Найти тему

«Третий наш декан»

«Научный полк» НИТУ «МИСИС». Выпуск 10: «Деканы-3»

Мы продолжаем рассказывать о людях с шуточного рисунка из новогоднего номера газеты «Сталь» 1941 года.

Третьим деканом Московского института стали, возглавлявшим технологический факультет, был Владимир Иосифович Залесский. В газете о нем написано вот что:

-2

За ними – третий наш декан,

Соседям ясно говорит:

«Как ни старайтесь вы, а знамя,

Опять останется за нами».

(Об этом мнении декана

Судить пока немножко рано –

Одной лишь сессии подстать

Вопрос о знамени решать)

Как уже наверняка догадались наши постоянные читатели, речь идет все о том же социалистическом соревновании между факультетами. В этих четверостишиях поэт вспоминает довольно нашумевшую в институте историю.

Дело в том, деканом техфака профессор Залесский стал в декабре 1939 года, а уже 25 февраля 1940 года новоиспеченный декан, как теперь говорят, «затроллил» весь институт. В этот день в «Доме-коммуне» подводились итоги социалистического соревнования между факультетами. Вот что о произошедшем писала газета «Сталь»:

-3

«На этом вечере вручено переходящее красное знамя технологическому факультету. Принимая знамя, декан проф. Залесский обещал собранию сделать это знамя «непереходящим», а хорошей работой закрепить его за техфаком навсегда».

По тем временам это было более чем смелое заявление. Естественно, после такого нахальства и металлурги, и «гэшники» прямо-таки мечтали о фиаско техфака и делали все возможное, чтобы отобрать знамя у зазнаек.

Но и в октябре 1940 года газета «Сталь» сообщила следующее:

«Жюри подвело итоги соревнования на лучший факультет и лучшую труппу института. Переходящее красное знамя снова присуждено технологическому факультету (декан проф. Залесский, секретарь партбюро Морозов, пред. профбюро Зуев). Технологический факультет имеет наивысшие показатели в учебной работе. Повышенные отметки за последнюю сессию составляют 48,6 процента, а по основам марксизма-ленинизма — 79.9 процента. На технологическом факультете 85,2 процента студентов сдали экзамены по всем предметам, тогда как на факультете «Г»—84 процента, а на металлургическом— только 70 процентов».

Триумфаторы-технологи злобно хохотали и глумились над побежденными. «Посрамить Залесского» стало на двух факультетах навязчивой идеей.

Но этот спор так и не был решен.

В 1940-41 учебном году решили вручать переходящее знамя не в конце семестров, а по итогам года.

Вот только в начале лета 1941 года всем уже было не до «победы над Залесским».

Да и самого Залесского в институте больше не было – он ушел на фронт в первый же день войны, 22 июня 1941 года.

-4

Но мы, пожалуй, забежали вперед. Давайте обо всем по порядку.

Три декана Московского института стали олицетворяли собой три самых распространенных типа советских инженеров.

Если Александр Ефимович Хлебников был выучившимся пролетарием-металлургом с уральских заводов, а Яков Хананович Сартан – местечковым евреем, которого из черты оседлости выпустила революция, то третий декан института, Владимир Иосифович Залесский представлял совершенно другую социальную группу.

Он был, как тогда говорили, «голубых кровей» - представителем довольно известного рода потомственных дворян Херсонской губернии.

Его дед, Петр Васильевич Залесский, был генерал-майором Русской императорской армии и героем обороны Севастополя в Крымскую войну. Выйдя в отставку, Петр Васильевич увлекся идеями народного просвещения, выкупил московскую фирму «Сотрудник школ» и до самой своей смерти с истовым азартом занимался всякими учебниками, методическими пособиями и развивающими детскими играми, которые по его заказу изготавливали подмосковные кустари.

С тех пор и повелось, что женщины рода Залесских занимались дошкольным и школьным образованием, а мужчины непременно были инженерами – гражданскими или военными.

Родная тетя нашего героя, Елизавета Петровна Залесская, была известным педагогом, организатором одного из первых в Российской империи детских садов, методистом дошкольного образования.

Другая тетя, Ольга Петровна Залесская, получила общероссийскую известность в качестве, как сегодня бы сказали, деловой женщины. Она руководила отцовской компанией, и фирма под ее руководством очень быстро развивалась, став едва ли не монополистом в секторе школьных наглядных пособий.

-5

Вот что писали про тетю в книге «Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых»: «По окончании курса гимназии Ольга Петровна приняла деятельное участие в просветительской деятельности своих родителей. Чтобы русские учебные пособия были для наших школ возможно доступнее, фабрика глобусов (первая и до сих пор еще единственная в России), а также слесарные и прочие мастерские постоянно расширялись и постоянно оборудовались новейшими машинами. За свою деятельность фирма удостоена пятью медалями на различных выставках».

С мужчинами было еще интереснее.

Отец нашего героя, Иосиф Петрович Залесский стал известным русским металлургом, дослужившимся до поста директора Выйского медеплавильного завода.

-6

Его репутация как специалиста была столь высока, что вскоре после революции бывшего директора пригласили в Московскую горную академию на кафедру прочих металлов. Кроме МГА, он также преподавал в МВТУ, тогда еще не имени Баумана.

Но по гражданской части пошли только два брата: Иосиф и Владимир - доктор химических наук, профессор, основатель кафедры «Технология неорганических веществ» в Нижегородском техническом институте (ныне НГТУ им. Р.Е. Алексеева).

-7

Два других дяди нашего героя отправились по дедовской дорожке – в армию. И весьма там преуспели.

Биографии старшего из братьев – Петра Петровича Залесского и младшего в семье – Николая Петровича, несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте, до определенного момента были очень похожи.

Оба брата сначала закончили 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус, затем 3-е военное Александровское училище на Знаменке.

Оба выпустились в гвардию, оба пробились в Николаевскую инженерную академию и стали военными инженерами. Оба воевали в русско-японскую и Первую мировую. Оба делали очень успешную карьеру.

Как и у всех жителей Империи, все планы изменила революция.

Правда, Петр второй русской Смуты не увидел. Он неожиданно скончался в 1917 году, сразу после Февральской революции, занимая в тот момент должность генерала для поручений при начальнике штаба Верховного Главнокомандующего.

-8

Что касается Николая, то, когда все дворяне бежали из России, он вернулся на Родину. Дело в том, что полковник Залесский попал в германский плен после падения Новогеоргиевской крепости – сперва французской, потом российской, а ныне польской фортификации в 30 км от Варшавы. И в 1918 году, в самый разгар первой волны русской эмиграции, освобожденный из плена военный инженер Николай Петрович Залесский вернулся в Советскую Россию.

-9

Служил в РККА, работал в ВСНХ, ОГПУ, Военном строительном управлении. Как практически все Залесские, отдал дань преподаванию – перед войной был бригинженером, доцентом Военно-инженерной Академии РККА им. Куйбышева.

Генерал-майор инженерно-технической службы Николай Петрович Залесский скончался почти сразу после Дня Победы, 14 мая 1945 года. Как и все Залесские, похоронен на Новодевичьем, на фамильном участке.

Ну а мы возвращаемся к нашему представителю рода Залесских, третьему декану Владимиру Иосифовичу Залесскому.

-10

Возможно, сегодняшним студентам, знающим о советских временах в пересказе средств массовой информации, это покажется странным – как так? Чистопородный дворянин – и вдруг избирается на пост декана в одном из ведущих советских вузов.

На самом деле в этом нет ничего странного. Как пела позднесоветская группа «Секрет», «ничего не исчезает». Государство – это живой организм, он прорастает из одного социального строя в другой. Постсоветскую Россию, например, собирали из наследия Советского Союза – ее больше не из чего было делать. Так и Советскую Россию делали из обломков Российской империи. И если при царе-батюшке процент дворян в научной среде был значительным, в Советской России поначалу было то же самое.

И, к примеру, профессору Анатолию Николаевичу Похвисневу принадлежность к древнему роду Похвисневых, куда более знатному, чем Залесские, ничуть не мешала заведовать кафедрой металлургии чугуна и быть деканом металлургического факультета.

-11

А доцент Путята с довоенной кафедры высшей математики был представителем не просто древнего – летописного дворянского рода. Мы уж молчим про доцента кафедры графики Фреда Генриховича Де-Лиондэ, который был даже не русским, а французским дворянином, страстным любителем псовой охоты, и даже на семинары иногда приходил с вышколенной любимой собакой.

-12

К тому же Владимир Иосифович Залесский был не только потомственным дворянином, но и убежденным коммунистом, много раз делом доказавшим свою преданность Советской власти. Как раз в 1917 году он закончил Алесеевское коммерческое училище в Новороссии, где в то время работал его отец-металлург и был отправлен в Москву для получения высшего образования.

Но юноша, вместо того, чтобы спокойно жить у тети Оли и готовиться к вступительным экзаменам, с головой ушел в политику и дни напролет пропадал на митингах и политических собраниях. Закончилось это добровольным вступлением в только что созданную Рабоче-Крестьянскую Красную армию и уходом на Гражданскую войну. Он прошел ее от начала и конца на Западном и Южном фронте и по окончании, в 1920 году, был отправлен на артиллерийские курсы.

Но, как и все Залесские мужского пола, он должен был стать инженером. Поэтому красный командир, грамотный настолько, что даже не нуждался в рабфаке, получил в части направление на учебу и отбыл в Московское высшее техническое училище постигать инженерные науки. По окончании МВТУ в 1928 году Залесский был оставлен на кафедре, но через два года перешел на работу в новообразованный Московский институт стали, где прошел путь от ассистента до профессора кафедры «Ковка-штамповка».

Фактически – работал в МИСИС с момента его создания.

-13

Надо сказать, что Владимир Иосифович обладал очень хорошими педагогическими способностями – дар был такой у всех Залесских. В июне 1939 года в газете «Сталь» выходит заметка под названием «Интересные и серьезные лекции». Вот что сообщает нам она:

«Иногда бывает так, что лектор хорошо знает дело, но лекции его слушать скучно. Сама техника чтения лекций имеет огромное значение.

Профессор Залесский читал нам лекции по оборудованию кузнечных цехов с глубоким знанием дела и в то же гремя он владел хорошей техникой чтения.

В его лекциях мы часто слышали о бусыгинских методах работы, о последних достижениях техники. Например, он рассказывал нам об автоблокировке горизонтальных ковочных машин.

Все это вместе взятое делало лекции профессора Залесского серьезными, интересными, давало возможность студентам хорошо усваивать материал.

Отличник Б. ГОЛЬМАН».

Потом было профессорство и подготовка учеников.

-14

Вот эта фотография подписана так: «26 октября 1940 г. Защита дипломных работ. Слева — на переднем плане государственная квалификационная комиссия: декан-профессор В. И. Залесский, зам. директора института П. И. Неверов, председатель комиссии профессор-доктор С. К. Ильинский, доцент Б. Г. Лившиц, зав. кафедрой, профессор-доктор Я. А. Минкевич. Справа—дипломантка т. Красюк, защитившая диплом на «отлично» и получившая диплом с отличием.

Потом было деканство и уже описанная нами борьба за знамя, отмененная войной.

Все три институтских декана ушли на фронт, но Залесский ушел первым.

Вот как об этом писала газета «Сталь» в 1945 году в заметке «Он отстаивал завоевания нашей Родины»

Это было 22 июня 1941 года. Декан технологического факультета профессор Владимир Иосифович Залесский отдыхал на даче в Подмосковье после напряженной недели научных трудов и исследовательской работы. Но это уже не был обычный мирный день, -— началась война. В тот же день участник Гражданской войны, красный командир, еще в 1920 году окончивший технические артиллерийские курсы, Владимир Иосифович Залесский был вызван в военкомат. Ему поручили работу на зенитных установках по обороне столицы.

Так началась жизнь воина и командира, уже в Гражданскую войну отстаивавшего молодую, неокрепшую советскую Родину от белогвардейских интервентов. Теперь он отстаивал завоевания Октября…

-15

Гвардии инженер-майор Владимир Иосифович Залесский воевал в артиллерии. Вот его фото с армейского личного дела.

-16

Воевал честно, много лет прослужил на «собачьей» должности помощника командира 36 отдельной истребительной противотанковой артбригады по технической части. Почему собачьей?

Потому что в армии даже поговорка есть: «Кто проснулся раньше всех? Кот, петух и зампотех!».

В представлении так и писали: «Под его личным руководством в боях под Мал. Кропотово в ноябре и декабре месяце 1942 года был обеспечен на поле боя ремонт вышедших из строя машин и орудий, что обеспечивало оперативность боевых действий полка. Под его непосредственным руководством в полку за 1942 и 43 год восстановлено вновь более 35-ти автомашин. Достоин правительственной награды – ордена «Красная Звезда».

-17

В 1944-м подавали еще на орден «Отечественной войны», но представление не прошло.

-18

Владимир Иосифович воевал почти до конца, до января 1945 года, когда был отозван с фронта по запросу наркомата черной металлургии для возвращения в Московский институт стали.

Здесь – в давно ставших родными стенами в здании на Большой Калужской он и встретил Победу.

5 мая 1945 г. в газете «Сталь» заметка «С общеинститутского митинга», которая начинается так:

Взволнованные оживленные лица.

— Взят Берлин, — эти слова не сходят с уст.

Сюда, в самую большую аудиторию института, собрались студенты, преподаватели и научные сотрудники института.

Первое слово предоставляется профессору В. И. Залесскому.

— Хребет фашистского зверя затрещал, — говорит тов. Залесский. – Фашистский зверь корчится в последних конвульсиях. Он еще может вредить нам, но сопротивление врага по существу уже сломлено. Сердце наполняется гордостью и радостью: наши войска в Берлине. Слава народу-победителю!

А майском номере «Стали», посвященном Дню Победы, мы видим нашего героя в подборке фото «В труде и бою они ковали победу».

-19

Заметьте – участниками войны названы только Залесский и Шаров, хотя тот же профессор Самарин в военные годы тоже носил погоны – вон он, справа на фото.

-20

Дело в том, что в первые годы после Победы это очень четко разводилось, и «участниками войны» называли только тех, кто был на передовой. Тех, кто воевал с оружием в руках. И Владимир Иосифович был единственным профессором в этом списке. Вот, например, цитата из майского номера газеты «Сталь» 1949 года:

«В этот знаменательный День мы чествуем и людей нашего коллектива, участников Великой Отечественной войны, которые с оружием в руках защищали Родину — профессора В. И. Залесского, доцентов Р. Н. Григораша, С. И. Шарова, А. Е. Хлебникова, студентов тт. Диомидова, Жадана, Старшинова, Тулина, Глуховцева, сотрудников института тт. Цибина, Румянцева и многих других».

Тогда же, в 1945 году профессор Залесский стал завидущим кафедрой ковки-штамповки после смерти легендарного металлурга Карла Францевича Неймайера, создателя первых советских блюмингов. Кафедру Карл Францевич создал еще в Московской горной академии, в 1929 году и руководил ею 16 лет.

-21

Владимир Иосифович Залесский после войны занимал много должностей в институте – был начальником учебной части, проректором института по научной работе, деканом технологического факультета. Но именно руководство кафедрой стало главным делом его жизни. Он руководил институтскими кузнецами больше четверти века, вплоть до 1972 года, а затем остался на кафедре профессором-консультантом.

