Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Хранительница тайн» Кейт Мортон: прошлое навсегда остаётся с человеком

Оглавление

Семейные саги, которые являются визитной карточкой Кейт Мортон, требуют от меня определённого настроения, потому такие книги — всегда осознанный выбор. Когда хочется просто что-то почитать, я скорее схвачу с полки детектив. Однако аннотация к «Хранительнице тайн» обещала сплав этих двух жанров, чему я по простоте душевной поверила и… была обманута. Автор оказалась верна своему писательскому амплуа, что, безусловно, не является минусом, но и назвать данный роман лучшим в творчестве Кейт Мортон я всё же не могу по ряду причин, о которых расскажу ниже. Сперва окунёмся в сюжет истории.

Роман британо-австралийской писательницы Кейт Мортон «Хранительница тайн» (англ. «The secret keeper»): жанры — драма, историческая проза, современная проза, семейная сага; объём произведения — 4 части (34 главы); дата первой публикации — 2012 год; страна — Великобритания. Возрастное ограничение — с 16 лет.
Роман британо-австралийской писательницы Кейт Мортон «Хранительница тайн» (англ. «The secret keeper»): жанры — драма, историческая проза, современная проза, семейная сага; объём произведения — 4 части (34 главы); дата первой публикации — 2012 год; страна — Великобритания. Возрастное ограничение — с 16 лет.

Сюжет романа «Хранительница тайн» Кейт Мортон

Жарким июньским днём 1961 года шестнадцатилетняя Ло́рел Ни́колсон, по обыкновению пряталась в своём домике на дереве, погрузившись в мечты о соседском мальчике Би́лли Ба́кстере, переезде в Лондон и ярком будущем, которое может подарить только Центральная школа сценической речи и драмы. Казалось, что никакие злые чары не смогут разрушить волшебную игру света и заставить её, наконец, прервать уединение, чтобы присоединиться к шумному семейному пикнику недалеко от их фермы «Зелёный лог». Однако этому дню суждено будет навсегда врезаться в память девушки ослепительным блеском стали и запахом пролитой на землю крови. Возвращаясь из дома с десертным ножом, украшенным алой лентой, До́роти Ни́колсон столкнулась на тропинке с незнакомым мужчиной. Он успел произнести всего лишь пару приветственных фраз, как та вдруг вонзила острое лезвие в грудь чужака.

К моменту приезда полиции Лорел успела собраться с мыслями и приняла единственно верное, с точки зрения ребёнка, решение — она подтвердила версию матери, что тот человек, напал на неё, видела своими глазами с домика на дереве. Расследование длилось несколько недель, однако показания старшей дочери Николсон, в конце концов, дало полное право стражам правопорядка закрыть дело. Истина не вышла наружу. Этого не случилось даже дома, потому как отец без объяснений попросил Лорел сохранить произошедшее в тайне. Шок от увиденного и страх потерять маму окажутся достаточным аргументами, чтобы послушаться отца и спрятать болезненное воспоминание в дальних уголках своей памяти.

Только спустя пятьдесят лет великая и обожаемая актриса Лорел Николсон, стоя у смертного одра матери, позволит себе задаться вопросом о причине того трагического события. Поводом этому послужит таинственная чёрно-белая фотография 1941 года, выпавшая из семейного альбома. Раньше она никогда её не видела, как и девушку по имени Вивьен, что стояла под руку рядом с юной мамой на снимке. Дороти Смитэм дорожила теми, кого любила и никогда никого не забывала. Точнее, как оказалось, никого, кроме лучшей подруги, рядом с которой пережила самое страшное время своей жизни.

Лорел возвращается в родительский дом в Суффолке и начинает собирать воедино тайную историю трёх людей из разных миров — провинциалки До́роти Сми́тэм, Вивье́н Дже́нкинс супруги известного писателя любовных романов Ге́нри Дже́нкинса и начинающего фотографа Джи́мми Ме́ткафа — которые однажды встретились в военном Лондоне и чьи судьбы роковым образом навсегда переплелись.

Особенности романа «Хранительница тайн» Кейт Мортон

События романа развиваются в трёх временных линиях. Первая хронологическая аркас 1938 по 1941 год, рассказывающая о юности Дороти Смитэм, её бегстве из дома вместе с Джимми Меткафом и попытках молодых влюблённых приспособиться к жизни в Лондоне, находящимся под постоянными бомбёжками. Вторая арка охватывает июнь и июль 1961 года, где юная Лорел описывает загадочное убийство матерью незнакомого мужчины и свои переживания из-за случившегося. Наконец третья арка2011 год, когда она, уже будучи шестидесяти шестилетней дамой, всё-таки решает разгадать тайну умирающей Дороти (Смитэм) Николсон, чтобы поставить точку в своих душевных метаниях. Другие временные вставки незначительны и служат для придания «объёма» основным трём.

В начале романа автор делает мощные заделы сразу на несколько жанров, но по ходу развития сюжета они растворяются, оставляя место исключительно семейной саге. Расследование убийства Кейт Мортон полностью выводит за рамки истории, полиция появляется лишь в одном эпизоде: во время взятия показаний у Дороти и её старшей дочери. Что же касается попытки Лорел воссоздать подлинную биографию матери в годы Второй мировой войны, то выглядит она как череда поиска информации по открытым источникам, типа газет и интернета, и ряда весьма удачных встреч. Исторический фон в романе тоже затронут весьма поверхностно, зато много атмосферных описаний и деталей быта, в чём Кейт Мортон очень сильна:

«Дом, как много раз объясняла детям Дороти, заговорил с ней, и они поняли друг друга с первого слова. Он был словно старая властная дама, слегка обносившаяся, своевольная и не без странностей. За ветхостью скрывалось былое достоинство. Дом был горд и одинок, он нуждался в детском смехе, любви и запахе баранины с розмарином, томящейся в духовке. А ещё он был честен, благонравен, преисполнен планов на будущее и с радостью принял в свои объятия новую семью».

Таким образом, сюжет в романе «Хранительница тайн» сосредоточен исключительно на персонажах. Первые наброски их портретов создают о главных героях книги благоприятное впечатление. Дороти — бойкая девушка с амбициями, но её манеры кажутся искренними и довольно милыми. Джимми добр, честен и беден, при этом невероятно талантлив и имеет большие перспективы, чтобы сделать успешную карьеру военного фотографа. Вивьен, как истинная леди, помогает в благотворительной столовой, постоянно жертвует деньги и вещи. Однако скоро за этой глянцевой красотой начинают проступать изъяны. Обе любовные линии омрачены наличием серьёзных психических проблем. В случае с Генри и Вивьен Дженкинс имеет место домашнее насилие со стороны мужа, а в паре Дороти и Джимми — наличие нарциссического расстройства личности у девушки. Подобные девиации сразу дают понимание, что вряд ли и те и другие отношения закончатся благополучно.

Учитывая, что первая половина романа практически полностью написана от лица Дороти из прошлого, читать её эгоистичные излияния было крайне неприятно, поскольку они не вызывали отклика. Кроме того, многочисленные описания и факты, не влияющие на сюжет, серьёзно тормозили темп. Только во второй части, когда автор стала больше времени уделять Джимми и Вивьен, их попыткам вырваться из замкнутого круга болезненных отношений со своими партнёрами, появился интерес к истории. Финал получился мощным и ярким, хотя некоторая доля неправдоподобности в том, как автор разрешила конфликт (в духе голливудских блокбастеров о войне), немного его смазала.

Кроме того, после знакомства с романом, остался ряд вопросов, которые мне помешали избавиться от ощущения искусственности сюжета. Например, почему Лорел только спустя пятьдесят лет решила узнать тайну своей матери, а не через пять или десять? Ведь фотография по большому счёту не сыграла особой роли, повод мог быть любым. Почему она, делая очередные выводы на основании незначительной информации, ни разу не ошиблась? Это выглядит не очень убедительно. Наконец, почему Лорел и её младший брат Джеральд не раскрыли правду остальным сёстрам, ведь они тоже имели право знать, кем была их мама на самом деле? И так далее.

Рекомендации к чтению

«Хранительница тайн» у Кейт Мортон получилась, на мой взгляд, неоднозначной и неровной. Автор превосходно умеет создавать атмосферу английской пасторали, потому, даже несмотря на наличие картин смерти и хаоса, окутавших Лондон в мае 1941 года, происходящее на страницах от начала и до конца воспринимается как неторопливый сельский роман. Исходя из этого, могу дать две рекомендации. Если вы являетесь поклонницей творчества Кейт Мортон или обожаете погружаться в книги с красивыми, объёмными атмосферными описаниями, то к прочтению советую обязательно. И напротив, если желаете семейную сагу с глубокой психологией и драмой на разрыв сердца — поищите что-то другое.

Оценка: 3/5

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм