Сегодня снова открытый урок географии. Отвлечёмся от литературы, покатаемся на грузовике и познакомимся с южной Якутией.
Так сложилось, что в Якутии, граница которой от моего родного города Тынды всего в ста километрах, бывать как-то не доводилось. И тут неожиданно в последних числах мая 2011 года подвернулась мне возможность съездить в Якутск. Это была исключительно рабочая поездка. Надо было отвести в одну строительную организацию семь бочек машинного масла. Поехали на моём грузовике с товарищем, которому я заплатил за этот калым. Он за рулем. Я рядом. У меня пока нет прав. Он водитель, я - экспедитор. А ещё я - "штурман". На такой сложной трассе, как Лена и с праворульной машиной "штурман" не помешает, особенно при обгонах. Но больше всего я, конечно, смотрел по сторонам, любовался природой, сдерживал порыв Андрюхи (так зовут моего товарища) устроить гонки, так как он любитель неоправданно быстрой езды, слушал бесконечные Андрюхины рассказы обо всём и обо всех...
Если быть точным, то ехали мы не в сам Якутск, а в посёлок Нижний Бестях, он расположен "на нашем" берегу Лены, а Якутск находится напротив посёлка - на противоположной стороне реки. То, что конечным пунктом нашей командировки являлся Нижний Бестях - это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что не надо было стоять несколько часов в большой автомобильной пробке у паромной переправы. Причем стоять пришлось бы дважды - по пути туда и по пути обратно. А плохо потому, что не побывали в Якутске. Давно хочу увидеть этот город.
У нас говорят так - в Якутии дорог нет, есть лишь направления. Это понимаешь сразу, как только отъезжаешь от Тынды 70 километров. Ровно через 70 километров в северном направлении заканчивается асфальт, а вместе с ним заканчивается дорога, остаётся лишь "направление".
Дороги на Севере сложны всегда, в любое время года. Зимой, весной и осенью основной враг водителя - снег, мороз и наледи. Летом - дождь, превращающий дорогу в непроходимое болото. Но дожди бывают не всегда. Стоит дороге просохнуть, появляется другая напасть - пыль. В нашу поездку именно пыль, да еще дым от пожаров в районе Якутска (о чём расскажу чуть позже), досаждали нам больше всего:
Позади сто километров, мы на границе с Якутией. Здесь не только административная граница между Амурской областью и Саха, здесь природная граница - водораздел. Все реки, что остались у нас позади, текут в Тихий океан, а все, что впереди - в Ледовитый. Здесь по местной традиции надо привязать на кусты ленточку, оторванную от одежды, или положить что-нибудь таежным духам. Я положил мелочь, найденную в кармане, Андрей - сигарету. Когда едешь в неизведанное, по дорогам, которыми пугают на ночь непослушных детей, поневоле становишься язычником.
И знаете... я стою тут на самой вершине и самом сердце Станового Хребта. И я вовсе не хмурый на этом фото, я тут очень счастливый и довольный, я хмурюсь от солнца и пыли:
Первый якутский посёлок - Нагорный:
В Нагорном, как и в большинстве других северных посёлков, то тут, то там - разруха, нищета и запустение:
Когда проезжаешь через наши местные населённые пункты, недоумеваешь, почему самые бедные и нищие посёлки - это посёлки золотодобытчиков? Я уже не буду заводить избитую песню про дороги... Но, я не пойму как республика, добывающая золото и алмазы тоннами, республика, где зверь, рыба, тайга, древесина, уголь в громадных количествах, довела себя до такого:
Мы отсчитываем километры. Единицами, десятками, сотнями... Дорога петляет между гольцов Станового:
На дороге то и дело встречаем дальнобойщиков на фурах. Эта трасса целиком зависит от реки Лены, от возможности передвижения через неё. Только что, буквально на днях, кончилось межсезонье - это когда поездки по ненадёжному весеннему льду уже невозможны, а паром ещё не работает. Нет переправы - нет работы для фур. Но теперь они идут колоннами и в одиночку. Идут день и ночь. Одна за одной...
