Найти тему
Мария Белослудцева

Концепции организации детского досуга

Педагогика досуга рассматривается нами как теория, изучающая закономерности детского досуга, и практика его организации. Идеи педагогики  досуга  наиболее  востребованы  в  каникулярное  время.  В  этом смысле нужно рассмотреть типы учреждений и лагерей, предлагающих организованный  детский  досуг.  Важно  понимать,  что  сегодня  педагогика досуга  располагает  широким  спектром  концепций  и  программ  организации
детского досуга. Единого подхода к классификации учреждений, занимающихся  организацией  досуга,  и  типологии  лагерей  для  отдыха  детей не существует.  
Рассматривая  учреждения,  организующие  досуг  детей,  подростков  и молодежи в современных условиях, независимо от времени года нужно выделить: школы, центры дополнительного образования, молодежные центры,  дома  культуры,  лагеря  (пришкольные  и  загородные),  клубы  и  т.д.

Важно понимать, что многие учреждения, занимающиеся организацией детского досуга, решают эту задачу как второстепенную, после социализирующих, оздоровительных, образовательно-развивающих, культурно-просветительских, коррекционных и др.
Учреждение, максимально ориентированное на организацию детского досуга преимущественно в каникулярное время, – это детский лагерь. Детский лагерь – традиционный вид детского отдыха, который стабильно  пользуется  популярностью.  Для  детей  любого  возраста  поездка  в детский  лагерь  (летом  он  же  летний  лагерь  или  загородный  лагерь)  –  это шанс  проявить  свою  самостоятельность,  стать  взрослее.  Загородные  летние
детские лагеря разного типа — стационарные, палаточные, «плавучие», «бродячие»  —  востребованы  сегодня.  Есть  громадные  каменные  городки  с атрибутами индустрии досуга — это центры, форпосты, детские республики,
чаще  детские  дома  отдыха  и  курорты.  Такими  центрами  детского  отдыха  и организации  досуга  с  историей  и  традициями  стали  МДЦ  «Артек»,  ВДЦ «Орленок»  и  «Океан».  Во  многом  педагогика  досуга  опирается  на  опыт именно  этих  лагерей.  Но  нужны  и  деревянные,  палаточные,  те,  которые  на плотах,  на  судах,  —  это  и  есть  «походный  бивуак»,  лагерь.  Необходимо  в лагерях  осуществлять  самое  широкое  приобщение  ребят  к  разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.

Обобщенная  классификация  летних  лагерей  (О.С.  Газман, А.В. Иванов), которая отражает идеи работы в лагере комплексного типа. Их
подразделяют таким образом:

1. Детский (летний, загородный, пришкольный) лагерь. Временный коллектив детей и взрослых, создающий благоприятные условия для воспитательного процесса и развития физических, умственных, нравственных, эстетических качеств личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей. Традиционно сложившаяся система жизнедеятельности  детского  лагеря  включает  в  себя:  режим  дня,  разумное сочетание  различных  видов  деятельности  (труд,  самообслуживание,  игра, спорт, общение, познавательная, художественно-эстетическая деятельность и др.)  в  течение  смены  лагеря.  Различные  виды  деятельности  реализуются через систему творческих кружков, спортивных секций, массовых мероприятий, развлекательных программ и детских праздников.

2. Оздоровительные лагеря. Задачи и формы работы их связаны преимущественно  с  оздоровлением  детей.  Сюда  относятся  лечебные  лагеря, санаторные  лагеря,  валеологические  и  спортивные  лагеря.  В  этих  лагерях
особый режим, процедуры закаливания и лечения, фитолечение и др. В таких лагерях категорически не разрешено курение, отсутствуют массовые мероприятия и развлекательные программы, нарушающие режим.

3. Творческие лагеря (название условно). В таких лагерях высокая плотность  дел  и  развлечений,  широко  развитая  система  кружков,  секций, студий, мастерских; активная программа массовых и праздничных мероприятий.  В  режиме  работы  такого  лагеря  дети  могут  жить  не  более  2-х недель, затем наступает спад и усталость.

4.  Лагеря  индивидуализированной  деятельности,  помогающие  решать проблемы отдельных детей, не умеющих жить в незнакомом коллективе. Это лагеря психологической поддержки и защиты ребенка, выявления и решения индивидуальных проблем социально-психологической дезадаптации. В таких лагерях работают психологи и социальные педагоги. Для детей организуются небольшие отряды, скорее микрогруппы, работающие с психологом. В таких
лагерях действуют комнаты психологической разгрузки, используется медитация, суггестологические методы, занятия по самопознанию, индивидуальные исповеди, консультации.

5. Тематические, практико-ориентированные, «предметные» лагеря, цель  которых  удовлетворение  групповых  интересов,  притязаний,  оказание услуг, углубление знаний по определенным наукам. Таких лагерей в нашей стране еще пока не очень много, но за ними будущее (экологические, археологические, лингвистические, экономические, компьютерные и др. лагеря).  

М.Е.Сысоева выделяет следующую классификацию детских лагерей:
•  Санаторные лагеря, включающие оздоровительные программы, купание, спортивные игры, закаливание и т.д.
•  Профильные лагеря, в которых устраиваются массовые представления, дискотеки, студии и секции.
•  Загородные центры, в которых ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявления его проблем, предусмотрен поиск способов его решения.
•  Лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются с целью развития, оздоровления и  отдыха детей по месту жительства.

В  педагогической  периодике  последних  лет  можно  увидеть  такие типы детских лагерей:
• Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков,  проводимая  (обычно)  в  течение  летних  месяцев  в  некоторых странах.  Дети  и  подростки,  которые  посещают  летний  лагерь,  известны  как
туристы (походники), пионеры (дети до 15 лет) и др.
• Детский  оздоровительный  лагерь  (ДОЛ)  –  располагается  за  городом, как на базе стационарных построек, так и в условиях походного туристского лагеря.
• Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания) – располагается  на  базе  школ  и  учреждений  дополнительного  образования. Функционирует  только  в  дневное  время  (как  вариант  —  с  утра  и  только  до
обеда). В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.
• Лагерь санаторного типа – такие лагеря располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник.
Условия пребывания в таких лагерях направлены в  основном на  общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. В начале смены в  лагере  ребёнка,  как  правило,  осматривает  врач  и  составляет  для  него
индивидуальную программу оздоровления.
• Трудовой  лагерь  –  лагеря  для  подростков  от  12  до  17  лет.  До  обеда для  детей  предусмотрена  трудовая  деятельность  (не  более  четырёх  часов  в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа).

Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе.  
• Обучающий  лагерь  –  трёх  видов:  для  не  успевающих  по  школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников
(подготовительные), которым предстоит определяться с выбором вуза и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях  у  детей  в  день  проходят  2-3  урока,  но  атмосфера  на  них  достаточно
расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.
• Спортивный лагерь – основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на  общее  физическое  развитие  (ОФП)  детей  (на  базе  обычных  школ).  При зачислении  в  лагерь  детей  делят  на  группы  не  только  по  возрасту,  но  и  по
уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
• Лагерь актива – формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской  организации.  Соответственно,  работает  по  планам,  утверждённым  в данной детской организации. Как варианты — лидерский лагерь, коммунарский  и  т.  д.  Часто  реализуется  на  базе  загородного  лагеря,  может осуществляться как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.
• Профильный лагерь – такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных  секций  и  досуговых  центров  (художественный,  журналистский, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, медиа, фото, химический, экологический, натуралистский и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь на специальную профильную смену.  В  профильных  лагерях  детей  делят  на  группы  не  по  возрасту,  а  по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок, в течение года посещающий какой-то кружок, за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом.

Свою классификацию детских лагерей предложил С.А.Шмаков, она представляется нам наиболее полной:
• Стационарный  оздоровительный  лагерь,  принадлежащий  конкретному ведомству или предприятию, работающий 2-3 недели в свободном режиме по собственным программам.
• Стационарный лагерь санаторного типа, выполняющий лечебно-оздоровительные функции, имеющий специальную медицинскую базу, особый режим жизни, щадящую деятельность.
• Стационарный оздоровительный лагерь с 5-дневным пребыванием.
• Стационарный  семейный  лагерь  с  целевой  программой,  рассчитанный на семейные группы, на детей и взрослых.
• Городской лагерь с дневным пребыванием на базе школы, учреждения дополнительного  образования,  спортивного  учреждения,  детского  сектора, клуба или дворца культуры (летняя школа).
• Лагерь труда и отдыха на стационарной основе, в котором, как правило, живут дети из конкретных школ. Первую половину дня дети работают  по  договору  в  сельских  хозяйствах  (предприятиях),  а  вторую  – отдыхают по той программе, что выбрали.
• Специализированный лечебно-трудовой лагерь для детей с ослабленным здоровьем. Трудовая деятельность в таком лагере несет терапевтическую нагрузку.
• Национальный лагерь, в задачи которого входит воссоздание многонациональных  традиций  региона,  республики,  края.  Примером  могут быть этнооздоровительное стойбище «Нумсанг Ех» (Белоярье).
• Лагерь, на базе которого действует одно детское общественное объединение (организация): ДИМСИ, «Национальная организация скаутского  движения  России»,  «Союз  пионерских  организаций  –  Федерация детских организаций», «Российский Союз Молодежи», союз детских организаций России «Юная Россия», пионерский или скаутский лагерь, лагерь юных казаков, православный лагерь, лагерь «зеленых» и др.
• Лагерь, в котором работают несколько отрядов по различным программам  различных  детских  (молодежных)  организаций  и  объединений: пионеры, скауты, волонтеры и т.д.
• Профильные  лагеря  со  специальным  отбором  детей  и  без  такового: рыбацкий, туристический, геологический, авиационный, спортивный, экологический (леснический), лингвистический, интеллектуально-познавательный, историко-краеведческий, археологический, фольклорно-ремесленный, трудовой или рукотворческий, артистический и т.д.
• Временный палаточный лагерь творческого отдыха, школьный или внешкольный, межколхозный, межшкольный, деревенско-городской и др.
• Лагерь детского актива, школьный или межшкольный, районный, городской типа «лидер-лагерь».
• Детская  летняя  деревня,  в  которой  живут  установленное  время  дети одной или нескольких школ по вольной программе, взаимодействуя с деревенскими детьми, например «Школа крестьянского труда».
• Лагерь, который действует по авторской программе, интересной какой-то категории семей и детей.
• Лагерь с отрядами разного профиля, работающими и по индивидуальным  программам  в  рамках  непрофильных  смен  с  правом  детей переходить из отряда в отряд.
• Круглогодичный  лагерь  с  обычными  или  профильными  сменами,  с лечебной или образовательной программой.
• Игровой лагерь, действующий по сюжетам известных книг и представленных там ценностей и реализующий игры-эпопеи:  хоббитские лагеря,  русско-славянские  лагеря,  «Замок  Янтаря»,  «Калевала»,  «Детский институт  времени»,  «Путешествие  по  Киевской  Руси»,  сказочные  города  и страны  и  т.п.  

Независимо  от  концепции  и  программы  организации  детского  досуга существуют устоявшиеся требования к режиму дня детского лагеря, отраженные  в  санитарно-эпидемиологических  правилах.
Таким образом, с учетом типа детского лагеря, концепции и программы организации досуга детей, санитарно-гигиенических и педагогических требований  режима  дня  организуется  жизнедеятельность  детского  лагеря,
каждого  отряда  и  отдельного  ребенка.  Современные  модели,  концепции  и программы организации детского досуга носят выраженную социально-педагогическую направленность.