Но одна из должностей Владимира Иосифовича заслуживает, на наш взгляд, отдельного упоминания. В январе 1948 года он стал первым председателем Совета впервые созданного Студенческого научно-технического общества. На наши деньги – первым в нашем вузе куратором СНО, до этого в институте были только кружки. Вот как он сам рассказывал о этой общественной нагрузке:

«В беседе с представителем нашей редакции председатель Совета общества, профессор В. И. Залесский сказал:

— До сих пор 11 научно-технических кружков, функционировавших при кафедрах, работали по собственным планам, составленным зачастую односторонне (увлечение рефератами или дублирование работ лабораторного практикума). Кружки теории металлургических процессов, общей химии, литейный вообще не имели планов.

В настоящее время Совет общества проводит перевыборы бюро кружков и утверждает планы их работы на 1948 год. Основное место в планах отводится экспериментальной работе студентов — самостоятельной или в порядке участия в исследованиях, проводимых на кафедрах. Предусматривается широкое использование производственной практики для проведения исследований непосредственно в цехе».

-22

Он действительно искренне любил возиться со студентами. Все, кто писал о нем, неизменно подчеркивали невероятное количество учеников, которых он воспитал и которые, наверное, были одним из главных смыслов его жизни.

Вот как рассказывал о нем герой одного из наших очерков Николай Чеботарев:

«Едва закончил свое краткое выступление руководитель теоретического собеседования на кафедре профессор Владимир Иосифович Залесский, как к нему подошел аспирант А И. Штрымов. Он должен сегодня доложить научному руководителю о ходе своей диссертационной работы... Уже вечер, но у профессора еще много дел. Консультация для дипломников... Очередные дела в Совете студенческого научно-технического общества...

40 научных работ, имеющих важное значение для советской промышленности, выполнено Владимиром Иосифовичем. Сотни инженеров на многих наших заводах успешно применяют на практике знания, которые дал им на своих лекциях и консультациях заведующий кафедрой ковки и штамповки профессор В. И. Залесский. Десятки научных работников выросли и растут под его заботливым руководством.

-23

Когда слышишь, как толково отвечают дипломники-кузнецы на вопросы членов Государственной комиссии при защите диплома, невольно глядишь на Владимира Иосифовича: это проявляются знания, приобретенные с его помощью. И нет ничего удивительного, что его воспитанники-инженеры так высоко ценятся на производстве.

Уважаем и любим студентами и преподавателями Владимир Иосифович Залесский — передовой советский ученый, большевик, неутомимый труженик и патриот нашей Родины".

Неутомимый труженик работал до последнего дня. Всю свою жизнь он работал в Институте стали – с 1930 года и до своей смерти в 1975 году, «отлучившись» только на фронт.

Вот одна из последних его фотографий, вместе с другими профессорами МИСиС, слева направо - Федосов Н.М., Шибалов Н.С., Охрименко Я.М., Астахов И.Г., Залесский В.И., ректор Полухин П.И., Павлов И.М., Жадан В.Т., Крупин А.В., Попов С.М..

-24

Владимира Иосифовича Залесского помнят в институте по сей день. В 2015 году в газете «Сталь» вышла заметка «Кузнечных дел мастер», написанная его учеником, д.т.н. Валерием Тюриным.

-25

Она начиналась фразой «Историю Московского института стали нельзя представить без упоминания имени профессора В.И. Залесского (1899-1975), внесшего значительный вклад в становление и развитие научной школы кузнецов», а заканчивалась словами: «Почти сорок лет нет с нами Владимира Иосифовича, но то богатство, которым он щедро одарил всех нас, до сих пор не скудеет».

-26

___________

Подписывайтесь на наш канал Дзен, чтобы первыми читать новые статьи. Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк и следите за следующими публикациями!