Найти в Дзене
Мария Белослудцева

Модель системы физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО

Модель системы физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО. Физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) определяется Г.Ю. Козиной как социальный процесс, который выражается в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствует укреплению здоровья, овладению физической культурой. По её мнению, физкультурно-оздоровительная деятельность состоит из 2-х видов деятельности: 1) физические движения, виды физических упражнений; 2) гигиенические и оздоровительные процедуры . Рассматривая ФОД как деятельность индивида, Н.Б. Волошина и М.М. Мусанова определяют её как форму целеустремленной активности, направленную на преобразование субъектом своего здоровья и здоровья окружающих с целью достижения позитивных результатов, реализующей потребности субъекта в движении, в здоровом образе жизни. Планирование физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО определяет, каким образом будет достигаться её цель. При этом определяются формы работы, методы, мероприятия, сроки и ответственн

Модель системы физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО.

Физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) определяется Г.Ю. Козиной как социальный процесс, который выражается в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствует укреплению здоровья, овладению физической культурой. По её мнению, физкультурно-оздоровительная деятельность состоит из 2-х видов деятельности:

1) физические движения, виды физических упражнений;

2) гигиенические и оздоровительные процедуры .

Рассматривая ФОД как деятельность индивида, Н.Б. Волошина и М.М. Мусанова определяют её как форму целеустремленной активности, направленную на преобразование субъектом своего здоровья и здоровья окружающих с целью достижения позитивных результатов, реализующей потребности субъекта в движении, в здоровом образе жизни.

Планирование физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО определяет, каким образом будет достигаться её цель. При этом определяются формы работы, методы, мероприятия, сроки и ответственные лица.

Моделирование комплексной системы физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО может быть представлено следующими блоками:

1. Создание условий для двигательной активности. Оборудование мест занятий физическими упражнениями (спортивный зал и мини-стадион, бассейн, групповые помещения и участки), гибкий режим жизни, рациональный двигательный режим, кадровая обеспеченность.

2. Мониторинг здоровья и физического развития. Диспансеризация, диагностика физического состояния и определение групп здоровья, обследование уровня физической подготовленности (тестирование и наблюдение техники выполнения основных движений), анализ процесса адаптации, диагностика и коррекция эмоциональной сферы, обследование уровня двигательной деятельности.

3. Организация двигательной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре (в зале, в бассейне, на воздухе, на тренажёрах и др.), игры и физические упражнения в режиме дня, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, физкультминутки, двигательные паузы, физическая рекреация, дополнительные занятия ЛФК, ОФГ1, занятия по интересам, фитнес, оздоровительный бег, самостоятельная двигательная деятельность.

4. Система закаливания. Прием детей на свежем воздухе (в тёплый период года), контрастные воздушные ванны, босохождение, обширное умывание, солнечные ванны (летом), занятия физическими упражнениями в облегчённой спортивной форме.

5. Профилактические мероприятия. Витаминотерапия, полоскание рта и горла, УФО, кварцевание, поддержание обстановки психологического комфорта.

6. Нетрадиционные методы оздоровления. Ионизация и увлажнение воздуха, точечный массаж, самомассаж, гидромассаж стоп, фитонцидотераиия (лук, чеснок), глазодвигательная гимнастика, оздоровительный бег, психогимнастика, гимнастика верхних дыхательных путей, оздоровительное плавание, упражнения на релаксацию, игротерапия, музыкотерапия и др.

7. Питание. Организация рационального питания, индивидуальный подход к детям и замена меню аллергикам, питьевой режим, сокотерапия и др.

8. Взаимодействие с родителями. Круглый стол, консультации, опрос и анкетирование, фотовыставки, тематические папки, журнал здоровья, стендовая информация, дни открытых дверей, совместные физкультурные занятия и спортивные досуги: в зале, на воздухе, занятия-походы, мастер-классы, клубы выходного дня, проектная деятельность, «Школа здоровья» .

В качестве инновационных моделей физического воспитания детей дошкольного возраста могут выступать также образовательные проекты физкультурно-оздоровительной направленности, предусматривающие:

  • обеспечение учета двигательных предпочтений дошкольников в зависимости от пола;
  • организацию взаимодействия с семьей на ранних этапах развития ребёнка в целях сохранения его здоровья и физкультурного образования родителей;
  • развитие в ДОО рекреационных видов физической культуры;
  • методическое обеспечение адаптивной физической культуры дошкольников.

Примерами таких проектов могут быть следующие: «Будущие олимпийцы», «Дружим с физкультурой», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Зачем нужна правильная осанка?», «Быть здоровыми хотим!», «Какие бывают мячи?», «Мой весёлый звонкий мяч» и др.

В организационном плане инновационная деятельность по совершенствованию оздоровительной работы в системе дошкольных образовательных организаций в настоящее время осуществляется, как правило, посредством таких мероприятий, как:

  • привлечение специалистов по физической культуре и спорту к организации оздоровительной работы;
  • увеличение объёмов двигательной деятельности до 6-8 часов в неделю;
  • проведение экспериментальной работы по внедрению новых оздоровительных программ и др.