Найти тему

Учитесь правильно говорить!

Почему попытки повысить свою грамотность (или помочь в этом ребёнку-школьнику) бывают неудачны? Причина в подмене понятий. Люди говорят о "пробелах в знаниях" и тратят время зря. Это неверное целеполагание. Потому что надо задаваться вопросом, не как грамотно написать, а как правильно сказать.

Грамматика не является гайдом по грамотному письму. Она не учит и не диктует, а лишь отражает и легитимизирует ситуацию. Написание первично, грамматика вторична. Грамотность – лошадь, грамматика – телега. Ставить грамматику поперёд письма все равно что считать уголовный кодекс гарантом нормального человеческого поведения. Никто же не утверждает, что причина воровства – незнание уголовного кодекса, а залог законопослушного поведения – прилежное изучение его статей.

Никакая грамматика не руководит письмом. Им управляет только речь.

Мать шестиклассницы спрашивает:

– Как я объясню своему ребенку, что "будущее" пишется без буквы "ю"? Какое есть про это правило?

– А как вы произносите это слово?

– Бу-ду-ю-ще-е!

– Так говорить нельзя. Говорите правильно и учите дочь тому же.

– А где узнать, как правильно?

Если бы я преподавала русский язык, то сказала бы так:

– Не путайте слово "следующий" со словом "будущее". "Следующий" – субстантив от действительной залоговой формы глагола "следовать", а у действительных причастий настоящего времени есть суффиксы "ущ" и "ющ". А слово "будущее" не является глагольной формой, являясь контекстуальным субстантивом – прилагательным либо существительным, и поэтому в нем нет залогового суффикса "ющ", как у причастия.

Но как это поможет моей собеседнице? Ей и ее дочери нужно не учить это правило, а научиться правильно говорить.

–Культура речи – ваш пополняемый депозит. Слушайте аудиокниги, подпишитесь на познавательные каналы, общайтесь с интересными людьми, читайте вслух. И конечно, напрямую обращайтесь к нам.

– А почему "куриный" с одной н, ведь слышно же две: куриннный? А в слове "подчерк" почему не пишется буква д? А почему в слове "драма" одно м, а не два? Что я ребенку скажу, если он спросит?

–Скажете, что "почерк" и "поскользнуться" произносится безо всякого д, а слово "куриный" или "свиной" без нажима на н. И что говорить надо "драма", а не "драмма" и "пьеса", а не "пьесса". Если вы до сих пор эти слова произносили неправильно, немедленно прекратите это делать. Нельзя объяснить, почему слова "вилька" и "тарелька" пишутся без мягкого знака, а "сол" и "фасол", наоборот, с мягким, тому, кто их так произносит.

Вопросы у родителей бывают очень странные, как у экскурсантов в Пушкинских горах в "Заповеднике" Довлатова: «а где тут дали? А когда была дуэль Пушкина с Лермонтовым»?

Нелепые вопросы "а почему пишется так, а не иначе" основаны на том, что некоторые не имеют никакого представления о правильном произношении. Они очень удивляются, когда узнают, что культура речи – это, оказывается, не про неких граждан, которые говорят "звОнит" и "лОжит", а про себя лично и только про себя. Занятия с младшими школьниками проводятся при участии родителей. Причина дисграфии не "пробелы в знаниях", а незрелость речевых систем. Многое, что было упущено в развитии, наш фонетист восполнит за 10 занятий благодаря авторской методике с применением заместительной фонетической ритмики, фонологических тренингов. На занятиях по коррекции дисграфии (ликвидации ошибок) чрезвычайно важно этичное партнерство, грамотное участие одного из родителей ученика.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"