Европейские регулирующие органы готовят первоначальную структуру сертификации по защите окружающей среды, направленную на решение проблемы появления новых типов сверхзвуковых транспортных самолетов к концу этого десятилетия.
Первым делом... стандарты.
Эти меры изложены в предварительном уведомлении о предложениях EASA, выпущенном 25 мая.
EASA заявляет, что в конце 2020-х годов ожидается ввод в коммерческую эксплуатацию сверхзвуковых пассажирских самолетов и бизнес-джетов нового поколения.
Требования к шуму и выбросам углерода для таких самолетов – это темы, которые «необходимо решать», говорится в нем, для обеспечения «высокого и равномерного уровня» защиты окружающей среды.
EASA указывает, что не существует стандартов ICAO в отношении шума при посадке и взлете или эмиссии, которые применялись бы к сверхзвуковым самолетам, и что оно намеревается разработать подробные требования, которые будут применяться до тех пор, пока ICAO не разработает свои собственные.
Путь к мечте.
Как показывают наблюдения, прогресс двигают вперед не правительства и корпорации, а упрямые энтузиасты, движимые осуществлением своей мечты и желанием преодолеть любые преграды, главной из которых я бы назвал бюрократию государственных органов. К таким новым героям можно смело отнести Блейка Шолля, генерального директора компании Boom Supersonic со штаб-квартирой в Денвере.
Шолль, который начинал карьеру менеджером по продукту в Groupon, а позднее работал на аналогичной должности в Amazon, рассказал, что он основал компанию в своем подвале, имея расчеты, сделанные в Excel, и мечту. «Путешествие – это фундаментальное человеческое благо», – считает он.
Хотя у Шолля нет опыта работы в аэрокосмической отрасли, он нанимает лучших специалистов, например, главного инженера пригласил на работу в компанию из SpaceX, других членов команды – из Rolls-Royce (создавали двигатели для Gulfstream). Директором по маркетингу компании был назначен гений маркетинга, ранее управлявший такими известными брендами, как Национальная футбольная лига, Yahoo и Sprint, и так во всём. Он очень внимателен к деталям и обладает удивительной способностью привлекать инвестиции.
«Я обнаружил, что страсть и драйв превосходят знания и мудрость», – одна из любимых его фраз.
Твердые контракты и конкуренты.
В июне прошлого года United Airlines заказала 15 сверхзвуковых самолетов Overture у Boom Supersonic, заявив, что надеется сократить время полета для пассажиров.
Например, из Нью-Йорка в Лондон полёт займёт 3,5 часа, а из Сан-Франциско в Токио самолёт доставит пассажиров за шесть часов, по текущей цене билета в бизнес-классе.
Согласно твёрдому контракту, United Airlines заплатит $3 млрд за 15 самолетов с опцией поставки еще 35 самолетов. Но первым заказчиком была Japan Airlines, сделавшая предварительный заказ на 20 самолетов в 2019 г., безвозмездно перечислив Boom Supersonic $10 млн на развитие проекта и получившая право стать первым оператором серийного самолета Overture.
Также живой интерес к проекту проявляет и Qatar Airways. Boom Supersonic сотрудничает с ВВС США и зимой получила $60 млн в качестве гранта для изучения возможности использования сверхзвукового самолёта в качестве представительского бизнес-джета для президента США.
В отличии от Boom Supersonic, другой стартап Aerion, пытавшийся составить конкуренцию, закрылся в прошлом году из-за недостатка финансирования, несмотря на техническую поддержку Boeing и соглашения о предварительном заказе с частной авиакомпанией NetJets, принадлежащей Berkshire Hathaway миллиардера Уоррена Баффета.
Сила звука и безопасность.
Ключом к возрождению сверхзвуковой авиации может стать прорыв в создании технологии более тихого звукового удара.
Проблема технически решаема. Во время испытаний в 60-х годов прошлого века из-за силы звукового удара разбивались окна, трескалась штукатурка на фасадах зданий и падали вещи с полок как во время землетрясения.
