Найти тему

Старик помешанный на искусстве - Кацусика Хокусай

Оглавление

Если мы хотим разобраться в жизни человека, сначала нужно исследовать его эпоху.

Искусство в эпоху Эдо

Искусство Японии, его стиль и роль в обществе сформированы под влиянием культурного гегемона - Китая.

Цивилизационным ориентиром для Японии был период конца правления династии Мин. Это была вершина развития Китая - золотой век. Во главе империи стоял император. Но управляли ей чиновники. Они с детства готовились к будущей профессии и проходили жесткий отбор на экзаменах.

Кроме специальных знаний, чиновник должен быть образованным человеком. Они занимались каллиграфией, читали классическую литературу, могли сочинять стихи и даже становились живописцами.

Сёгун Токугава считал Японию равной своему большому брату и стремился повторить китайскую систему на своей земле.

В отличие от Китая, в Японии не было системы экзаменов для чиновников. Управленцы отбирались из самурайских родов, согласно старшинству и заслугам предков. Но так-же как и китайский вельможа, самурай должен был знать литературу, поэзию и живопись.

Как зарабатывали художники в эпоху Эдо

Толпа на мосту в Эдо - гравюра 18 век
Толпа на мосту в Эдо - гравюра 18 век

Самураи не только разбирались в литературе и живописи, у них были деньги для покупки произведений искусства.

Япония была богата как никогда до этого. Экономика развивалась в течении двухсот лет без войн и конфликтов. Феодалы могли сохранять свои богатства, без необходимости тратить деньги на войну.

Интерес самураев к искусству и наличие свободных денег создали обширный рынок для реализации произведений художников и поэтов. Люди искусства смогли начать зарабатывать на жизнь своим творчеством.

Ценилось мастерство творить на месте и по заказу. Умение сочинить стих на ходу прямо перед публикой либо нарисовать картину так чтобы удивить публику необычностью и оригинальностью творческого процесса.

Кацусика Хокусай воплотил в себе всё перечисленное. Он был шоуменом и умел подать свое творчество как никто другой.

Детство Хокусая

Хокусай в современном представлении
Хокусай в современном представлении

Хокусай родился 31 октября 1760 года в семье ремесленника в Эдо, современном Токио.

Ко времени рождения Хокусая, Эдо из небольшой рыбацкой деревни превратился в цветущий мегаполис. По оценкам историков в то время в нем проживало невероятные миллион двести тысяч человек. Он был самым большим городом на земле.

Каждый крупный феодал должен был каждый год посещать столицу, а часть его семьи должна была проживать в Эдо постоянно. Поэтому даймё строили целые подворья, а иногда и не одно.

Благодаря росту населения спрос на утварь и предметы искусства постоянно рос. Такой экономический бум дал возможность ремесленникам успешно строить своё дело. В семье такого ремесленника и родился Хокусай.

Его отец занимался производством зеркал. Зеркала высоко ценились у самурайского сословия. Умелые ремесленники украшали рамы зеркал резьбой по дереву и узорами. Вероятно работа с отцом впервые познакомила Хокусая с искусством.

Подмастерье подающий надежды

Детство Хокусая закончилось в 1774 году, когда он стал учеником у резчика по дереву.

Должно быть он хорошо зарекомендовал себя, потому что в 1778 году, его взял к себе учеником мастер Кацукава Сюнсё. Сюнсё это один из лучших японских художников 18 века

Работа с Кацукава Сюнсё

Актер Кабуки исполняющий женскую роль - автор Кацукава Сюнсё
Актер Кабуки исполняющий женскую роль - автор Кацукава Сюнсё

Cюнсё специализировался на изготовлении гравюр с изображениями актеров спектаклей театра-кабуки - якуся-э.

К концу 18 века театр кабуки стал культурным феноменом того времени. Это искусство ориентировалось на торговцев и ремесленников. Но и у самурайского сословия оно было популярно.

Успех кабуки создал целый рынок вокруг него. Одним из сегментов этого рынка были изображения актеров в их сценических образах на сцене. Актеры, всегда мужчины, были суперзвездами того времени и поклонники стремились приобрести изображения с ними.

Сюнсё использовал оригинальных реалистичный стиль. Он придумал использовать в портретах разных актеров отличительные знаки, чтобы покупатель сразу мог понять изображение кого он покупает. Это моги быть характерная мимика либо отличающие актера предметы одежды.

Японские гравюры - Укиё-э

Работа мастерской гравюр Укиё-э - гравюра 18 век.
Работа мастерской гравюр Укиё-э - гравюра 18 век.

Для массового производства своих работ Сюнсё использовал печатный пресс.

Японцы заимствовали печатный пресс из Китая. Первые упоминания о печатном прессе в Китае относятся к 200 году нашей эры. Широкое распространение печать получила при китайской династии Тан 618-907 годы. В отличии от более поздних европейских прессов, где оттиск сотоял из отдельных букв, китайский пресс использовал деревянные оттиски на которых вручную вырезались иероглифы. На таких оттисках мастера могли изобразить а затем напечатать настоящие картины.

