Требования к проведению физкультминуток.
- проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я 15-я мин. занятия — в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала);
- упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
- упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
- упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
- содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
- комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
Динамическая пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей.
Проводится динамическая пауза в любом хорошо проветренном помещении — групповой комнате, спальне, широком коридоре — во время перерыва между занятиями, и составляет не более 10 мин.
Она может состоять из трех-четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Удочка», «Бой петухов», «Перетягивание каната», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи,ракетки).
Методические приёмы проведения динамической паузы:
- игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем двигательной активности;
- игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее;
- не следует предлагать игры с высокой интенсивностью движений, которые могут чрезмерно возбудить детей;
- в конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке с разнообразным двигательным содержанием являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. Они увеличивают двигательную активность дошкольников, вызывают положительные эмоции, способствуют радостному настроению. На утренней и вечерней прогулке длительность игр и упражнений составляет от 10 до 15 мин. Общее время двигательной активности детей на прогулке должно быть не менее 60-70 % от её продолжительности. Организуя игры, воспитатель закрепляет и совершенствует у детей навыки основных видов движений, развивает их двигательные способности, нравственно-волевые качества. Игры в основном проводятся знакомые, но каждая из них имеет несколько вариантов. Большое внимание уделяется народным играм. Выполнение физических упражнений направлено на освоение и закрепление элементов техники, развитие двигательных способностей ребёнка. Содержание физических упражнений составляют основные виды движений, хорошо знакомые детям, элементы спортивных игр, спортивные упражнения (могут быть знакомые или новые). В начале прогулки проводятся физические упражнения, а затем подвижная игра. Не рекомендуется выполнять на прогулке общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают у детей такого интереса, как игры.
Существует несколько вариантов организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке:
- комплекс подвижных игр (2-3) и физических упражнений с определенной направленностью на развитие двигательных способностей (быстроты, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости), умения ориентироваться в пространстве;
- сюжетный комплекс подвижных игр и физических упражнений;
- спортивные игры (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки);
- игры с элементами спортивного ориентирования;
- комплекс подвижных игр (2-3) с разными движениями;
- подвижные игры, развивающие творческую активность и самостоятельность детей.
Гимнастика после сна иногда носит название «воздушная ванна в движении». Движения в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогают улучшить настроение, поднять мышечный тонус, а также способствуют профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится в игровой комнате, где заранее помещен необходимый физкультурный инвентарь и переносное физкультурное оборудование (гимнастическая скамейка, мягкие модули, кубы, лесенки и др.). Оставаясь в трусах и майке, с босыми ногами, дети на ковре выполняют физические упражнения. Занятия босиком оказывают общеукрепляющее воздействие на весь организм. Между подошвой и слизистой оболочкой дыхательных путей существует тесная рефлекторная связь. При местном охлаждении ног у незакаленного человека резко понижается температура слизистой носоглотки, вследствие чего появляется кашель и насморк. Обувь создает для ног постоянный комфортный микроклимат. Хождение босиком способствует активности терморецепторов стопы и падежной адаптации организма к местному охлаждению. Кроме того, босохождение оказывает массирующее воздействие на стопы, на которых расположены активные биологические точки, рсфлекторно связанные со всеми частями и органами тел, и тонизирует весь организм.
Содержание физических упражнений может быть следующее:
- разновидности ходьбы и бега, танцевальных движений, дыхательных упражнений (с музыкальным сопровождением);
- ходьба по комбинированной дорожке: ребристой доске, резиновому или войлочному коврику, канату, узкой рейке гимнастической скамейки и др.;
- подвижные игры (2-3) средней интенсивности;
- индивидуальные действия с мячами, скакалками, мягкими модулями;
- дидактические игры с элементами движений;
- проблемно-двигательные ситуации (содержание ситуаций определяет педагог).
В гимнастике дети участвуют небольшими подгруппами (по мере их постепенного пробуждения). Длится гимнастика 8-10 минут.
Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня опирается на суточный объем необходимых дошкольнику движений (в среднем 3-3,5 часа).
Закаливание — совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды (имеется в виду направленное развитие устойчивости организма посредством разработанных методических приёмов для увеличения способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешним условиям). Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость организма ребёнка.