Введение
Естественный ход развития любой компании мне зависимости от ее размера и отраслевой специфики подразумевает применение технологических новинок. Новые технологии заставляют нас иначе смотреть на регулярные бизнес-процессы, а также перестраивать их с учетом последних тенденций на рынке. За примерами далеко ходить не нужно, возьмите, хотя бы Индустрию 4.0, вводящую технологии блокчейн, больших данных, роботизации, виртуальной реальности и интернета вещей в ключевые хозяйственные операции предприятия. Использование любых современных технологий объединяет следующее: все они приводят к изменениям в организации.
Объективно говоря, изменения мало кто воспринимает положительно, по крайней мере, сначала. Воспринимая изменения отрицанием и страхом на начальном этапе, мы в итоге вынуждены принять их. Что, собственно говоря, подтверждено статистикой: лишь 30% опрошенных поддерживают изменения, все оставшиеся – нейтральны или выступают против. Не исключением являются проекты по внедрению ERP-систем, подразумевающие масштабную цифровую трансформацию бизнеса.
Реализация корпоративных информационных систем затрагивает множество аспектов деятельности компании, как то: люди, процессы, знания и др. Своевременное оценивание изменений, предложение вариантов реагирования на них, а также имплементация решений позволяют планомерно вовлекать большее число сторонников, управлять их участием и получать неоценимые поддержку и помощь. Выработка правильной стратегии управления изменениями позволяет добиться ощутимых положительных результатов, в том числе в ERP-проектах.
Цель и задачи
Целью работы видится в рассмотрении стратегий по управлению изменениями в проектах внедрения ERP-систем. Что позволяет правильно реагировать на сопротивление сотрудников заказчика и доставлять проект реализации информационной системы точно в срок. Выполнение цели потребует проработки следующих задач:
- обзор параметров изменений организации;
- анализ параметров изменений в ERP-проектах;
- подготовка стратегии по управлению изменениями.
1. Процесс управления изменениями
Процесс управления изменениями можно кратко охарактеризовать как знание способов адаптации организации в условиях изменяющегося окружения и действия внешних сил, а также их внедрение, что позволяет закрепить необходимые свойства на значительный период времени и обеспечить тем самым большую конкурентоспособность организации [1]. Особенность любых изменений состоит в том, что поначалу к ним возникает сильное внутреннее сопротивление со стороны сотрудников компании. Обычно, подобная ситуация решается за счет максимального информирования и прямого общения с людьми, что позволяет усилить их участие и вовлеченность в изменениях, а также приводит к постепенной поддержке самих изменений. Существует семь болевых точек, возникающих в компании в процессе изменения, назовем их параметрами изменения (рис. 1).
Практические любое внешнее воздействие меняет устоявшийся порядок работы компании, то есть появляются новые, изменяются и упраздняются существующие бизнес-процессы. Модификация любого бизнес-процесса затрагивает используемые на предприятии технологии, в частности программные обеспечение. Формулируются новые требования к информационной системе, для покрытия которых необходима доработка существующих или внедрение новых программных решений. Последнее в совокупности с внешним воздействием, являющимся причиной изменений, может привести к увеличению/уменьшению численного состава компании. В идеале, автоматизация подразумевает сокращение ручных операций и количества сотрудников, но это далеко не всегда так.
Рис. 1. Параметры изменения организации
Обновления процессов, их автоматизация, а также изменение численного состава приводят к образованию дефицита знаний: сотрудникам не понятно, как себя вести для выполнения регулярных бизнес-процессов. Более того, не всегда очевидно, а какой итоговый продукт или услугу компания в ходе изменений предлагает конечному покупателю. Сокращение, а в некоторых случаях увеличение количества сотрудников неминуемо приводит к перераспределению человеческих ресурсов, что находит свое отражение в организационной структуре предприятия. В зависимости от характера изменений может наблюдаться смена как стратегии управления организацией, так и в целом ее корпоративной культуры, задающей миссию, ценности и принципы всего предприятия [2]. Порядок управления изменениями выглядит следующим образом:
- возникновение внешнего воздействия на организацию;
- предложение решения по реагированию на воздействие;
- оценка возможности имплементации решения в компании:выявление параметров предприятия, подлежащих изменению путем сравнения их текущих и ожидаемых целевых значений;
определение мероприятий, позволяющих обеспечить достижение целевых значений параметров изменения;
оценка реализуемости мероприятий; - планирование и выполнение мероприятий в случае положительной оценки.
Так изменение технологий требует обновления оборудования, модификации программного обеспечения и адаптации пользовательских инструкций по работе с компьютерными приложениями. Изменение бизнес-процессов и численного состава приводят к необходимости обновления должностных инструкций и пересмотру трудовых договоров. Если поменялся уровень знаний, то сотрудников нужно дообучить. Для принципиально нового продукта определяется позиционирование на рынке, формулируется маркетинговый план по продвижению и задается политика ценообразования. Организационная структура, создаваемая по линейной, функциональной, дивизионной или матричной схемам также может претерпевать изменения, что отражается в соответствующем положении. Обновление в стратегии управления предприятием требует кардинального пересмотра принципов планирования, выполнения и контроля бизнес-процессов, что подразумевает введение новых регламентов работы. И, наконец, положение по корпоративной культуре, описывающее убеждения, правила и нормы поведения в компании, также подлежит изменению, что должно быть доведено до каждого сотрудника. Это далеко не весь список мероприятий, относящийся к параметрам изменений, финальный перечень инициатив зависит от характера внешнего воздействия [1].
Полный текст статьи: