Почему попытки повысить свою грамотность (или помочь в этом ребёнку-школьнику) бывают неудачны? Причина в подмене понятий. Люди говорят о "пробелах в знаниях" и тратят время зря. Это неверное целеполагание. Потому что надо задаваться вопросом, не как грамотно написать, а как правильно сказать.
Грамматика не является гайдом по грамотному письму. Она не учит и не диктует, а лишь отражает и легитимизирует ситуацию. Написание первично, грамматика вторична. Грамотность – лошадь, грамматика – телега. Ставить грамматику поперёд письма все равно что считать уголовный кодекс гарантом нормального человеческого поведения. Никто же не утверждает, что причина воровства – незнание уголовного кодекса, а залог законопослушного поведения – прилежное изучение его статей.
Никакая грамматика не руководит письмом. Им управляет только речь.
Мать шестиклассницы спрашивает:
– Как я объясню своему ребенку, что "будущее" пишется без буквы "ю"? Какое есть про это правило?
– А как вы произносите это слово?
– Бу-ду-ю-ще-е!
– Так говорить нельзя. Говорите правильно и учите дочь тому же.
– А где узнать, как правильно?
Если бы я преподавала русский язык, то сказала бы так:
– Не путайте слово "следующий" со словом "будущее". "Следующий" – субстантив от действительной залоговой формы глагола "следовать", а у действительных причастий настоящего времени есть суффиксы "ущ" и "ющ". А слово "будущее" не является глагольной формой, являясь контекстуальным субстантивом – прилагательным либо существительным, и поэтому в нем нет залогового суффикса "ющ", как у причастия.
Но как это поможет моей собеседнице? Ей и ее дочери нужно не учить это правило, а научиться правильно говорить.
–Культура речи – ваш пополняемый депозит. Слушайте аудиокниги, подпишитесь на познавательные каналы, общайтесь с интересными людьми, читайте вслух. И конечно, напрямую обращайтесь к нам.
– А почему "куриный" с одной н, ведь слышно же две: куриннный? А в слове "подчерк" почему не пишется буква д? А почему в слове "драма" одно м, а не два? Что я ребенку скажу, если он спросит?
–Скажете, что "почерк" и "поскользнуться" произносится безо всякого д, а слово "куриный" или "свиной" без нажима на н. И что говорить надо "драма", а не "драмма" и "пьеса", а не "пьесса". Если вы до сих пор эти слова произносили неправильно, немедленно прекратите это делать. Нельзя объяснить, почему слова "вилька" и "тарелька" пишутся без мягкого знака, а "сол" и "фасол", наоборот, с мягким, тому, кто их так произносит.
Вопросы у родителей бывают очень странные, как у экскурсантов в Пушкинских горах в "Заповеднике" Довлатова: «а где тут дали? А когда была дуэль Пушкина с Лермонтовым»?
Нелепые вопросы "а почему пишется так, а не иначе" основаны на том, что некоторые не имеют никакого представления о правильном произношении. Они очень удивляются, когда узнают, что культура речи – это, оказывается, не про неких граждан, которые говорят "звОнит" и "лОжит", а про себя лично и только про себя. Занятия с младшими школьниками проводятся при участии родителей. Причина дисграфии не "пробелы в знаниях", а незрелость речевых систем. Многое, что было упущено в развитии, наш фонетист восполнит за 10 занятий благодаря авторской методике с применением заместительной фонетической ритмики, фонологических тренингов. На занятиях по коррекции дисграфии (ликвидации ошибок) чрезвычайно важно этичное партнерство, грамотное участие одного из родителей ученика.