В Карелии появился новый поезд для любителей велотуризма и трекинга. Он позволяет туристам съездить одним днем из Сортавалы в Гимольскую, подняться на гору Воттоваара и вернуться назад. Ехать, безусловно, стоит: я убедился в этом, отправившись в первый рейс поезда. Однако у такой поездки есть свои особенности, ведь вернуться могут не все.
Текст был опубликован на нашем сайте 1520.today.
Гора Воттоваара находится в 20 км от станции Гимольская и имеет высоту 417 метров. Для многих это мистическое место. Кто-то едет сюда как в место силы, сюда стремятся эзотерики, мистики и любители древних таинств. Кто-то стремится на гору, чтобы разгадать загадки древних цивилизаций, которые могли существовать здесь несколько тысяч лет назад. Но если вы не верите в мистику, духов и все такое прочее, но любите красивую природу, дикие тропы, пешие прогулки и немного экстрима, то вам тоже стоит посетить Воттоваару.
В первом поезде к горе были и представители РЖД. Они рассказали мне, что в прошлом году проанализировали пассажиропоток туристов, прибывающих на станцию Гимольская из Петрозаводска и Петербурга на поездах, и пришли к выводу, что гора приобретает всё большую популярность.
«Так как мы сейчас развиваем Сортавалу как туристический хаб, то гора вписывается в эту концепцию. Этот поезд подойдет тем, кто остается в Сортавале на несколько дней. Пока мы запускаем его только на лето, потому что подниматься на гору вне сезона не очень комфортно. Расписание составлено так, чтобы на обратном пути все желающие успели пересесть в Сортавале на поезда до Москвы или Петербурга», – сообщил сотрудник РЖД.
Рельсовый автобус с сиденьями от «Сапсана»
«Воттоваара экспресс» отправляется из Сортавалы по выходным дням в 5:30. В РЖД не могут сделать отправление в другое время: иначе прогулка окажется совсем непродолжительной. Поезда из Петербурга и Москвы приходят сюда позже, поэтому, планируя путешествие, лучше забронировать ночлег именно в Сортавале.
Подвижной состав – рельсовый автобус РА1 с измененной компоновкой салона. Сиденья в РА1 установили, как в бизнес-классе «Сапсана», а половину салона отвели под перевозку велосипедов. Кроме того, в салоне организовали зону с чаем и кофе.
Билеты на «Воттоваара экспресс» продаются на сайте РЖД как на поезд дальнего следования. Станцией отправления нужно выбрать Сортавалу (вокзал), станцией прибытия – Гимольскую. Стоимость билета в одну сторону – 1500 рублей. Можно также купить комплексный тур за 5500 рублей на сайте naparovoze.ru. В эту стоимость входят и билеты, и трансфер к горе (20 км), и прогулка по ней с сопровождающим. Дополнительно за 1000 рублей можно купить завтраки и обеды. Стоит ли брать такой тур, разберемся ниже.
Любители велосипедов будут рады не только отсутствию дополнительных сборов за их провоз, но и наличию велокреплений в поезде. Организаторы экспресса говорят, что будут возить прямо в нем несколько велосипедов. Однако надежнее заказать велосипед заранее на сайте naparovoze.ru. Стоимость аренды – 1000 рублей за весь день.
«Воттоваара экспресс» из Сортавалы следует не только до Гимольской, но и дальше, до Суккозера, так что в теории им могут воспользоваться те пассажиры, которым нужно передвигаться между этими населенными пунктами. Хотя я не уверен, что на этом направлении есть хоть какой-то пассажиропоток, кроме туристического на гору.
Участок от Сортавалы до Гимольской экспресс проходит без малого за четыре часа. Для сравнения: пассажирский поезд Петербург – Костомукша на этот же отрезок пути потратит шесть часов. РА1 идет бодро, местами держит скорость в 100 км/ч. Мои воспоминания о таких поездах 15-летней давности были так себе: «рашки» тряслись, тарахтели, кресла были неудобными. В этой РА1 все отлично: сидеть удобно, окна открываются, есть удобные столики, можно пить чай. Розеток, правда, нет, поэтому берите с собой заряженные внешние аккумуляторы.
Важно понимать, что в РА1 нет туалета. Поезд делает две санитарные остановки: в Янисъярви и Суоярви. Также туалеты можно найти на станциях отправления и прибытия (все приличные). Лишний повод размяться во время четырехчасового путешествия.
Бесплатный бонус: виды из окна поезда. Карелия радует, как обычно.
На «Буханках» по бездорожью
Когда вы приедете в Гимольскую, у вас будет несколько вариантов действий.
Во-первых, вы можете самостоятельно отправиться на гору на велосипеде: на своем или арендованном.
Во-вторых, вы можете воспользоваться экскурсией от РЖД.
