Найти тему
Интересное время

Единственный путь обустроить Россию.

Несколько раз меня спрашивали подписчики примерно так: «Ну хорошо, вы топите за Россию и русский народ, но можете ли вы что-то предложить, чтобы Россия стала по настоящему великой?».

Кто-то спрашивал искренне, кто-то пытался спровоцировать на критику властей – Бог с ними. Я не люблю в принципе критиковать в стиле «как все плохо». Потому что «плохо» можно найти абсолютно где угодно. Лучше думать, как все сделать хорошо.

А как сделать хорошо в России – я знаю только один путь.

Дело в том, что как бы богата ни была страна ресурсами, как бы развита ни была она технологически, основным её ресурсом, единственной её надеждой на будущее являются только её люди. Потому что ресурсы нужно добывать, перерабатывать, превращать в машины и механизмы, в дома и инженерные сооружения, машинами тоже нужно управлять.

Поэтому единственный возможный путь развития страны – путь долгий, который даст эффект не завтра, а может быть, только через двадцать лет. Этот путь начинается со школы.

Страна – это люди и только от развития их сознания, только от их знаний зависит то, какой она будет. Прекрасные и мудрые люди смогут построить великую страну даже в пустыне, дураки устроят ад даже в раю.

Государству очень сложно что-то менять на бытовом уровне, в семье. Это – дело традиций, воспитания предыдущих поколений. Но зато государство может и должно давать как можно больше нужного воспитания своим гражданам в школах.

Сделать это, на самом деле, очень несложно. Всего лишь надо создать условия, чтобы работа учителя (и, дальше скажу подробнее, преподавателя средней профессиональной и высшей школы тоже) была престижной. Для этого надо, самое главное, поднять зарплату не ниже среднерыночной зарплаты профильных специалистов по предметам. Создать адекватные рабочие места – школы без переполненных классов, без нехватки учителей и перегруженности. Создать адекватную систему квалификации и переквалификации учителей. И, наконец, всячески пропагандировать в обществе престижность и нужность профессии учителя.

Воспитать нормального человека и дать ему нужные знания может только человек сам по себе неглупый и обладающий отличными знаниями по преподаваемому предмету. Для того, чтобы этот человек не ушел на другую более высокооплачиваемую работу, ему нужно предложить условия как минимум не хуже рыночных.

Можно, конечно, надеяться на энтузиастов. Но настоящих энтузиастов, готовых идти на жертвы ради работы с детьми – один на десять, если не меньше. Остальные девять, к сожалению, просто не могут найти работу лучше. В результате огромное число учителей сегодня с трудом дотягивают до уровня советского второгодника.

Один из сотен примеров с просторов интернета
Один из сотен примеров с просторов интернета

Еще хуже обстоят дела в высшей школе. Мне довелось несколько лет быть редактором научно-технического журнала из списка ВАК. Могу засвидетельствовать – огромное число авторов не владеют даже основными правила русского языка и компьютерной грамотности (в двадцать первом веке-то!). Я уже не говорю о научной ценности статей. Все они – преподаватели, некоторые даже в ранге профессора или доцента.

Чему эти люди могут научить студента, будущего специалиста?

И причины-то лежат на поверхности: профанация государственной заботы о «высшем образовании» и образовании вообще. Скажу за свою, техническую отрасль: ну какой специалист будет учиться шесть лет, потом еще несколько лет в аспирантуре, чтобы в итоге получать зарплату на уровне водителя троллейбуса и ниже квалифицированного сварщика? Если этот человек хоть что-то из себя представляет и не полный бездельник – он пойдет ИТР в любую компанию и будет там, с первого дня, получать больше, чем светит ему через 20 лет честной работы в ВУЗе.

Поэтому я считаю, что единственное, что можно сделать для величия России – наладить систему образования. Это очень хороший критерий «российскости» любой власти в стране. Только власть, которая ставит систему образования во главу угла при строении государственности, может называться подлинно российской.

Это, конечно, очень дорого. Всегда кажется, что на школы и ВУЗы нет денег – ведь есть более важные задачи. Ракеты, станки, медицина, наконец.

Но необходимо понимать, что без грамотных, адекватных, хорошо воспитанных людей не будут летать ракеты, работать станки, а медицина будет граничить с глупостью.

Единственные государственные инвестиции, которые окупятся наверняка – инвестиции в народное образование. Без них все остальное – бессмысленно.

Вот мой ответ на поставленный в начале статьи вопрос.