Найти в Дзене
Правовая культура

Как правильно обменять или вернуть качественный товар

Пошаговый практический комментарий к ст. 25 Закона о защите прав потребителей. Какой товар можно обменять, а какой нельзя? В какой срок можно произвести обмен и возврат? Условия обмена и возврата В предыдущих комментариях к Закону о защите прав потребителей мы разобрали, какими правами обладает потребитель в случае, если товар оказался некачественным, и какие действия необходимо предпринять В этом комментарии разберем ст. 25 Закона о защите прав потребителей (сокращенно ЗоЗПП). Для начала необходимо запомнить, что положения статей 18 -24 ЗоЗПП к обмену / возврату качественного товара не применимы. Они регулируют исключительно вопросы, связанные с товаром ненадлежащего качества. Всё, что связано с качественным товаром, регулируется исключительно ст. 25. Несмотря на кажущуюся очевидность этого, многие потребители допускают ошибки, пытаясь применять, например, положения о сроках и неустойке. Это заблуждение активно используют юристы-мошенники. Привлекая доверчивых клиентов возможностью
Оглавление

Пошаговый практический комментарий к ст. 25 Закона о защите прав потребителей.

Какой товар можно обменять, а какой нельзя?

В какой срок можно произвести обмен и возврат?

Условия обмена и возврата

В предыдущих комментариях к Закону о защите прав потребителей мы разобрали, какими правами обладает потребитель в случае, если товар оказался некачественным, и какие действия необходимо предпринять

В этом комментарии разберем ст. 25 Закона о защите прав потребителей (сокращенно ЗоЗПП). Для начала необходимо запомнить, что положения статей 18 -24 ЗоЗПП к обмену / возврату качественного товара не применимы. Они регулируют исключительно вопросы, связанные с товаром ненадлежащего качества. Всё, что связано с качественным товаром, регулируется исключительно ст. 25. Несмотря на кажущуюся очевидность этого, многие потребители допускают ошибки, пытаясь применять, например, положения о сроках и неустойке.

Это заблуждение активно используют юристы-мошенники. Привлекая доверчивых клиентов возможностью "хорошо заработать", они получают большой гонорар за свои "услуги" и исчезают. Не дайте себя обмануть!

Но перейдем к делу:) Итак, может ли потребитель обменять качественный товар и какие должны быть причины?

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

изображение: https://beauty-prof.com/images/delivery/5.png
изображение: https://beauty-prof.com/images/delivery/5.png

Грубо говоря, обмен возможен, если товар просто не понравился. Ни один адекватный продавец не откажет в обмене, если потребитель не объяснил причину - такая позиция не выстоит в суде. Но в ч. 1 ст. 25 ЗоЗПП нужно обратить внимание на два других обстоятельства:

  1. Требовать обмена качественного товара можно только у продавца
  2. Обменять можно только непродовольственный товар.

Срок возврата - 14 дней, и продлить его может только продавец

Согласно ч. 2 ст. 25 ЗоЗПП, на обмен дается 14 дней, не считая дня покупки. В отличие от гарантийного срока, который мы разбирали ранее, начало течения этого срока нельзя сдвинуть.

Даже если товар требует сложной установки (кондиционер, натяжной потолок) и до монтажа стоит в закрытой коробке больше 2 недель, вы не сможете потом обменять его. Поэтому проверьте цвет и размеры сразу, даже если мастер - установщик придет не скоро!

Самое обидное, если вы доверили покупку плинтуса или люстры мастеру. На картинке это выглядело хорошо, а в жизни оказалось совсем не так. В этом случае, если пропустите срок, вы также не сможете обменять товар. И мастер не сможет, особенно если закупался заранее. Поэтому в таких случаях найдите время осмотреть товар вживую. Еще лучше - съездить в магазин вместе с мастером.

Закон о защите прав потребителей не дает возможности продлить срок обмена даже продавцу. Однако, такое право продавца предусмотрено ст. 502 Гражданского кодекса.

Это грубая ошибка законодателя, создавшего путаницу буквально на ровном месте. Они не смогли банально копировать текст из Гражданского кодекса! Из-за этого некоторые считают, что продавцы, объявляющие о повышенном сроке обмена (30 дней, 60 дней) просто привлекают доверчивых покупателей, а обязательства не исполняют, потому что по Закону не несут ответственности. К счастью, это не так.

