Васильевский остров богат интересными местами, доходными домами и другими сооружениями. Сегодня хочу рассказать вам об очередном любопытном здании советской архитектуры, которое всего за 40 лет пережило свой рассвет и закат, а теперь рискует и вовсе утратить свой облик и назначение. Речь пойдет о здании Морского пассажирского вокзала.
Во времена, когда ни у кого еще и мысли не было намыть Васильевский остров в тех масштабах, какие мы наблюдаем сегодня, здание Морского вокзала должно было гармонично вписаться в общую концепцию развития его северо-западной оконечности и стать своеобразными морскими воротами в город.
С 1973 года началось проектирование здание вокзала, а к его строительству приступили только в 1977 году. Однако споры вокруг проекта продолжались вплоть до 1980 года. Сегодня это может вызвать удивление, но в те времена конструктивные особенности вновь сооружаемых зданий должны были соответствовать их функционалу, а проект вокзала предполагал «излишние» декоративные элементы в оформлении фасадов – дюралюминиевые панели, напоминающие паруса.
Авторы проекта все же смогли отстоять свое видение и здание, планируемое в стиле брутализм, было построено со всеми декоративными элементами и отнесено в разряд «современных». Ну, а мы с вами имеем возможность наблюдать сегодня эти «паруса», делающие громоздкое, функциональное здание, вполне «лёгким» и привлекательным. Кстати, здание вокзала очень напоминает корабль, где 40-метровый шпиль выглядит словно мачта.
Открытие вокзала в 1982 году стало настоящим праздником для города, об этом писали в газетах и говорили в новостях.
Морской вокзал использовался пассажирами прибывающих и убывающих судов, паромов и круизных лайнеров. Именно отсюда отправлялись знаменитые и очень популярные среди жителей и гостей города паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия», курсирующие между Петербургом, Финляндией, Швецией и Эстонией.
Также вокзальный комплекс служил межрейсовой базой Балтийского морского пароходства, которое в свое время владело внушительным количеством крупнотоннажных грузовых и пассажирских судов, а налоговые отчисления предприятия составляли почти треть городского бюджета.
В свои лучшие времена вокзал обслуживал около миллиона пассажиров, а на привокзальной площади проводились крупнейшие международные выставки «Инрыбпром».
В Гавани состоялась первая послевоенная международная выставка «Современные средства добычи и обработки рыбы и морепродуктов» – «Инрыбпром». Все лучшее, что человечество создало, осваивая огромные богатства мирового океана, было представлено на этой выставке. В ней участвовало 270 иностранных фирм из 23 стран и 149 предприятий и организаций бывшего Советского Союза. Общая площадь выставки составила почти 24 тысячи кв. м. В торжественном открытии смотра приняли участие члены Правительства СССР. За две недели «Инрыбпром» посетило более миллиона человек.
Источник: публикация издания "Новые Известия" от 15 мая 2008 года
Впоследствии, для проведения выставок, в Гавани начнется практически ежегодное возведение выставочных павильонов, которое «выльется» в крупнейший в городе выставочных комплекс «Ленэкспо».
За четыре десятилетия своей истории в «Ленэкспо» было проведено 1557 выставок, комплекс посетили свыше 50 миллионов человек.
Источник: информационный сайт города Санкт-Петербург Piterafisha
Самое печальное во всей этой истории то, что на сегодняшний день многие павильоны снесены, «Ленэкспо» в запустении ждет такой же участи, а красивое здание Морского вокзала давно не используется по назначению - сейчас здесь располагается бизнес-центр, гостиница и какие-то творческие объединения.
Современность диктует свои правила, и теперь территория Гавани ждет комплексного освоения и застройки, а Морской вокзал в очередной раз «выдерживает удар» и пока не попадает под снос.
Сейчас поговаривают, что здание вокзала планируется передать в ведение общественного пространства «Севкабельпорт», которое расположено совсем рядом, и это внушает хоть какой-то оптимизм. Вполне возможно, что у этого места начнется новая история, о которой впоследствии будут рассказывать потомки.
Посмотреть на старый Морской вокзал, находящийся по адресу: площадь Морской Славы, дом 1; а также погулять по Гавани, пока можно без каких-либо препятствий. Войти внутрь и полюбоваться интерьерами и небольшими выставками, рассказывающими об истории пароходства, может тоже любой желающий.
Ниже показываю часть экспонатов, которые выставлены в здании вокзала.
Доехать до Гавани вы можете на автобусе № 7 или троллейбусах № 10 и № 11 – все они едут из Центра, через Невский проспект.
Если соберетесь ехать на метро, то ближайшей будет станция «Приморская» - от нее по прямой Наличной улице нужно будет идти около получаса.
Ну, и обязательно, если решите посетить этот район, загляните в «Севкабельпорт» - это очень атмосферное и интересное общественное пространство, о котором я обязательно расскажу вам в другой раз.
Кстати, от метро «Приморская» до этого общественного пространства ходит бесплатная маршрутка – если увидите, то смело садитесь.
На этом на сегодня все! Спасибо за внимание и до встречи в новых публикациях!
Другие публикации о интересных местах Петербурга можно посмотреть здесь: