оглянулась еще раз. То же самое в этот момент сделала и Катя, наши взгляды встретились, и мы снова помахали друг другу на прощанье, и она зашла в центр.
Я уходила с серьезным вопросом:
«Если Катю не заберут в семью, то какой она выйдет из детского дома через 3 года и в ком обретет поддержку?»
Этот вопрос до сих пор не дает мне покоя…