Продавец, который добровольно принял на себя обязательства по обмену / возврату в течение длительного срока, потом не вправе ссылаться на Закон (изображение: https://prodawez.ru/wp-content/uploads/2015/11/obmen-vozvrat.jpg)
Продавец, который добровольно принял на себя обязательства по обмену / возврату в течение длительного срока, потом не вправе ссылаться на Закон (изображение: https://prodawez.ru/wp-content/uploads/2015/11/obmen-vozvrat.jpg)

Когда товар обменять нельзя?

Любая норма закона имеет исключения, и ч. 1 ст. 25 ЗоЗПП тоже.

Согласно абзацу 3 ч. 1 ст. 25 ЗоЗПП, качественный товар можно обменять, только если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

В части сохранности товарного вида логика ясна: продавец должен иметь возможность реализовать товар повторно. Поэтому возвращаемся к началу настоящего комментария: не стоит путать обмен качественного товара с обменом некачественного. Если потребитель меняет холодильник из-за того, что тот громко шумит, нужно предъявлять требование согласно ст. 18 ЗоЗПП как к товару ненадлежащего качества.

Некоторые хитрецы умудряются с помощью ст. 25 ЗоЗПП "понтоваться". Накупить люксовых часов, украшений, дорогой одежды, сходить пару раз в элитный клуб, а потом сдать всё это обратно в магазин. Но следует помнить, что если вечеринка пошла не по плану и на вещах остались "следы эксплуатации", то магазин имеет полное право отказать в обмене / возврате. Придется донашивать или продавать на Авито:)

В части наличия чека всё аналогично ст. 18 ЗоЗПП, о чём мы говорили ранее. Потеряв чек, потребитель может доказать факт приобретения товара выпиской из мобильного банка или использовать свидетельские показания. Впрочем, настоятельно рекомендую сохранять чеки, как минимум в течение 14 дней после покупки. Лояльный продавец чек может и не спросить, а вот в судах он по-прежнему основное доказательство.

Не подлежат обмену / возврату товары, включенные в установленный Правительством перечень.

С этим перечнем всё очень не просто. Отнесение конкретного товара к тому или иному пункту - та еще задача. Важно понимать не сами понятия, а логику отнесения тех или иных групп товаров к невозвратным. Например, нижнее белье и предметы личной гигиены являются таковыми, поскольку при малейшем использовании по назначению становятся непригодными для повторной продажи по понятным причинам. А технически сложные товары с гарантией - высоколиквидный товар, который сам потребитель может без особого труда продать за сопоставимую с ценой покупки сумму.

Сначала обмен и только потом возврат

Общеупотребимо говорить "обмен / возврат" - вот так, как будто это выбор потребителя. Вы удивитесь, но по Закону это не так!

Вот ч. 2 ст. 25 ЗоЗПП: "В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы"

То есть, возврат производится исключительно при отсутствии товара для замены. И даже в этом случае стороны могут договориться о том, что замена будет произведена при поступлении товара в продажу. И только если о продлении срока замены не договорились, происходит возврат.

Срок возврата денег за качественный товар - 3 дня с момента возврата товара. То есть, в данном случае товар надо сперва вернуть, а только потом можно получить деньги.

При этом, неустойка за нарушение срока не предусмотрена. Как мы помним, ст. 23 ЗоЗПП устанавливает неустойки только по требованиям о некачественном товаре.

На практике 14-дневный срок обмена стал своего рода "периодом охлаждения", когда потребитель может банально передумать брать товар и вернуть деньги. Хотя так и не было задумано законодателем, предприниматели не возражают против этого, чтобы лишний раз не ругаться с покупателями и не портить репутацию.

Именно поэтому так часто стали говорить "обмен / возврат" и фактически потребителю почти никогда не отказывают в возврате, даже если товаром на замену забиты полки.

Подводя итог, определим, что делать, если вам не понравился приобретенный товар надлежащего качества:

  • Выберите, хотите ли вы обменять товар или вернуть деньги;
  • Убедитесь, что ваш товар не указан в перечне товаров, не подлежащих обмену;
  • Направьте продавцу письменное заявление с выбранным вами требованием. С собой возьмите чек и верните товар продавцу. Убедитесь, что товар не имеет следов эксплуатации и сохранен его товарный вид;
  • Если вы заинтересованы в обмене, а не возврате, но у продавца нет нужного товара в наличии, вы можете договориться с продавцом о том, что вам выдадут новый товар, как только он появится в наличии.
В следующем комментарии к ст. 26.1 ЗоЗПП поговорим о правах потребителей при покупке товара в Интернет - магазине

Если вам интересна тема защиты прав потребителей и вы хотите разобраться в ней, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал! Так вы не пропустите очередные статьи этого цикла, вам не придется читать несколько комментариев "залпом" и вы усвоете материал проще и лучше