Педагогика досуга рассматривается нами как теория, изучающая закономерности детского досуга, и практика его организации. Идеи педагогики досуга наиболее востребованы в каникулярное время. В этом смысле нужно рассмотреть типы учреждений и лагерей, предлагающих организованный детский досуг. Важно понимать, что сегодня педагогика досуга располагает широким спектром концепций и программ организации
детского досуга. Единого подхода к классификации учреждений, занимающихся организацией досуга, и типологии лагерей для отдыха детей не существует.
Рассматривая учреждения, организующие досуг детей, подростков и молодежи в современных условиях, независимо от времени года нужно выделить: школы, центры дополнительного образования, молодежные центры, дома культуры, лагеря (пришкольные и загородные), клубы и т.д.
Важно понимать, что многие учреждения, занимающиеся организацией детского досуга, решают эту задачу как второстепенную, после социализирующих, оздоровительных, образовательно-развивающих, культурно-просветительских, коррекционных и др.
Учреждение, максимально ориентированное на организацию детского досуга преимущественно в каникулярное время, – это детский лагерь. Детский лагерь – традиционный вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. Для детей любого возраста поездка в детский лагерь (летом он же летний лагерь или загородный лагерь) – это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Загородные летние
детские лагеря разного типа — стационарные, палаточные, «плавучие», «бродячие» — востребованы сегодня. Есть громадные каменные городки с атрибутами индустрии досуга — это центры, форпосты, детские республики,
чаще детские дома отдыха и курорты. Такими центрами детского отдыха и организации досуга с историей и традициями стали МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок» и «Океан». Во многом педагогика досуга опирается на опыт именно этих лагерей. Но нужны и деревянные, палаточные, те, которые на плотах, на судах, — это и есть «походный бивуак», лагерь. Необходимо в лагерях осуществлять самое широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.
Обобщенная классификация летних лагерей (О.С. Газман, А.В. Иванов), которая отражает идеи работы в лагере комплексного типа. Их
подразделяют таким образом:
1. Детский (летний, загородный, пришкольный) лагерь. Временный коллектив детей и взрослых, создающий благоприятные условия для воспитательного процесса и развития физических, умственных, нравственных, эстетических качеств личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей. Традиционно сложившаяся система жизнедеятельности детского лагеря включает в себя: режим дня, разумное сочетание различных видов деятельности (труд, самообслуживание, игра, спорт, общение, познавательная, художественно-эстетическая деятельность и др.) в течение смены лагеря. Различные виды деятельности реализуются через систему творческих кружков, спортивных секций, массовых мероприятий, развлекательных программ и детских праздников.
2. Оздоровительные лагеря. Задачи и формы работы их связаны преимущественно с оздоровлением детей. Сюда относятся лечебные лагеря, санаторные лагеря, валеологические и спортивные лагеря. В этих лагерях
особый режим, процедуры закаливания и лечения, фитолечение и др. В таких лагерях категорически не разрешено курение, отсутствуют массовые мероприятия и развлекательные программы, нарушающие режим.
3. Творческие лагеря (название условно). В таких лагерях высокая плотность дел и развлечений, широко развитая система кружков, секций, студий, мастерских; активная программа массовых и праздничных мероприятий. В режиме работы такого лагеря дети могут жить не более 2-х недель, затем наступает спад и усталость.
4. Лагеря индивидуализированной деятельности, помогающие решать проблемы отдельных детей, не умеющих жить в незнакомом коллективе. Это лагеря психологической поддержки и защиты ребенка, выявления и решения индивидуальных проблем социально-психологической дезадаптации. В таких лагерях работают психологи и социальные педагоги. Для детей организуются небольшие отряды, скорее микрогруппы, работающие с психологом. В таких
лагерях действуют комнаты психологической разгрузки, используется медитация, суггестологические методы, занятия по самопознанию, индивидуальные исповеди, консультации.
5. Тематические, практико-ориентированные, «предметные» лагеря, цель которых удовлетворение групповых интересов, притязаний, оказание услуг, углубление знаний по определенным наукам. Таких лагерей в нашей стране еще пока не очень много, но за ними будущее (экологические, археологические, лингвистические, экономические, компьютерные и др. лагеря).
М.Е.Сысоева выделяет следующую классификацию детских лагерей:
• Санаторные лагеря, включающие оздоровительные программы, купание, спортивные игры, закаливание и т.д.
• Профильные лагеря, в которых устраиваются массовые представления, дискотеки, студии и секции.
• Загородные центры, в которых ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявления его проблем, предусмотрен поиск способов его решения.
• Лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
В педагогической периодике последних лет можно увидеть такие типы детских лагерей:
• Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимая (обычно) в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как
туристы (походники), пионеры (дети до 15 лет) и др.
• Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) – располагается за городом, как на базе стационарных построек, так и в условиях походного туристского лагеря.
• Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания) – располагается на базе школ и учреждений дополнительного образования. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до
обеда). В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.
• Лагерь санаторного типа – такие лагеря располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник.
Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него
индивидуальную программу оздоровления.
• Трудовой лагерь – лагеря для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа).
Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе.
• Обучающий лагерь – трёх видов: для не успевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников
(подготовительные), которым предстоит определяться с выбором вуза и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходят 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно
расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.
• Спортивный лагерь – основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по
уровню физической подготовки (подготовленные и новички).
• Лагерь актива – формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. Соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — лидерский лагерь, коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.
• Профильный лагерь – такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, журналистский, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, медиа, фото, химический, экологический, натуралистский и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь на специальную профильную смену. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок, в течение года посещающий какой-то кружок, за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом.
Свою классификацию детских лагерей предложил С.А.Шмаков, она представляется нам наиболее полной:
• Стационарный оздоровительный лагерь, принадлежащий конкретному ведомству или предприятию, работающий 2-3 недели в свободном режиме по собственным программам.
• Стационарный лагерь санаторного типа, выполняющий лечебно-оздоровительные функции, имеющий специальную медицинскую базу, особый режим жизни, щадящую деятельность.
• Стационарный оздоровительный лагерь с 5-дневным пребыванием.
• Стационарный семейный лагерь с целевой программой, рассчитанный на семейные группы, на детей и взрослых.
• Городской лагерь с дневным пребыванием на базе школы, учреждения дополнительного образования, спортивного учреждения, детского сектора, клуба или дворца культуры (летняя школа).
• Лагерь труда и отдыха на стационарной основе, в котором, как правило, живут дети из конкретных школ. Первую половину дня дети работают по договору в сельских хозяйствах (предприятиях), а вторую – отдыхают по той программе, что выбрали.
• Специализированный лечебно-трудовой лагерь для детей с ослабленным здоровьем. Трудовая деятельность в таком лагере несет терапевтическую нагрузку.
• Национальный лагерь, в задачи которого входит воссоздание многонациональных традиций региона, республики, края. Примером могут быть этнооздоровительное стойбище «Нумсанг Ех» (Белоярье).
• Лагерь, на базе которого действует одно детское общественное объединение (организация): ДИМСИ, «Национальная организация скаутского движения России», «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», «Российский Союз Молодежи», союз детских организаций России «Юная Россия», пионерский или скаутский лагерь, лагерь юных казаков, православный лагерь, лагерь «зеленых» и др.
• Лагерь, в котором работают несколько отрядов по различным программам различных детских (молодежных) организаций и объединений: пионеры, скауты, волонтеры и т.д.
• Профильные лагеря со специальным отбором детей и без такового: рыбацкий, туристический, геологический, авиационный, спортивный, экологический (леснический), лингвистический, интеллектуально-познавательный, историко-краеведческий, археологический, фольклорно-ремесленный, трудовой или рукотворческий, артистический и т.д.
• Временный палаточный лагерь творческого отдыха, школьный или внешкольный, межколхозный, межшкольный, деревенско-городской и др.
• Лагерь детского актива, школьный или межшкольный, районный, городской типа «лидер-лагерь».
• Детская летняя деревня, в которой живут установленное время дети одной или нескольких школ по вольной программе, взаимодействуя с деревенскими детьми, например «Школа крестьянского труда».
• Лагерь, который действует по авторской программе, интересной какой-то категории семей и детей.
• Лагерь с отрядами разного профиля, работающими и по индивидуальным программам в рамках непрофильных смен с правом детей переходить из отряда в отряд.
• Круглогодичный лагерь с обычными или профильными сменами, с лечебной или образовательной программой.
• Игровой лагерь, действующий по сюжетам известных книг и представленных там ценностей и реализующий игры-эпопеи: хоббитские лагеря, русско-славянские лагеря, «Замок Янтаря», «Калевала», «Детский институт времени», «Путешествие по Киевской Руси», сказочные города и страны и т.п.
Независимо от концепции и программы организации детского досуга существуют устоявшиеся требования к режиму дня детского лагеря, отраженные в санитарно-эпидемиологических правилах.
Таким образом, с учетом типа детского лагеря, концепции и программы организации досуга детей, санитарно-гигиенических и педагогических требований режима дня организуется жизнедеятельность детского лагеря,
каждого отряда и отдельного ребенка. Современные модели, концепции и программы организации детского досуга носят выраженную социально-педагогическую направленность.
Концепции организации детского досуга
10 минут
49 прочтений
21 июня 2022