Поэтому в 1973 г. FAA запретило гражданским сверхзвуковым самолетам летать над сушей.
Самолеты могли летать на сверхзвуке только над океаном – наиболее известен Concorde, изящный франко-британский пассажирский самолет, который выполнял рейсы на нескольких маршрутах в два раза быстрее обычного реактивного самолета. Но потенциально самые прибыльные сухопутные маршруты были закрыты, что ограничивало перспективы бизнеса сверхзвуковых путешествий.
Однако NASA и предприниматели из мира авиации не оставляют попыток, активизировав свои усилия в последние годы, с желанием изменить текущее положение дел, разрабатывая новые самолеты, звуковой удар от которых будет не громче, чем захлопывание дверцы автомобиля.
Это может привести к тому, что FAA отменит полувековой запрет, и позволит авиакомпаниям выполнять двухчасовые полеты на сверхзвуковой скорости между западным и восточным побережьем США.
История сверхзвука.
Сверхзвуковая эра наступила 14 октября 1947 г., когда Чак Йегер преодолел звуковой барьер во время пилотирования Bell X-1 с реактивным двигателем над пустыней Мохаве. В последующие десятилетия этот барьер также преодолели и пассажирские самолеты – советский Ту-144 и Concorde.
Гораздо более успешный Concorde в основном выполнял трансатлантические рейсы, билеты на которые стоили около $7000 за трехчасовой полет в тесном шумном салоне, который, тем не менее, считался гламурным.
Рейсы с шампанским и икрой были прекращены в 2003 г. после 27 лет периодической прибыльности и катастрофы под Парижем, унёсшей жизни 113 человек.
Исследования NASA привели к созданию X-59 QueSST (от Quiet Supersonic Technology), самолета с игольчатой формой носа, имеющий длину 29 метров и размах крыла 9 м. При помощи однодвигательной силовой установки он сможет развивать скорость до 1590 км/ч на высоте 18000 метров, что позволит провести все необходимые исследования.
NASA не одиноко в своих попытках вернуть сверхзвуковые полеты. Если NASA – это государственная структура, то Блейк Шолль – руководитель частной компании Boom Supersonic, поставивший перед собой смелую цель – доставить пассажиров в любую точку мира в течение четырех часов всего за 100 долларов.
Он сказал, что Boom начнет с международных трансокеанских сверхзвуковых рейсов, так что ему не придется беспокоиться о шуме или ждать изменений в правилах, хотя внутренние рейсы будут означать больше пассажиров, что придаст бизнесу «огромный импульс».
Демо-полет намечен на сентябрь.
В преддверии первого полета своего демонстратора XB-1, запланированного в начале сентябре, Boom Supersonic раскрыла более подробную информацию о заводе, который она собирается строить в конце года в Гринсборо, Северная Каролина, рядом с международным аэропортом Пьемонт.
Это будет объект площадью 11 328 м3 на пустыре площадью 26,3 га на северо-западной стороне аэропорта, и компания надеется переместить туда свою штаб-квартиру к 2024 году.
Экономичность и экологичность.
По мнению Шолля, скорость, экономичность и снижение выбросов углерода можно достичь за счет использования чистого SAF-топлива и новых двигателей, специально разработанных для сверхзвуковых полетов.
Этот подход контрастирует с подходом Concorde, в котором использовались модернизированные военные двигатели, которые были «супернеэффективными и громкими».
Во время видеоконференции в мае вице-президент Boom Supersonic по производству Крис Тейлор сказал, что архитектурно-строительная компания, которая займется проектированием и строительством завода, будет объявлена в ближайшее время, и что авиационный завод в Гринсборо станет предприятием с нулевым уровнем выбросов углерода.
Всё – от используемых материалов, энергии и даже ландшафта – будет спроектировано с учетом экологических требований.
В Boom Supersonic ожидают, что первоначально производство самолета будет занимать в среднем 6 дней.
