Найти в Дзене
Александр Снитовский

Из корзинки в транспортное средство: как менялась детская коляска

Современная детская коляска
Современная детская коляска

Вы помните, какой была ваша первая детская коляска? Да-да, та самая, в которой вы путешествовали по улочкам родного города! А, быть может, вам лучше запомнилась та, в которой вы укачивали собственного малыша? За все то время, что существуют детские коляски, они претерпели ряд изменений, и современные модели разительно отличаются от тех, что были у наших бабушек и прабабушек.

Детские коляски, СССР
Детские коляски, СССР

Если у тебя шестеро детей, а ты герцог, да к тому же владелец поместья, то, конечно, у тебя есть и…талантливый ландшафтный архитектор. Именно Уильям Кент, работавший на Уильяма Кавендиша, третьего девонширского герцога, и придумал в 1733 году первую в мире коляску.

Уильям Кент
Уильям Кент

Эта была корзина в виде ракушки, поставленная на колеса. В то время взрослые плохо себе представляли потребности детей, и коляску смастерили по подобию уменьшенной взрослой повозки.

Коляска, придуманная Уильямом Кентом
Коляска, придуманная Уильямом Кентом

Ее тащили пони или козы: последние, к слову, были более доступными. В дальнейшем, видимо, самые уставшие родители запрягали и совсем уж экзотических животных: например, крокодилов…

Детская коляска
Детская коляска

В первых колясках дети могли только сидеть, так что совсем малюткам они не подходили. Младенцев по-прежнему носили на руках или в платке за спиной. Тем не менее, первая коляска была прорывом. К 1840 году коляски уже вовсю продавались в английских магазинах, и даже королева Виктория приобрела для своих августейших чад три повозки.

Королева Виктория с детьми
Королева Виктория с детьми

Многодетная мать очень любила прогуливаться со своими детьми, и это стало лучшей рекламой для колясок, которые в то время активно набирали популярность среди богатых европейцев.

Детская коляска
Детская коляска

Хотя, конечно же, все эти детские транспортные средства были далеки от совершенства - неустойчивые и неповоротливые. К тому же запряженные животные иногда вели себя непредсказуемо. В итоге осликов и коз сменили более послушные и управляемые слуги и няни.

Детская коляска
Детская коляска

Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Причем ее сделали такой, какой мы знаем ее и сегодня – в виде горизонтального поручня. Управлять такой коляской стало, конечно же, в разы легче, но и опасности вождения существенно увеличились. Дети стали вертеться и массово вываливаться из колясок. Заранее о таком повороте взрослые как-то не подумали…

Коляска Чарльза Бэртона
Коляска Чарльза Бэртона

Зато придумали, как можно за коляски штрафовать. В 1873 году полицейские Лондона на законном основании делали это за прогулку по тротуарам, а раз колеса четыре, это уже транспорт получается. Так что, будьте добры, на проезжую часть! А еще не забудьте установить на коляске сигнальные фонари, чтобы вас не сбили другие участники движения.

Детская коляска
Детская коляска

Однако родители быстро сообразили, что нужно делать, чтобы оставаться на тротуарах: они перешли на коляски с тремя колесами. Некоторые пошли дальше и стали покупать двухколесные – компактные и жутко неудобные.

Двухколесная коляска
Двухколесная коляска

Следующая модернизация произошла в 1889 году. 18 июня изобретатель Уильям Ричардсон запатентовал коляску, в которой ребенка можно было возить в двух положениях: лицом к тому, кто его везет и лицом от него. Ричардсон существенно доработал и маневренность: он сделал колеса полностью независимыми друг от друга, и они стали вращаться на 360 градусов. Именно поэтому 18 июня считается Днем Рождения детской коляски.

Патент Уильяма Ричардсона
Патент Уильяма Ричардсона

Лавры же старейшего производителя колясок принадлежат английской фирме «Silver Cross», основанной в 1877 году. Историю компании можно проследить по фотографиям чад династий из Букингемского дворца.

Коляска "Silver Cross"
Коляска "Silver Cross"

А еще гигантские габариты моделей «Silver Cross» вдохновили родителей возить в коляске ни одного ребенка, а сразу двух…а то и трех. Хотя, чего мелочиться – давайте сразу всю группу детского сада туда посадим! Кстати, такие коляски были популярны во многих скандинавских странах вплоть до конца 20 века.

"Многодетные" коляски
"Многодетные" коляски

А в начале прошлого столетия, после Первой мировой, в разгар послевоенного «бэбибума», коляски стали доступны практически всем, кроме самых бедных слоев населения. Но и тут, как говорится, голь на выдумки хитра! А во время Второй мировой войны англичане, которых пугали газовые атаки, придумали специальные модели-бункеры. Противогаз же на совсем еще маленького ребенка, в отличие от взрослого, быстро не наденешь!

Коляска времен Второй мировой войны
Коляска времен Второй мировой войны

В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен, выслушав рассказ дочери об утомительном путешествии из Америки в Англию, в котором ей, помимо ребенка, на руках пришлось таскать еще и коляску, изобрел легкую складную модель.

Оуэн Макларен и его складная модель детской коляски
Оуэн Макларен и его складная модель детской коляски

А что же в России? Конечно же, коляски были и у Романовых, и у других аристократов. Дети крестьян, само собой, в колясках не катались – максимум в хозяйственных санках. А вот пришедший к власти пролетариат, вместе с дворцами и бриллиантами, отобрал у графьев до кучи еще и коляски.

Дети Романовых
Дети Романовых

Массовое производство колясок в нашей стране было налажено в 1949 году, когда из Германии были вывезены образцы для изготовления собственных моделей. Пальму первенства в производстве долгое время держал ДМЗ «Камов». Маленькие, неудобные ни для мам, ни для малышей, эти коляски больше походили на газонокосилки. Любовью в народе они не пользовались, хотя со временем стали и симпатичнее, и комфортнее.

Детская коляска ДМЗ "Камов"
Детская коляска ДМЗ "Камов"

Альтернативным вариантов магазинным коляскам были плетеные, которые могли быть и на колесиках, и на полозьях, как санки. Такие коляски ручного изготовления пользовались повышенным спросом в нашей стране.

Плетеные коляски ручной работы
Плетеные коляски ручной работы

На излете СССР самыми модными были ГДРвские коляски. Те же, кто не мог раздобыть модный импортный дефицит, покупали коляски Воткинского машиностроительного завода.

Коляска, привезенная из ГДР
Коляска, привезенная из ГДР

Эти были с большим просветом и амортизаторами, да и стоили недорого. Возможно, некоторые из вас даже успели прокатиться на такой!

Коляски производства Воткинского машиностроительного завода
Коляски производства Воткинского машиностроительного завода

Современные коляски – это уже настоящее транспортное средство с огромным количеством опций: тентом от солнца, сеткой от насекомых, корзиной, муфтой, возможностью трансформироваться… Коляски обзавелись электроприводом, различными программами и целой кучей функций. Но какими бы умными ни были коляски, главное, чтобы дети были умнее!

Современная детская коляска
Современная детская коляска

Бывает же... причем не только в кино, но и в жизни!

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.

Увидимся на канале!