Рассказ волонтёра Максима Лаптева о процессе поиска и установки иллюминаторов на Ан-14А "Пчёлка" (б.н. 01) в Центральном музее ВВС в Монино.
В прошлом, 2021 году появился некто, кто вызвался сделать иллюминаторы для «Пчёлки». Я поначалу не поверил, но решился отдать единственный сохранившийся образец (правда он был с трещиной и заплаткой, и тоже просил замены).
Через некоторое время получил новый сверкающий иллюминатор который был точь-в-точь как оригинал.
За один субботник он был установлен и пошло время ожидания.
https://t.me/aviamuseum_ru/3183
Необходимо было ещё 5 штук иллюминаторов. Параллельно шёл поиск резинового уплотнителя т.к. родной отсутствовал.
Настал 2022 год. Май.
Сообщение: Иллюминаторы готовы, можно приезжать забирать.
Я как раз ехал в районе «Новокосино». Иллюминаторы в районе «Авиамоторной». Вбиваю координаты в навигатор и вперёд за ними.
Встретил меня Дмитрий Шаповалов лично, в своём кабинете-лаборатории. Это место настоящего руководителя предприятия, который «знает всё до винтика». Он бесплатно сделал иллюминаторы.
Сфотографировал только каски на выходе.
Дмитрий Шаповалов - владелец производства: ООО «Вельтпласт» — светосигнальное оборудование для вертодромов и посадочных площадок (метеорологическое оборудование (ветроуказатели) и др.).
Можно ознакомиться с производством по ссылке и подписаться обязательно на страницу в ВК.
Субботник 4 июня
С утра всеми работами руководил Александр.
Он с ребятами приступил к подготовке мест установки иллюминаторов.
Непосредственно изнутри места установки зачищала Лиана.
В этот день к нам присоединились студенты МАИ Ариэль и Энрике
Также проводились работы по подготовке к установке лючка на правое крыло. Александр разбирался с гидроцилиндром, а Фёдор чистили ниши в левом крыле.
Я заглянул к ним на 5 минут .
Обсудили с Александром вопрос с устранением отверстий в фюзеляже. Как именно их заделывать?
8 июня (внеплановый субботник в среду)
У меня был свободный день и я с Денисом (сыном Александра), поехал заделывать отверстия в фюзеляже заклёпками.
Диаметр отверстия 3,5-4 мм. Подбирали заклёпку по диаметру и проклёпывали.
Затем зачистили, покрасили, подождали когда краска высохнет и после сделали утолщение на месте установки резинового уплотнителя.
Таким образом подготовили к установке центральный с лева иллюминатор.
Субботник 11 июня.
Людей было много и это здорово. Кто-то говорил, что очень много но не вс записанные на субботник на Ан-14 работают на борту, некоторые занимаются ремонтом нового помещения.
Каждый уважающий себя студент МАИ должен хотя бы один раз побывать на субботнике в музее
Установили лючок на правом крыле и закрыли нишу листом алюминия на скотч.
Установили центральный слева иллюминатор на подобранный уплотнитель.
С уплотнителем следующая проблема. Оригинальные уплотнители не сохранились. Почти подходит Н-образный уплотнитель НТ-9, но у него есть нюанс. У родного пазы шириной 3 мм, а у этого с одной стороны 3 мм, а с другой 5 мм.
Ту часть, что 3 мм толщиной мы насаживали на иллюминатор, а ту что 5 мм, на кромку фюзеляжа (предварительно наклеив на неё уплотнитель). Оригинальный уплотнитель цельный (без стыков), у нас уплотнитель лентой идёт и стык мы сделали в низу, так меньше шансов протечек (стык замка сверху, что бы снизу щель была минимальной).
Александр хочет потом в стык аккуратно залить ВГО, что бы точно не протекало ничего. Посмотрим. Вроде так тоже не протекает.
Новичку Егору дали ответственное задание провести дефектовку кронштейнов навески механизации, с ними огромная беда - сильно корродируют. Нужно думать как восстанавливать.
Фёдор продолжал готовить места установки других иллюминаторов.
В этот день приезжал Игорь Леонидович Колоколов с командой.
Очень продуктивно с ним пообщались.
Он дал ценные контакты других обладателей Ан-14 в России.
Когда работаешь, то не всегда есть время и возможность на съёмку.
Пытались помыть крыло керхером но напора воды льющейся самотёком не хватает. Наверное нужен доп. насос. Трассу тянуть проблематично.
К концу субботника иллюминатор был установлен.
П.С. Краску нам подобрал в цвет и бесплатно предоставил Игорь Покровский (http://www.nashakraska.ru). Он также помог с краской для МиГ-23МЛАЭ. Всё это наглядно показывает, что Центральный музей ВВС в Монино поистине народный.