Найти тему
Bitkogan

Смогут ли сверхзвуковые авиалайнеры снова летать?

Оглавление
 Boom Overture
Boom Overture

Европейские регулирующие органы готовят первоначальную структуру сертификации по защите окружающей среды, направленную на решение проблемы появления новых типов сверхзвуковых транспортных самолетов к концу этого десятилетия.

Первым делом... стандарты.

Эти меры изложены в предварительном уведомлении о предложениях EASA, выпущенном 25 мая.

EASA заявляет, что в конце 2020-х годов ожидается ввод в коммерческую эксплуатацию сверхзвуковых пассажирских самолетов и бизнес-джетов нового поколения.

Требования к шуму и выбросам углерода для таких самолетов – это темы, которые «необходимо решать», говорится в нем, для обеспечения «высокого и равномерного уровня» защиты окружающей среды.

EASA указывает, что не существует стандартов ICAO в отношении шума при посадке и взлете или эмиссии, которые применялись бы к сверхзвуковым самолетам, и что оно намеревается разработать подробные требования, которые будут применяться до тех пор, пока ICAO не разработает свои собственные.

Путь к мечте.

Как показывают наблюдения, прогресс двигают вперед не правительства и корпорации, а упрямые энтузиасты, движимые осуществлением своей мечты и желанием преодолеть любые преграды, главной из которых я бы назвал бюрократию государственных органов. К таким новым героям можно смело отнести Блейка Шолля, генерального директора компании Boom Supersonic со штаб-квартирой в Денвере.

Шолль, который начинал карьеру менеджером по продукту в Groupon, а позднее работал на аналогичной должности в Amazon, рассказал, что он основал компанию в своем подвале, имея расчеты, сделанные в Excel, и мечту. «Путешествие – это фундаментальное человеческое благо», – считает он.

Хотя у Шолля нет опыта работы в аэрокосмической отрасли, он нанимает лучших специалистов, например, главного инженера пригласил на работу в компанию из SpaceX, других членов команды – из Rolls-Royce (создавали двигатели для Gulfstream). Директором по маркетингу компании был назначен гений маркетинга, ранее управлявший такими известными брендами, как Национальная футбольная лига, Yahoo и Sprint, и так во всём. Он очень внимателен к деталям и обладает удивительной способностью привлекать инвестиции.

«Я обнаружил, что страсть и драйв превосходят знания и мудрость», – одна из любимых его фраз.

Твердые контракты и конкуренты.

В июне прошлого года United Airlines заказала 15 сверхзвуковых самолетов Overture у Boom Supersonic, заявив, что надеется сократить время полета для пассажиров.

Например, из Нью-Йорка в Лондон полёт займёт 3,5 часа, а из Сан-Франциско в Токио самолёт доставит пассажиров за шесть часов, по текущей цене билета в бизнес-классе.

Согласно твёрдому контракту, United Airlines заплатит $3 млрд за 15 самолетов с опцией поставки еще 35 самолетов. Но первым заказчиком была Japan Airlines, сделавшая предварительный заказ на 20 самолетов в 2019 г., безвозмездно перечислив Boom Supersonic $10 млн на развитие проекта и получившая право стать первым оператором серийного самолета Overture.

Boom Supersonic XB-1
Boom Supersonic XB-1

Также живой интерес к проекту проявляет и Qatar Airways. Boom Supersonic сотрудничает с ВВС США и зимой получила $60 млн в качестве гранта для изучения возможности использования сверхзвукового самолёта в качестве представительского бизнес-джета для президента США.

В отличии от Boom Supersonic, другой стартап Aerion, пытавшийся составить конкуренцию, закрылся в прошлом году из-за недостатка финансирования, несмотря на техническую поддержку Boeing и соглашения о предварительном заказе с частной авиакомпанией NetJets, принадлежащей Berkshire Hathaway миллиардера Уоррена Баффета.

Aerion
Aerion

Сила звука и безопасность.

Ключом к возрождению сверхзвуковой авиации может стать прорыв в создании технологии более тихого звукового удара.

Проблема технически решаема. Во время испытаний в 60-х годов прошлого века из-за силы звукового удара разбивались окна, трескалась штукатурка на фасадах зданий и падали вещи с полок как во время землетрясения.

Поэтому в 1973 г. FAA запретило гражданским сверхзвуковым самолетам летать над сушей.

Самолеты могли летать на сверхзвуке только над океаном – наиболее известен Concorde, изящный франко-британский пассажирский самолет, который выполнял рейсы на нескольких маршрутах в два раза быстрее обычного реактивного самолета. Но потенциально самые прибыльные сухопутные маршруты были закрыты, что ограничивало перспективы бизнеса сверхзвуковых путешествий.

Однако NASA и предприниматели из мира авиации не оставляют попыток, активизировав свои усилия в последние годы, с желанием изменить текущее положение дел, разрабатывая новые самолеты, звуковой удар от которых будет не громче, чем захлопывание дверцы автомобиля.

Это может привести к тому, что FAA отменит полувековой запрет, и позволит авиакомпаниям выполнять двухчасовые полеты на сверхзвуковой скорости между западным и восточным побережьем США.

История сверхзвука.

Ту-144 и Concorde
Ту-144 и Concorde

Сверхзвуковая эра наступила 14 октября 1947 г., когда Чак Йегер преодолел звуковой барьер во время пилотирования Bell X-1 с реактивным двигателем над пустыней Мохаве. В последующие десятилетия этот барьер также преодолели и пассажирские самолеты – советский Ту-144 и Concorde.

Гораздо более успешный Concorde в основном выполнял трансатлантические рейсы, билеты на которые стоили около $7000 за трехчасовой полет в тесном шумном салоне, который, тем не менее, считался гламурным.

Рейсы с шампанским и икрой были прекращены в 2003 г. после 27 лет периодической прибыльности и катастрофы под Парижем, унёсшей жизни 113 человек.

Исследования NASA привели к созданию X-59 QueSST (от Quiet Supersonic Technology), самолета с игольчатой формой носа, имеющий длину 29 метров и размах крыла 9 м. При помощи однодвигательной силовой установки он сможет развивать скорость до 1590 км/ч на высоте 18000 метров, что позволит провести все необходимые исследования.

X-59 QueSST
X-59 QueSST

NASA не одиноко в своих попытках вернуть сверхзвуковые полеты. Если NASA – это государственная структура, то Блейк Шолль – руководитель частной компании Boom Supersonic, поставивший перед собой смелую цель – доставить пассажиров в любую точку мира в течение четырех часов всего за 100 долларов.

Он сказал, что Boom начнет с международных трансокеанских сверхзвуковых рейсов, так что ему не придется беспокоиться о шуме или ждать изменений в правилах, хотя внутренние рейсы будут означать больше пассажиров, что придаст бизнесу «огромный импульс».

Демо-полет намечен на сентябрь.

В преддверии первого полета своего демонстратора XB-1, запланированного в начале сентябре, Boom Supersonic раскрыла более подробную информацию о заводе, который она собирается строить в конце года в Гринсборо, Северная Каролина, рядом с международным аэропортом Пьемонт.

Это будет объект площадью 11 328 м3 на пустыре площадью 26,3 га на северо-западной стороне аэропорта, и компания надеется переместить туда свою штаб-квартиру к 2024 году.

Boom Supersonic XB-1
Boom Supersonic XB-1

Экономичность и экологичность.

По мнению Шолля, скорость, экономичность и снижение выбросов углерода можно достичь за счет использования чистого SAF-топлива и новых двигателей, специально разработанных для сверхзвуковых полетов.

Этот подход контрастирует с подходом Concorde, в котором использовались модернизированные военные двигатели, которые были «супернеэффективными и громкими».

Во время видеоконференции в мае вице-президент Boom Supersonic по производству Крис Тейлор сказал, что архитектурно-строительная компания, которая займется проектированием и строительством завода, будет объявлена в ближайшее время, и что авиационный завод в Гринсборо станет предприятием с нулевым уровнем выбросов углерода.

Всё – от используемых материалов, энергии и даже ландшафта – будет спроектировано с учетом экологических требований.

В Boom Supersonic ожидают, что первоначально производство самолета будет занимать в среднем 6 дней.

При этом к 2030 г. производственная линия достигнет от 30 до 35 самолетов в год. Но в компании надеются удвоить свои мощности к 2032 г., достигнув показателя 65 самолетов в год. Тейлор является первым сотрудником компании в Гринсборо и отвечает за разработку производственных мощностей и процессов, а также за обязательство поставить первый самолёт Overture к 2025 г., начать его летные испытания в 2026 г. и ввести в коммерческую эксплуатацию к 2029 г.

Важный вопрос — выбор программного обеспечения для производства.

Это нужно решить до конца года. На данный момент в компании используют инженерное программное обеспечение Dassault Systems. Но другой момент заключается в том, что Boom Supersonic хотят иметь «безбумажное предприятие», поэтому в компании будут полагаться на компьютеризированную производственную систему, а также на сбор данных и радиочастотную идентификацию для перемещения материалов внутри завода.

Расположение Гринсборо имеет ряд преимуществ.

Здесь также базируются несколько крупных поставщиков аэрокосмических услуг, а аэропорт находится в 320 км от восточного побережья, что облегчит сверхзвуковые испытательные полеты над Атлантическим океаном.

На данный момент Boom Supersonic ведёт переговоры с различными поставщиками авиационных систем, такими как Collins Aerospace, Raytheon, Safran и Honeywell.

В чем уверены в компании, так это в том, что фюзеляж будет сделан из углеродных композитов, и ведутся работы, чтобы крыло тоже было композитным – с целью снижения веса и лобового сопротивления.

При всём этом видно, что в Boom Supersonic очень серьезно относятся к тому, что до конца этого десятилетия в небо снова поднялся сверхзвуковой самолет с пассажирами на борту.

А теперь о самом самолете Overture.

 Boom Supersonic Overture
Boom Supersonic Overture

Что он из себя представляет?

Авиалайнер Overture будет рассчитан на перевозку 65-88 пассажиров. Он будет летать со скоростью до 1,7 Mach на высоте 18 км.

Если летные испытания демонстратора XB-1 по итогам этого года будут признаны успешными, то Boom Supersonic превратится в компанию-единорога, и в 2023 г. выйдет на IPO на нью-йоркской фондовой бирже.

Согласно оценке аналитиков, самолет будет наиболее востребован на тихоокеанских маршрутах, а правительство Гавайев готово вложиться в развитии инфраструктуры аэропорта, чтобы Гонолулу стал центром притяжения и международным хабом для авиакомпаний, эксплуатирующих сверхзвуковые самолеты.

А что в России?

Я нашел единственное упоминание по этой теме в интернете за последний месяц.

Помощник президента РФ Игорь Левитин заявил, что Россия в состоянии построить пассажирский сверхзвуковой самолет, но как, где и на какие деньги, он не уточнил.

Россия – громадная по территории страна, и развитие сверхзвуковой коммерческой авиации могло бы стать тем самым технологическим прорывом, который потянул бы за собой всю российскую авиационную отрасль, улучшив авиасообщение между регионами, а полет на сверхзвуковом самолете стал бы такой же визитной карточкой страны, как, например, поездка на синкансэне в Японии.

Мечта, которая может стать реальностью, если это направление доверить частному бизнесу, а государство хотя бы не мешало. Представьте себе такую ситуацию. Вы сели в самолет во Владивостоке в 8 часов утра, а прилетели в Москву в 5 часов утра, обогнав солнце.

#авиация

_________________________________

Друзья! Алгоритмы Яндекса показывают многие острые материалы по текущей повестке только подписчикам канала.

Подписывайтесь на Bitkogan в Яндекс Дзене, если хотите своевременно получать самые важные новости и взвешенную экспертную оценку происходящего в сфере финансов и экономики!

Наши каналы:

Telegram bitkogan , Telegram bitkogan HOTLINE , Instagram , Youtube , FaceBook , Twitter , VK

Знакомьтесь с актуальной информацией и задавайте вопросы.

@bitkogan