На нижнем фото посёлок Чульман. Здесь делаем первую большую остановку. Доливаем в бак немного соляры на всякий случай. Здесь она уже стоит 30 рублей, а дома 27. Впоследствии цена будет только расти и в Нижнем Бестяхе дойдёт до 32 рублей за литр. Вообще нашего 60 литрового бака вполне хватило бы до Алдана, то есть на половину пути. До конечной точки нашего путешествия ушло два бака, а именно 120 литров. Проехали мы в один конец 1000 километров. Туда и обратно - 2000. Путём несложных подсчётов получаем расход топлива 240 литров в оба конца, в денежном эквиваленте, исходя из средней стоимости 30 рублей литр, топливные расходы составили 7200 рублей.
Ещё нас пугали тем, что после Алдана с заправками будет туго. Забегая вперёд, скажу, что в действительности оказалось с точностью до наоборот. Заправки на федералке Лена есть практически в каждом посёлке. Да ещё какие!
В Чульмане в тот день шёл дождь...
Позади Нерюнгри, Беркакит, Чульман с их нескончаемыми промзонами по краям дороги, вокруг снова тайга:
Дорога стала подсыхать и опять появилась пыль. Но её ещё немного и такие обгоны пока совсем нерискованные:
Первые гольцы Алданского нагорья:
Вообще самые красивые места на федералке М-56 находятся в окрестностях Алдана. Фотки, которые выкладываю тут, кажутся мне красивыми, но... можно было сделать снимки ещё красивее в десятки раз. Но получилось так, что Алдан со всеми его основными красотами мы проезжали ночью и когда ехали туда, и когда ехали обратно. Там красиво, поверьте мне, там - горы, в которые влюбляешься с первого раза.
Может быть, повезёт в другой раз побывать в Алдане днём. А пока так:
Вот она - северная романтика, вот за этим сюда едут многие и остаются тут, не в силах расстаться с этой суровой красотой. Мы на вершине перевала. Проезжая эти места, я думал знаете о чём? Я вспоминал сюжеты из книг Григория Федосеева. Ведь именно где-то здесь, в этих местах обитал когда-то "злой дух Ямбуя". А голец Ямбуй... Он же где-то тут, совсем рядом:
Внизу, в долинах рек распускаются лиственницы и берёзы. А на перевале ещё зима. Ну разве скажешь, что на этом фото запечатлены последние дни мая:
Солнце ушло за горизонт. Подошёл к концу первый день нашего путешествия:
В Алдан мы приехали в час ночи. Перекусили в кафешке и попытались уснуть. В нашем грузовике спать можно только сидя. Поворочавшись около часа, решили протянуть до Томмота. Это около 70 километров. Между Алданом и Томмотом отличный по местным меркам асфальт, можно смело ехать 80-90 километров, не боясь угодить в яму на полном ходу. В Томмоте залили в бак немного соляры, припарковались у очередной кафешки и снова попытались уснуть. Но снова безуспешно. Через час, так и не сумев отправиться в светлую страну сновидений, решили ехать.
От Томмота километров 40-50 на север дорога тоже асфальтирована. Нам так хотелось, чтобы свершилось чудо и этот асфальт под колёсами не пропадал до самого Якутска. Но чуда не произошло. Вскоре мы снова выехали на гравийку:
Снова навстречу потянулись отдохнувшие за ночь фуры:
И снова повсюду была пыль, от которой мы уже было стали отвыкать. На нижнем фото клубы пыли не самые густые, самую густую пыль сфотографировать зеркалкой не получалось, зеркалка не могла сфокусироваться. Но и этого наглядного примера хватает, чтобы показать, насколько сложен и опасен данный участок дороги. Когда проходит фура, или что бывает часто - колонна фур, попадаешь в такое густое облако, что на расстоянии полуметра не видно ничего впереди. Если встречная машина выскочит при обгоне на нашу сторону дороги, мы увидим её в последние секунды. Были моменты, когда мы не просто замедляли ход при нулевой видимости, мы практически останавливались, словно бы попадая в какое-то другое измерение, где абсолютно нет никаких ориентиров:
В Верхней Амге к пыли стал примешиваться дым от таёжных пожаров, концентрация которого густела по мере нашего приближения к Якутску:
На нижней фотографии посёлок Улуу. Правда, на всех картах, которые попались мне в интернете, пишут с одной "у" в конце - Улу. Правильно всё-таки Улуу. Он расположен примерно на полпути между Алданом и Якутском. В посёлке есть большая респектабельная заправка. Есть кафешки. Одна, расположенная у моста, была почему-то закрыта. Было видно, что заведение давно простаивает. Пообедали в другой, которая находится в центре посёлка. Называется то ли "Искра", то ли "Искорка". В общем, если случится бывать тут, объезжайте её стороной. Во-первых, за лагман в микроскопических пиалах и макароны с котлетой мы заплатили на двоих 500 рублей. Во-вторых, нас практически обматерила тётка, принимающая заказы за то, что мы попытались было заказать обед с помощью лежавшего на стойке меню. "Какой ещё борщ? Нет борща!! Яичницы тоже нет!! Мало ли что в меню написано, на заборе тоже написано!! Надоели уже. Сейчас вообще уйду, закрою тут нахрен всё, задолбалась я с вами! Есть только лагман и макароны..."
А что это был за чай в этой кафешке! До самого Бестяха в животе урчало.
Около семи часов вечера приехали в Нижний Бестях. Созвонились с начальником фирмы. Оказалось, что вахтовый посёлок мы немного проехали и нам надо вернуться на 10 километров назад. У вахтовиков мы первым делом разгрузились, оформили накладную. Нам предложили заночевать в вагончике. Вагончики разделены на две комнаты, в каждой - по две кровати. В общем, условия как в пятизвёздочном отеле. Я вспоминаю свои вахты, когда работал в тоннельном отряде горным рабочим. Бывало жили в комнатах по 20-30 человек, где все работали в разные смены, и где о нормальном полноценном отдыхе можно было только мечтать.
Пригласили нас также в столовую, но там уже нам надо было обедать за свой счёт. Обильный ужин с большим количеством мяса, с салатами, с сосисками в тесте к чаю обошёлся нам на двоих... всего в 80 рублей!!! Это по 40 рублей с каждого! Вот где социализм - на вахте!
В восемь вечера мы уже были в отключке. Проснулись в десять часов утра следующего дня, ровно через 14 часов. И можно было бы возвращаться домой, все дела сделаны, но мы решили заехать в посёлок, я не мог уехать, не повидав реку Лену...
Теперь внимание на нижнее фото! Вот так вот запросто стою возле стеллы Нижнего Бестяха, так ненавязчиво и непринуждённо, в самом сердце Якутии:
Нижний Бестях... Что можно сказать об этом посёлке?.. Первое ощущение, что попали в другую страну. В кафе, в магазинах, на улице - якуты. Кстати, у нас говорят "якутЫ", с ударением на последний слог. Так вот, везде якуты и якутская речь, правда вывески на магазинах в большинстве случаев на русском.
Нижний Бестях - место, где стыкуются три автодороги: федералки "Лена" и "Колыма", а также автодорога республиканского значения "Амга".
Поразили хозяйственные магазины, где целые отделы отведены конской упряжи. Тут и хомуты, и сёдла всех разновидностей, уздечки, вожжи... Лошадей в Якутии много. И видно, что тут их любят.
Странным оказалось то, что в посёлке, стоящем на берегу такой большой реки, как Лена, нигде не продают рыболовные снасти. Безуспешно пытались найти хоть какой-то завалящий китайский спиннинг, чтобы порыбачить на обратном пути в горных речушках (свой спиннинг я забыл дома), но безуспешно.
