Найти в Дзене

Саратовский автодорожный институт ковал Победу в годы Великой Отечественной войны

СГТУ имени Гагарина Ю.А. продолжает рассказывать о выдающихся студентах и сотрудниках Саратовского автодорожного института, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

В годы войны Саратовский автодорожный институт внес значительный вклад в победу над фашизмом: в вузе была создана авторемонтная база Юго-Западного фронта, в институте не прекращалась подготовка инженерных кадров, проводились научные разработки оборонного назначения, сотрудники института принимали участие в строительстве городских оборонительных сооружений на заводах и других объектах Саратова. В то страшное время отводилось на сон лишь несколько часов, и когда от умений каждого зависела жизнь бойца.

В первые дни после судьбоносного объявления по радио о начале войны, 22 июня 1941 года, преподаватели и студенты Саратовского автодорожного института начали писать заявления с просьбами о зачислении в ряды действующей армии. Уже 24 июня были призваны на фронт 13 сотрудников, через три дня – 24, с летней практики ушли на войну 392 студента. Шесть студенток института сражались в женском авиационном полку под командованием Героя СССР Марины Расковой.

По постановлению Совнаркома СССР здание института было отдано эвакуированному из Москвы Наркомату авиационной промышленности. Административная часть института переехала в здание Сельскохозяйственного института. Саратовские автодорожники сохранили за собой только подвальные помещения с мастерскими и лабораториями. В начале учебного года в САДИ влились коллективы эвакуированных в Саратов Харьковского и Московского автодорожных институтов. На всех предприятиях города и области, а также в институте были созданы отряды народного ополчения и народные дружины.

25 июня 1942 года обрушился первый удар с неба на Саратов. Немецкая авиация начала бомбардировки, а уже в сентябре на всей территории области было введено военное положение. Саратовский автодорожный институт предложил стране знания и помощь своих преподавателей и студентов. Под руководством И.И. Прокофьева и заведующего кафедрой производства и ремонта автомобилей Н.С. Решетникова на базе гаража САДИ была создана авторемонтная база Юго-Западного фронта, где ремонтировали все, что могли привезти с фронта. Даже не подлежащие ремонту машины собирали в одну и отправляли обратно. Те, кто не был задействован в гараже, строили оборонительные сооружения на заводах и других объектах Саратова. Главной их задачей было защитить стратегически важные объекты, чтобы противник не идентифицировал их в качестве цели, а работающие в нем люди могли помогать фронтовикам в тылу, на производстве.

В 1942 году в Энгельсе формировался женский авиационный полк под командованием Героя СССР Марины Расковой. В него вошли студентки САДИ Галина Жедяевская, Вера Максюшина, Мария Жиркова, Юлия Тюлякова, Лидия Целовальникова и Вера Колесникова. Они начинали летать на «кукурузниках» без снаряжения и сбрасывали смертоносные грузы на головы врагам своими руками. Красавиц–летчиц фашисты прозвали «Ночными ведьмами». После войны студентки успешно окончили институт и получили дипломы.

Подвиг политеховцев навсегда останется в наших сердцах высочайшим выражением мужества, отваги, патриотизма, истинным примером для будущих поколений россиян. Хранить и приумножать эту память – наш священный долг. Будем же достойными их наследниками, сохраним самое ценное, что мы было им отвоевано – мир, свободу, великую страну!

#Научныйполк