Хокусай начал с изготовления деревянных гравюр.

Его мастерство быстро росло. Уже через год Сюнсё позволил продавать его работы под его собственным именем и одновременно дал Хокусаю новое имя - Сюнро. В это имя были включены иероглифы из собственного имени Сюнсё, это говорит о том, как высоко мастер отмечал талант своего ученика.

За всю жизнь у Хокусая было много разных имен. Он так часто менял имена, что за жизнь успел сменить 30 разных прозвищ.

Следующие пятнадцать лет связаны с работой у Сюнсё. Он развивал свое мастерство изготовления гравюр. В этот период он женился в первый раз, но она умерла в 1790 году.

Хокусай Художник

Старый вид на восьмичастный мост в Яцухаси в провинции Микава - Кацусика Хокусай
Старый вид на восьмичастный мост в Яцухаси в провинции Микава - Кацусика Хокусай

Сюнсё умер в 1793 году, это стало поворотным моментом для Хокусая. Он начал свой собственный путь как художник.

Еще во время в мастерской Сюнсё он проявлял интерес к живописи кистью. После смерти мастера, он присоединился сразу к двум школам живописи: школа Катсукава и школа Кано. При этом стили этих двух школ значительно отличались друг от друга, а школы конкурировали между собой. Впоследствии в школе Кацукава узнали о обучении Хокусая у соперников, и выгнали его.

Во время обучения живописи Хокусай проявил интерес к европейскому искусству и собрал неплохую коллекцию европейский картин. Несмотря на изоляцию Японии от остального мира, ценители искусства в Японии были знакомы с репродукциями европейский картин. Они привозились голландцами для торговли в городе Нагасаки.

Хокусаю нравился европейский стиль изображения пейзажей - реалистичный и подробный.

Водопад в Тивполи, 1737. - Жозеф Верне
Водопад в Тивполи, 1737. - Жозеф Верне

В 1797 году Хокусай женился во второй раз.

В 1798 году Хокусай начал самостоятельную карьеру живописца. В тот же время он взял имя, под которым известен в западном мире - Хокусай. Хокусай означает северная студия.

Это не только географическое расположение его студии но и обозначение его религии. Хокусай был верующим будистом. В буддизме, север ассоциируется с множеством положительных вещей.

Стиль Хокусая

Запад знает Хокусая стал благодаря пейзажам изображающим Японию периода Эдо. Но он рисовал не только пейзажи. Как любой профессиональный художник он брался за различные заказы.

Двухсотметровое полотно

Современная гравюра, изображающая Хокусая, рисующего Великого Дарума в 1817 году.
Современная гравюра, изображающая Хокусая, рисующего Великого Дарума в 1817 году.

Так в 1804 году будийский храм в городе Нагоя заплатил Хокусаю за изображение Дарума - буддийского монаха, который принес буддизм в Китай. В этом заказе не было ничего исключительного, лишь то что полотно которое он использовал было 200 м в длину. При работе над изображением, Хокусай использовал метлу и ведра с чернилами. Оригинал изображения был уничтожен американскими бомбардировками во время Второй мировой войны.

Шутка для сёгуна

Как успешный художник Хокусай исполнял заказы в том числе для правителя Японии Сёгуна. Сёгун приказал Хокусаю продемонстрировать свое искусство. Хокусай взял листок бумаги и нарисовал единственную синюю линию. Затем он попросил принести ему живую курицу. Сёгун заинтересовался, что художник задумал. Хокусай окунул куриные лапы в красные чернила и пустил её по бумаге. Курица оставила на рисунке свои следы красными чернилами. Он представил этот рисунок Сёгуну и пояснил - это река Тацута в городе Нара с кленовыми листьями в воде.

Аривара-но Нарихира с двумя товарищами на берегу реки Тацута наблюдает за плывущими осенними листьями. - гравюра
Аривара-но Нарихира с двумя товарищами на берегу реки Тацута наблюдает за плывущими осенними листьями. - гравюра

Это был не просто образец искусства перфоманса, но и отсылка к стихотворению 69 из сборника поэзии Хякунин иссю. Оно читается так:

Красные листья
С отрогов горы Мимуро,
Где буря бушует,
Парчовой тканью устлали
Воды реки Тацута.

Сёгун был восхищен увиденным. Такой случай был не единственным в карьере Хокусая. Он показывает мастерство художника не только в живописи, но и умение преподнести свою работу особым образом, устроить шоу. Это качество выделяло Хокусая на фоне остальных.

Искусство Хокусая

За свою жизнь Хокусай выпустил огромное число произведений. Обо всех не хватит времени рассказать. Остановимся на не.

Манга Хокусая.

Борцы сумо - из манги Хокусая
Борцы сумо - из манги Хокусая

Одним из способов заработка было преподавание своего мастерства. Семьи платили мастеру за обучение одно из детей. Мастер предоставлял при этом жилище и студию для творчества. Хокусай обучил в течении жизни около 50 человек, включая свою дочь Ои.

