Найти тему

Цифровая трансформация и основные ошибки при ее внедрении

Оглавление

Элементы цифровой трансформации могут разниться друг с другом и вашей основной стратегией. Тогда вы впустую тратите время и бюджет. В голове появляется мысль: «Все это не работает». На самом деле нарушен процесс цифровой трансформации и его следует скорректировать.

Обсудим, какие ошибки часто совершают предприниматели

Оцифровка бизнеса не является цифровой трансформацией. Многие предприниматели уверены, если ввести управленческий учет и перейти в CRM, это и значит трансформировать бизнес. Это совсем не так. Начинайте оцифровывать информацию прямо сейчас, если вы этого не сделали. Это долгий и трудоемкий процесс, без него вы не сможете «заскочить в последний вагон». Для продуктивной работы аналитики потребуется много данных.

Цифровая трансформация подразумевает полное изменение бизнес-модели. Например, «Яндекс. Такси» с удобным приложением. Можно сказать, что они поменяли привычки людей. Больше не надо звонить в такси и ожидать ответа оператора десятки минут. Люди даже не задумываются, чтобы позвонить в другое такси и узнать цену, вдруг дешевле. Нет, все открывают приложение и платят заявленную цену, возможно на 20 рублей дороже конкурентной, но это удобно, быстро и наглядно. Компании, которые проигнорировали появление мобильного приложения, сейчас явно проживают не лучшие времена. Конечно, они могут попробовать заскочить в тот самый «последний вагон» и ввести свое приложение. Конкуренты их не пощадят. В то время как пожилые люди продолжали вызывать такси по телефону, основная клиентская база ушла в приложение и использует накопленные баллы, скидки на семейный аккаунт и другие преимущества. Клиент этого такси даже не задумается об альтернативной компании.

Шокирует, то, что при появлении Uber, безопасность отошла на второй план. Требования компании к водителям минимальны: два года опыта и наличие машины. О техническом состоянии транспорта, о здоровье и самочувствии водителя мы не знаем ничего. И все равно пользуемся услугами Uber. Что, если у машины неполадки с тормозной системой, а водитель за рулем вторые сутки без сна? Поразительно, но цифровая трансформация меняет отношение даже к таким базовым понятиям как безопасность.

  1. Оцифровка — это не просто маркетинговый ход.

Если «тормозить» и не менять подход к бизнесу, то можно и навсегда упустить такую возможность. Если у вас серьезный бизнес, оставьте 1С конкурентам и используйте CRM. Многие бизнесмены до сих пор игнорируют плюсы системы. Они продолжают вручную делать записи, проводить аналитику и наблюдать, как клиентов становится все меньше. Для примера посмотрите на таких гигантов как Wildberries или AliExpress. На этих площадках продается абсолютно все. Предпринимателям средней руки больше не нужно создавать личный интернет-магазин, можно продавать из готового.

2. Подготовьте сотрудников к изменениям.

Сама собой трансформация не произойдет, так же как не придут профессионалы и принесут пользу вашему бизнесу. Чтобы развивать компанию, сам руководитель должен иметь понятие о современных технологиях и стратегиях. Иначе, нанимая людей на работу вы не сможете оценить их компетентность. Понимание технологий поможет актуально развивать бизнес.

Например, на белорусском рынке предприниматели боятся новых технологий, их предприятия часто инертны. При решении внедрить CRM, они руководствуются примером соседнего офиса, а не пониманием явных плюсов для развития бизнеса. Кроме этого, руководители не знают о возможностях автоматизации, вариантах системы и не умеют ее запускать. Отсутствует элементарная база знаний о пользе системы. Вместе с тем существует непринятие автоматизации сотрудниками. И это понятно, потому что неосведомленный руководитель вряд ли сможет замотивировать сотрудников полностью поменять ход работы и обучить их.

3. Элементы цифровой трансформации работают вместе.

У каждого элемента свое место в процессе и работают они только в связи друг с другом. Например, компания развивает страничку в Instagram, а ВК, Facebook, Одноклассники простаивают без новостей, постов и лайков. Понятно, что при точечном подходе большого притока клиентов не будет. Руководителю закрадется в голову идея, что это все не работает. На самом деле, это принесет большую пользу бизнесу, если подойти к процессу комплексно. Так компания Тинькофф осуществляет полностью дистанционное обслуживание клиентов. Они экономят большие деньги на содержание офисов и время своих клиентов. Все в плюсе. У банка есть мобильное приложение, доступное не только их клиентам. Таким образом они привлекают потенциальных клиентов, копят и обрабатывают данные, а на выходе создают оптимальную воронку продаж и получают новых клиентов.

4. Боязнь ошибок.

Предприниматели пытаются выстроить идеальную систему и полностью избежать ошибок. Невозможно предусмотреть абсолютно все. Для этого существуют системы управления с возможностью проверки гипотез. Если сомневаетесь — проверьте в программе «зайдет» гипотеза или нет. Популярная программа Low-code не требует знаний программирования, позволит легко сделать нужные настройки. На платформе используются понятные визуальные интерфейсы с функциями drag-and-drop, а не языками программирования. Проверка гипотез экономит время и деньги. Результат вы получите через неделю-две, максимум два месяца, если речь идет о крупной корпорации. Получайте результаты и двигайтесь дальше.

Уделите время выводам

Оцифровка бизнеса — это не разовый проект.

Во-первых, процесс цифровой трансформации стоит немалых вложений. Качественные программы и хорошие специалисты не могут стоить дешево. Но лучше вложиться во время. Когда ваши конкуренты оцифруют и в последних рядах вы тоже придете к такому решению, это будет стоить уже более серьезных денег. Готовьтесь к тому, что придется осуществлять регулярные траты на технологии.

Во-вторых, процесс требует времени. Перенос базы информации, обучение сотрудников не произойдут за пару дней. И много времени придется выделить именно руководителю, такой проект не стоит отдавать на аутсорсинг.