Девочки, прослушали выступление Путина перед выпускниками российских военных ВУЗов в Кремле. Ну и что же хотим сказать по этому поводу с точки зрения пяра. Для начала — событие это не частое. Редкое это событие. На сайте Кремля последнее выступление — 2014 год. Есть повод задуматься.
Было сказано очень много очень правильных слов. Про мужество и профессионализм военных, про будем и дальше развивать и укреплять наши вооруженные силы, про оснащение войск новым оружием, про работу с личным составом. То есть всё, приличествующее моменту. В отличие от Шойгу, который прямо так и заявил: сегодня российские военнослужащие самоотверженно, зачастую ценой собственной жизни отстаивают национальные интересы. Зачастую! Ну Семён Семёныч!
Но, девочки, мы не об этом. А об том, что армия в России продолжает, как и сто лет назад, быть рабоче-крестьянской. Много ли вы знаете примеров, когда в войска осознанно уходят сыновья высокопоставленных родителей? Вот вернутся офицеры домой, вывезя на своих плечах всю тяжесть политических решений и их последствий. А им не скажут даже спасибо. Потому что “спасибо” скажут совсем другим людям. Ксюше Собчак, Ване Урганту, другим многочисленным “золотым детям”. Потому что ну что с молодого офицера взять? Он же даже на корпоративе у Блиновской не выступит. Но, девочки, так империи не строятся. Потому что если хотите строить армию, нужно помнить, что армия — это еще и социальный лифт, и символ, и сама должна быть вся пронизана символизмом.
В этой связи приходит нам на ум давняя трагедия, которая в истории получила название “Атака легкой кавалерии”. В битве при Балаклаве во время Крымской войны легкая кавалерийская бригада совершает дерзкий и, как в последствие оказалось, самоубийственный бросок на развернутые в боевом порядке русские полки и артиллерию. Вот как это было описано журналистами Би-би-си "Таймс": “Мы наблюдали, как они ворвались на батарею; затем, к восторгу своему, мы увидели, что они возвращаются, пробившись сквозь колонну русской пехоты, разметав её как стог сена. И тут их — потерявших строй, рассеявшихся по долине — смёл фланговый залп батареи на холме. Раненые и потерявшие коней кавалеристы, бегущие к нашим позициям, красноречивее любых слов свидетельствовали об их печальной судьбе — да, они потерпели неудачу, но даже полубоги не смогли бы сделать большего… В 11:35 перед проклятыми московитскими пушками более не осталось британских солдат, кроме мёртвых и умирающих…”. Даже полубоги не смогли бы сделать большего, девочки!
Что стоит знать про этот пример. В составе лёгкой кавалерийской бригады служили дети британской аристократии, которые дважды не думали — выполнять приказ или нет. Атака произошла в результате целого ряда ошибок, которые в последствие тщательно изучались для того, чтобы их не повторять. Все выжившие участники этого провального манёвра стали национальными героями, а само событие навсегда запечатлено в британской исторической хронике как образец беспримерного мужества. И до сих пор используется в национальном пяре.
А Альфред Теннисон, воодушевившись репортажем в "Таймс", написал по этому поводу поэму, которая не только стала классикой британской литературы, но и активно использовалась в пропаганде против русских. Так-то.