Якутск и все его окрестности в радиусе 300 километров были окутаны густым дымом:
Ещё поразил двухэтажный фешенебельный банк. И это в посёлке, где всего 3000 жителей с небольшим!
Самая актуальная реклама для Севера - "Унты":
Выглядит посёлок очень ухоженно. Тут нет типичных для севера развалившихся и брошенных домов. Все строения, по крайней мере вдоль главных улиц, обшиты сайдингом, молдингом и другими новомодными евро-американскими декоративно-утилитарными материалами, названия которых я и не знаю:
Поездив по посёлку, направились в паромной переправе. Я хотел увидеть Лену. Пропустили поворот и выехали на какую-то дорогу. Кстати, тут хочу заметить одну интересную деталь - дороги в окрестностях Якутска представляют из себя сплошной рыхлый песчанник, видимо, тысячелетиями намываемый сюда прежним руслом, или разливами большой реки. После того, как проехали 15 километров, стало понятно, что паром где-то далеко позади. Увидев дорожных рабочих, остановились спросить, правильно ли мы едем. Оказалось, что мы на пути к Хандыге, а ответвление на паром - в самом посёлке, возле поста ГАИ. Вот так невольно прокатились немного по Колымской трассе.
Вот и Лена - великая сибирская река! Из-за дыма не видно ничего, кроме парома, какого-то катера за ним и небольшого участка воды. Я спустился к берегу, потрогал воду, умылся. Попытался свыкнуться с мыслью, что стою на берегу Лены:
Перед паромом традиционная автомобильная пробка:
Якутск рядом - на том берегу, но сколько часов надо отстоять, чтобы попасть туда?.. И снова возникает вопрос - почему в республике, где люди спотыкаются об алмазы и золотые самородки, до сих пор не могут построить мост? Мост который будет иметь стратегическое, жизненно важное значение?
Ровно в час дня выезжаем в обратный путь. И снова трасса. И снова вокруг пыль вперемешку с дымом. И снова участки "по улучшению дороги", по которым едешь практически с нулевой скоростью. У нас с Андрюхой даже шутка в пути появилась. Как увидим вдалеке дорожников, высказываемся в духе: "Ну всё, блин, дорогу улучшают, сейчас по "улучшенной" дороге нас снова будет болтать так, что как бы головой крышу в кабине ненароком не пробить...":
А вот ещё один "улучшатель". Назначение этого автомонстра мы так до конца и не поняли. Вроде бы осыпает дорогу дроблёным скальником. Только бункер с отсыпкой всё же маловат, это-ж сколько лишних ходок надо сделать из карьера на трассу? Хотя для чего-то это чудо ведь нужно:
На нижнем фото - утро последнего (а точнее крайнего!) дня нашего путешествия, через пару часов мы будем дома. Родные места, тайга, туман в распадках:
Если туда мы ехали два дня, то обратный путь налегке занял у нас 22 часа. Мы ехали весь день и всю ночь, изредка останавливаясь у придорожных кафешек и автозаправок.
Грузовик, в отличие от нас, совсем не выглядит уставшим:
На заднем плане сопки Станового Хребта, за ними Тында:
На трассе часто случаются непредвиденные ситуации, но в этот раз, к счастью, мы были свидетелями всего одной, произошедшей всего в нескольких десятках километрах от города. В этом ДТП все оказались живы и здоровы, лишь немного пострадала машина:
Стелла на въезде в Тынду, мы дома:
Позади две тысячи километров и трое с лишним суток пути. Поездка прошла успешно, не встали на трассе, не поломались, к нам не сильно придирались гаишники, а большего и желать не надо.
2011 г.
P.S. Позже эта запись из моего блога попала в виде статьи в газету "Нижне-Бестяхские новости".