При этом к 2030 г. производственная линия достигнет от 30 до 35 самолетов в год. Но в компании надеются удвоить свои мощности к 2032 г., достигнув показателя 65 самолетов в год. Тейлор является первым сотрудником компании в Гринсборо и отвечает за разработку производственных мощностей и процессов, а также за обязательство поставить первый самолёт Overture к 2025 г., начать его летные испытания в 2026 г. и ввести в коммерческую эксплуатацию к 2029 г.
Важный вопрос — выбор программного обеспечения для производства.
Это нужно решить до конца года. На данный момент в компании используют инженерное программное обеспечение Dassault Systems. Но другой момент заключается в том, что Boom Supersonic хотят иметь «безбумажное предприятие», поэтому в компании будут полагаться на компьютеризированную производственную систему, а также на сбор данных и радиочастотную идентификацию для перемещения материалов внутри завода.
Расположение Гринсборо имеет ряд преимуществ.
Здесь также базируются несколько крупных поставщиков аэрокосмических услуг, а аэропорт находится в 320 км от восточного побережья, что облегчит сверхзвуковые испытательные полеты над Атлантическим океаном.
На данный момент Boom Supersonic ведёт переговоры с различными поставщиками авиационных систем, такими как Collins Aerospace, Raytheon, Safran и Honeywell.
В чем уверены в компании, так это в том, что фюзеляж будет сделан из углеродных композитов, и ведутся работы, чтобы крыло тоже было композитным – с целью снижения веса и лобового сопротивления.
При всём этом видно, что в Boom Supersonic очень серьезно относятся к тому, что до конца этого десятилетия в небо снова поднялся сверхзвуковой самолет с пассажирами на борту.
А теперь о самом самолете Overture.
Что он из себя представляет?
Авиалайнер Overture будет рассчитан на перевозку 65-88 пассажиров. Он будет летать со скоростью до 1,7 Mach на высоте 18 км.
Если летные испытания демонстратора XB-1 по итогам этого года будут признаны успешными, то Boom Supersonic превратится в компанию-единорога, и в 2023 г. выйдет на IPO на нью-йоркской фондовой бирже.
Согласно оценке аналитиков, самолет будет наиболее востребован на тихоокеанских маршрутах, а правительство Гавайев готово вложиться в развитии инфраструктуры аэропорта, чтобы Гонолулу стал центром притяжения и международным хабом для авиакомпаний, эксплуатирующих сверхзвуковые самолеты.
А что в России?
Я нашел единственное упоминание по этой теме в интернете за последний месяц.
Помощник президента РФ Игорь Левитин заявил, что Россия в состоянии построить пассажирский сверхзвуковой самолет, но как, где и на какие деньги, он не уточнил.
Россия – громадная по территории страна, и развитие сверхзвуковой коммерческой авиации могло бы стать тем самым технологическим прорывом, который потянул бы за собой всю российскую авиационную отрасль, улучшив авиасообщение между регионами, а полет на сверхзвуковом самолете стал бы такой же визитной карточкой страны, как, например, поездка на синкансэне в Японии.
Мечта, которая может стать реальностью, если это направление доверить частному бизнесу, а государство хотя бы не мешало. Представьте себе такую ситуацию. Вы сели в самолет во Владивостоке в 8 часов утра, а прилетели в Москву в 5 часов утра, обогнав солнце.
#авиация
_________________________________
Друзья! Алгоритмы Яндекса показывают многие острые материалы по текущей повестке только подписчикам канала.
Подписывайтесь на Bitkogan в Яндекс Дзене, если хотите своевременно получать самые важные новости и взвешенную экспертную оценку происходящего в сфере финансов и экономики!
Наши каналы:
Telegram bitkogan , Telegram bitkogan HOTLINE , Instagram , Youtube , FaceBook , Twitter , VK
Знакомьтесь с актуальной информацией и задавайте вопросы.