Доход от обучения был невелик. В 1815 году в голову Хокусая пришла идея. Вместо того чтобы набирать новых учеников, он решил выпустить учебник живописи. Так родилась манга Хокусая.

Для приобретения мастерства, начинающий художник должен был изучать и копировать эти рисунки. Этот учебник стал настоящим хитом. Хокусай продолжал выпускать подобные работы до самой смерти.

В своей манге Хокусай реалистично изображал людей и их повседневный быт. Поэтому она обладает и художественной и исторической ценностью. Из неё мы знаем как одевались, что ели, чем занимались люди в эпоху Эдо.

Большая волна в Канагава

Хокусай Кацусика (1760-1849) Тридцать шесть видов на гору Фудзи: под волной у берегов Канагавы
Хокусай Кацусика (1760-1849) Тридцать шесть видов на гору Фудзи: под волной у берегов Канагавы

В 1820 году Хокусай создал серию рисунков - изображений разных уголков Японии.

Главной дорогой в период Эдо была Токкайдо. Дорога Токкайдо это тракт из города Эдо (современный Токио) в Киото. Дорога пролегает вдоль восточного побережья острова Хонсю. На путешественников на этой дороге главным ориентиром является гора Фудзи. Самая высокая гора Японии видна на огромном расстоянии.

На 36 рисунках Хокусай изобразил Фудзи с различных точек. Передний план занимают пейзажи либо различные сцены японской жизни того времени. Фоном всегда служит знаменитая гора.

На западе наиболее известна одна из этих картин - "Большая волна в Канагава". На ней Хокусай изобразил гигантскую волну. Она движется слева и захлестывает рыбацкие лодки в бурном море. В центре картины, в отдалении он поместил гору Фудзи. Зрителя поражает мощь которая чувствуется в изображенной волне и то как контрастирует ярость шторма со спокойствием горы вдалеке.

Последние годы жизни.

Фудзимигахара в провинции Овари, из серии «Тридцать шесть видов на гору Фудзи».
Фудзимигахара в провинции Овари, из серии «Тридцать шесть видов на гору Фудзи».

После триумфа серии "36 видов горы Фудзи", Хокусай продолжил работать с пейзажами.

В 1835 он выпустил новую серию работ - "100 видов горы Фудзи". Первый том подписан художником: «От кисти бывшего Хокусая Иитсу, сменившего имя на Мандзи - старика, помешанного на живописи» (Саки но Хокусай Иицу аратаме Гакё Родзин Мандзи хитсу).

Книга является первым его крупным проектом, в котором он использовал имя «Манджи», которое он написал с помощью иероглифа, означающего десять тысяч, символа долголетия. В более позднем издании, в возрасте семидесяти пяти лет, он добавил свой знаменитый автобиографический колофон:

«С шести лет я имел склонность копировать форму вещей, а примерно с пятидесяти мои картины часто публиковались; но до семидесяти лет ничто из того, что я рисовал, не заслуживало внимания. В семьдесят три года я был в некоторой степени способен понять рост растений и деревьев, а также строение птиц, животных, насекомых и рыб. Таким образом, когда я достигну восьмидесяти лет, я надеюсь добиться большего прогресса, а в девяносто — глубже проникнуть в основополагающие принципы вещей, так что в сто лет я достигну божественного состояния в своем искусстве, в сто десять лет каждая моя точка и каждый штрих будут как живые. Те из вас, кто проживет достаточно долго, засвидетельствуйте, что эти мои слова не являются ложными.»

Хокусай умер в 1849 году. Перед смертью он сказал: "Если бы мне было дано еще лишь 5 лет жизни, я бы смог стать настоящим художником".

Вид на озеро Сува - одна из поздних работ Хокусая
Вид на озеро Сува - одна из поздних работ Хокусая

Влияние на европейское искусство

После открытия Японии миру в 1953 году, Хокусай стал широко известен в Европе. Его стиль оказал влияние на стиль Импрессионизма.

Художники импрессионисты переняли стиль изображения с акцентом на использование цветов и размытых линий, свойственных японскому искусству. Такие художники как Дега, Гоген, Моне собрали обширные коллекции рисунков Хокусая.

«Стога», Клод Моне
«Стога», Клод Моне

Интересно поразмышлять как реалистичные пейзажи европейских художников 18 века повлияли на Хокусая, и как его искусство, в ответ, оказало влияние на европейское искусство в период импрессионизма.

Автор - Георгий Кузора

___

Понравилось? Ставьте 👍 или 👎

Делитесь мнением или задавайте вопросы в комментариях🗨

Читайте далее:

Почему вам стоит начать учить японский язык (если вы сомневаетесь какой язык учить)
Япония шаг за шагом🎏 Иностади15 мая 2022
Изучение японского языка
Япония шаг за шагом🎏 Иностади22 мая 2022
5 вещей которые мешают вам начать учить иностранный язык (и 1 вещь которая поможет)
Япония шаг за шагом🎏 Иностади2 мая 2022

#япония #история #художники #искусство