В-третьих, вы можете в теории заранее найти машину и проводника из числа местных жителей, которые отвезут и отведут вас на гору. Но гидов там немного, а востребованность большая. Очевидно, что стоить такая поездка может дороже, чем при покупке организованного тура. Хотя, наверное, если вы едете большой компанией, то можете попробовать.
Я буду описывать второй вариант, так как воспользовался именно им.
На станции Гимольская нас ждут местные водители на «Буханках».
Сперва едем завтракать в деревню Гимолы. Стол накрывают прямо в деревенской избе. Нас кормят овсянкой, бутербродами с сыром и вареными яйцами.
Затем снова садимся на УАЗики и мчим к горе. «Мчим» – слово слишком сильное, конечно. Чтобы проехать 20 км, нам нужен час. Дорога сильно размыта, местами приходится преодолевать лужи, больше похожие на маленькие озера.
Приезжие автолюбители, желая доехать до горы, часто оставляют в лужах свои номерные знаки (и бампера). Местные сделали из этого небольшую инсталляцию-фотозону. Теперь туристы здесь фотографируются.
Велосипедистам пришлось бы нелегко. Кстати, во время нашей поездки я не увидел ни одного туриста на велосипеде, только пеших с рюкзаками.
Еще одно неудобство: если бы у нас были велосипеды, их пришлось бы оставить где-то у подножья горы. Но вряд ли после 20 км по сомнительной дороге мы были бы полны сил карабкаться вверх. Хотя это вопрос подготовки.
Если вы нечасто практикуете активный отдых, если вам тяжело даются крутые подъемы в гору, то этот маршрут не для вас.
Среди пассажиров поезда было три человека, которые не очень разобрались, куда едут. Они купили только билеты, подумав, что дойдут до горы сами и в итоге попросили взять их с собой. Однако, доехав до места, поняли, что в гору им не подняться, поэтому ушли гулять в лес.
А есть ли мистика?
«Восхождение» совершаем в составе организованной группы в сопровождении одного из наших водителей – гида Александра. Он здесь родился и уже 16 лет водит экскурсии. Говорит, интерес к горе стали проявлять после того, как в 2006 году на вершине Воттоваары произошел пожар, после чего здесь и «открылись» все красоты.
Если вы поедете на гору, очень важно надеть правильную обувь. С одной стороны, это должно быть что-то закрытое, без скользящей подошвы. С другой стороны, что-то непромокаемое. Дороги могут быть сырыми.
На склонах горы классический дикий карельский бор, поросший черничником. Будь мы тут попозже, наелись бы ягод и насобирали бы грибов. Но сейчас еще не сезон.
Зато подходящее время для комаров и мошки. Дикой, агрессивной и очень голодной (берите репелленты).
На прогулку у нас есть три часа. Этого времени достаточно, чтобы увидеть основные красоты горы. Но, кажется, что здесь можно провести и больше времени, особенно если повезет с погодой.
На горе есть свои озера, огромные валуны, причудливые стволы деревьев, идеально ровные расщелины в камнях. Именно здесь видится мистика – тем, кто хочет ее увидеть. Геологи же ссылаются на ледник.
Кроме того, с Воттоваары открываются завораживающие виды на окрестности.
Когда мы вернулись к назначенному времени к машинам, оказалось, что попутчики-пенсионеры, которые не покупали тур, но напросились с нами, заблудились. Ждать их больше 20 минут не было возможности: мы опоздали бы на поезд. В итоге, насколько мне известно, они нашлись, но через пару часов после нашего отъезда. Надеюсь, с ними все хорошо: между деревней и подножьем горы постоянно ездят местные водители с туристами, а в Гимолах есть база отдыха. Следующий поезд шел больше, чем через сутки. Так что, учитывая, какая это глухомань и какие тут дремучие места, я не советовал бы самостоятельно планировать поездку, особенно если у вас нет такого опыта!
Что касается цены, то, по-моему, 6500 рублей за тур на весь день, в который включены и билеты на поезд, и все трансферы, и экскурсии – это вполне адекватно.
В Гимолах нас ждет обед: борщ, греча с котлетами, пирожки с капустой и морс. А в 16:10 РА-1 отправляется от станции в обратный рейс.
Назад едем так же: с санитарными остановками. Кажется, что все нагулялись и спят. В креслах «Сапсана» время летит быстро.
Если вы хотите организовать поездку на гору самостоятельно и провести там больше времени, можете приехать в Гимольскую в ночь на субботу на поезде №349/350 Петербург – Костомукша, который прибывает в 3:14. Сейчас белые ночи, и в это время светло. Уехать можно на «Воттоваара экспрессе» в 16:10. Другой вариант – приехать на «Воттоваара экспрессе» в субботу, а уехать на нем же в воскресенье. Правда, во всех этих случаях едой, транспортом и жильем (палатками) придется озаботиться самостоятельно.