Вы помните, какой была ваша первая детская коляска? Да-да, та самая, в которой вы путешествовали по улочкам родного города! А, быть может, вам лучше запомнилась та, в которой вы укачивали собственного малыша? За все то время, что существуют детские коляски, они претерпели ряд изменений, и современные модели разительно отличаются от тех, что были у наших бабушек и прабабушек.
Если у тебя шестеро детей, а ты герцог, да к тому же владелец поместья, то, конечно, у тебя есть и…талантливый ландшафтный архитектор. Именно Уильям Кент, работавший на Уильяма Кавендиша, третьего девонширского герцога, и придумал в 1733 году первую в мире коляску.
Эта была корзина в виде ракушки, поставленная на колеса. В то время взрослые плохо себе представляли потребности детей, и коляску смастерили по подобию уменьшенной взрослой повозки.
Ее тащили пони или козы: последние, к слову, были более доступными. В дальнейшем, видимо, самые уставшие родители запрягали и совсем уж экзотических животных: например, крокодилов…
В первых колясках дети могли только сидеть, так что совсем малюткам они не подходили. Младенцев по-прежнему носили на руках или в платке за спиной. Тем не менее, первая коляска была прорывом. К 1840 году коляски уже вовсю продавались в английских магазинах, и даже королева Виктория приобрела для своих августейших чад три повозки.
Многодетная мать очень любила прогуливаться со своими детьми, и это стало лучшей рекламой для колясок, которые в то время активно набирали популярность среди богатых европейцев.
Хотя, конечно же, все эти детские транспортные средства были далеки от совершенства - неустойчивые и неповоротливые. К тому же запряженные животные иногда вели себя непредсказуемо. В итоге осликов и коз сменили более послушные и управляемые слуги и няни.
Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Причем ее сделали такой, какой мы знаем ее и сегодня – в виде горизонтального поручня. Управлять такой коляской стало, конечно же, в разы легче, но и опасности вождения существенно увеличились. Дети стали вертеться и массово вываливаться из колясок. Заранее о таком повороте взрослые как-то не подумали…
Зато придумали, как можно за коляски штрафовать. В 1873 году полицейские Лондона на законном основании делали это за прогулку по тротуарам, а раз колеса четыре, это уже транспорт получается. Так что, будьте добры, на проезжую часть! А еще не забудьте установить на коляске сигнальные фонари, чтобы вас не сбили другие участники движения.
Однако родители быстро сообразили, что нужно делать, чтобы оставаться на тротуарах: они перешли на коляски с тремя колесами. Некоторые пошли дальше и стали покупать двухколесные – компактные и жутко неудобные.
Следующая модернизация произошла в 1889 году. 18 июня изобретатель Уильям Ричардсон запатентовал коляску, в которой ребенка можно было возить в двух положениях: лицом к тому, кто его везет и лицом от него. Ричардсон существенно доработал и маневренность: он сделал колеса полностью независимыми друг от друга, и они стали вращаться на 360 градусов. Именно поэтому 18 июня считается Днем Рождения детской коляски.
Лавры же старейшего производителя колясок принадлежат английской фирме «Silver Cross», основанной в 1877 году. Историю компании можно проследить по фотографиям чад династий из Букингемского дворца.
А еще гигантские габариты моделей «Silver Cross» вдохновили родителей возить в коляске ни одного ребенка, а сразу двух…а то и трех. Хотя, чего мелочиться – давайте сразу всю группу детского сада туда посадим! Кстати, такие коляски были популярны во многих скандинавских странах вплоть до конца 20 века.
А в начале прошлого столетия, после Первой мировой, в разгар послевоенного «бэбибума», коляски стали доступны практически всем, кроме самых бедных слоев населения. Но и тут, как говорится, голь на выдумки хитра! А во время Второй мировой войны англичане, которых пугали газовые атаки, придумали специальные модели-бункеры. Противогаз же на совсем еще маленького ребенка, в отличие от взрослого, быстро не наденешь!
В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен, выслушав рассказ дочери об утомительном путешествии из Америки в Англию, в котором ей, помимо ребенка, на руках пришлось таскать еще и коляску, изобрел легкую складную модель.
А что же в России? Конечно же, коляски были и у Романовых, и у других аристократов. Дети крестьян, само собой, в колясках не катались – максимум в хозяйственных санках. А вот пришедший к власти пролетариат, вместе с дворцами и бриллиантами, отобрал у графьев до кучи еще и коляски.
Массовое производство колясок в нашей стране было налажено в 1949 году, когда из Германии были вывезены образцы для изготовления собственных моделей. Пальму первенства в производстве долгое время держал ДМЗ «Камов». Маленькие, неудобные ни для мам, ни для малышей, эти коляски больше походили на газонокосилки. Любовью в народе они не пользовались, хотя со временем стали и симпатичнее, и комфортнее.
Альтернативным вариантов магазинным коляскам были плетеные, которые могли быть и на колесиках, и на полозьях, как санки. Такие коляски ручного изготовления пользовались повышенным спросом в нашей стране.
На излете СССР самыми модными были ГДРвские коляски. Те же, кто не мог раздобыть модный импортный дефицит, покупали коляски Воткинского машиностроительного завода.
Эти были с большим просветом и амортизаторами, да и стоили недорого. Возможно, некоторые из вас даже успели прокатиться на такой!
Современные коляски – это уже настоящее транспортное средство с огромным количеством опций: тентом от солнца, сеткой от насекомых, корзиной, муфтой, возможностью трансформироваться… Коляски обзавелись электроприводом, различными программами и целой кучей функций. Но какими бы умными ни были коляски, главное, чтобы дети были умнее!
Бывает же... причем не только в кино, но и в жизни!
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!