Первая любовь знаменитого художника Василия Поленова оказалась полной трагизма. Восемнадцатилетняя Маруся скончалась из-за неудачной прививки от оспы. Снова полюбить живописец смог лишь четыре года спустя. Его возлюбленную звали Мария Климентова.
Как все начиналось
Лето 1877 года было удивительным временем в жизни художника. У него был необыкновенный творческий подъем и он создавал картины, которые прославят его на века.
Прожив в деревне Петрушки почти весь август, Василий Дмитриевич направился на поезде в Москву.
31 августа 1877 года - он навсегда запомнил эту дату.
На станции Орел в вагон вошла черноволосая красивая девушка. Следом шел носильщик с ее вещами. Поленов мгновенно вскочил на ноги и начал суетиться, помогая разместить багаж прекрасной незнакомки, а она мило щурясь, беззаботно ему улыбалась.
Ее звали Мария Климентова.
Оказалось, что девушка едет из Воронежской губернии, где проживала с родителями, в Москву, чтобы поступать в консерваторию. Она хорошо пела и планировала добиться успехов.
Поленов рассказал Марии, что он художник, а значит у них есть кое-что общее - они оба служили искусству. Поведал также, что одна из его работ уже находиться в галерее Третьякова и он может провести там экскурсию. Девушка улыбнулась и дала ему свой московский адрес.
Он предвкушал, как вскоре снова увидится с Марией, но неожиданно пришло письмо от дяди, жившего в Ольшанке, и просившего племянника приехать навестить его и заодно написать портрет. Василий Дмитриевич с грустью написал Марии записку, что помнит о своем обещании, но пока вынужден на несколько недель уехать из города.
В Ольшанке он пробыл весь сентябрь, а 1 октября вернулся в Москву. Он горел нетерпением увидеть свою очаровательную попутчицу из поезда, но по закону подлости ему предстояло снова уезжать. Ему пришло приглашение от самого наследника - Александра Александровича. Царский сын руководил военными действиями одной из балканских армий и решил, что Поленов должен быть художником при нем.
Перед отъездом Василий Дмитриевич все-таки успел назначить свидание Марии в галерее Третьякова. Они прогулялись среди шедевров искусства и Поленов пообещал девушке, что будет писать ей письма. Она милостиво кивнула.
Чем все завершилось
На Балканах Поленов не воевал, а писал много картин и этюдов. Война вызывала у него отвращение и он даже на этюдах предпочитал писать мирные пейзажи, не запечатлевая смерти. Хотя все подмечал и писал своим родным жуткие подробности о происходящем. Лишь, когда наследник станет царем, и напомнит художнику об обязанности писать батальные пейзажи, Поленов начнет что-то создавать на военную тему.
Находясь вдали от Марии, Василий Дмитриевич писал ей много длинных писем. Он писал ей значительно больше, чем родителям и сестрам. На что Мария могла промолчать или присылать коротенькие ответы, будто ей руководила лишь вежливость. Было очевидно, что она к нему холодна, но пылающий чувствами художник предпочитал этого не замечать.
Когда Поленов вернулся в Москву, то снова встретился с Марией. Она даже посетила его мастерскую и согласилась ему позировать. К сожалению, я так и не нашла тот портрет. В благодарность за картину, Мария исполняла для Василия Дмитриевича душевные песни, а он, завороженный ее чудесным голосом, был озарен надеждой, что она тоже питает к нему чувства.
Через два года после знакомства с Поленовым, Мария становится первой исполнительницей роли Татьяны в «Евгении Онегине». К ней приходит слава и внимание публики. Она получает новые роли и счастлива, вот только к своему преданному Василию Дмитриевичу остается равнодушной. При этом молоденькая певица мастерки удерживает его при себе, не говоря ни "да" ни "нет".
Поленов, уставший от неразделенной любви, решает прямо признаться и пишет ей длинное письмо, в конце которого были строки:
Да, я Вас беззаветно люблю, Мария Николаевна, — да что я говорю! Я не Вас люблю, а я тебя люблю, люблю тебя всей силой моей души, всей страстью моего сердца, — ты мое горе, ты моя радость, моя жизнь, мой свет…
Ответ Марии не сохранился. Поленов его уничтожил, но известно точно, что взаимностью она ему не ответила. А через некоторое время, художник, находясь в отъезде, узнал что его возлюбленная вышла замуж за адвоката Муромцева, впоследствии первого председателя Государственной думы.
Мария не хотела окончательно отпускать от себя художника. Своим поведением она напоминала собаку на сене, вот только сколько веревочке не виться, все равно конец придет. Василий Дмитриевич понял, что надежда давно исчезла и погрузился в работу. Его истинная судьба ожидала его впереди.
Касательно оперной певицы, то счастья в браке не сложилось, хотя муж любил ее. Импульсивная Мария некоторое время подпитывала себя успехом, а потом в погоне за свежими эмоциями стала увлекаться алкоголем и игрой в карты. Благо смогла удержаться и по наклонной вниз не скатилась.
Мария родила троих детей, но с мужем у нее были разногласия и они расстались.
В 1893—1894 годах певица вела любовную переписку с Антоном Павловичем Чеховым. Но серьезных отношений с писателем не сложилось.
В 1922 году Мария Николаевна эмигрировала с младшей дочерью во Францию и прожила в Париже. Занималась тем, что руководила вокальной студией Общества истории и искусства.
Оперная певица прожила долгую жизнь и умерла в 1946 году в возрасте 89 лет.
Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь