Найти тему
InfraOne Research

С чем связан бум проектов в формате квази-ГЧП?

infraoneresearch.ru
infraoneresearch.ru

В 2021-м и первой половине 2022 года в России заметно выросли количество и объем концессионных соглашений, которые региональные или муниципальные власти заключают с зависящими от них компаниями. Такая модель реализации проектов носит неофициальное название квази-ГЧП, а ее характерная особенность — повышение роли публичной стороны и снижение роли частных инвесторов.

Из нашего нового исследования можно узнать, в каких регионах и отраслях чаще реализуют такие концессии? С чем связан всплеск интереса к подобной модели в последние полтора года? Какие преимущества и недостатки она в себе скрывает?

  • По нашей оценке на начало июня 2022 года, на региональном и муниципальном уровнях концессионного рынка в рамках квази-ГЧП было запущено 75 проектов дороже 100 млн руб. с общим объемом инвестиций 103,3 млрд руб. Несмотря на то что саму модель используют уже давно, почти 80% этих средств относятся к соглашениям, подписанным в 2021 и 2022 годах. Причем объем подобных концессий за пять месяцев составил более половины объема всех заключенных с начала 2022-го соглашений.
  • Наибольшее количество подобных инициатив запустили в коммунальной инфраструктуре: 51 проект в сегменте дороже 100 млн руб. (общий объем инвестиций — 31,7 млрд руб.). Это объясняется тем, что компании в коммунальной сфере чаще, чем в иных отраслях, принадлежат властям. По вложениям лидирует социальная инфраструктура с 38 млрд руб., 60% которых связаны с созданием спортивных сооружений. В 2022 году аналогичные проекты стали активнее запускать в транспортной сфере (27,1 млрд руб.). Наименьший приток средств идет через квази-ГЧП в энергетическую инфраструктуру (6,5 млрд руб.), а в телекоммуникационной сфере вообще нет таких инициатив.
  • Проекты по квази-ГЧП реализуют в 24 регионах, но 85% инвестиций приходится только на три из них: Магаданскую, Нижегородскую и Сахалинскую области. В отличие от остальных субъектов, они стали использовать этот механизм не ситуативно, а целенаправленно. В качестве бенефициаров специальных проектных компаний (СПК) во всех трех случаях выступают региональные корпорации развития, имеющие доступ к более дешевым заимствованиям на рынке. В некоторые проекты поступят средства от выпуска облигаций ДОМ.РФ.
  • За рубежом запуск проектов в рамках квази-ГЧП характерен для стран с переходной экономикой или с сильным государственным сектором (например, для Китая). В России во время кризиса традиционно усиливается роль государства, поэтому активное применение такой модели, с одной стороны, можно считать следствием сложной экономической ситуации, а с другой — антикризисным способом привлечения, в том числе и частных, средств в инфраструктуру.
  • У модели квази-ГЧП есть свои достоинства и недостатки. Среди плюсов: устойчивость к кризису; повышенная гарантия того, что проект будет реализован, а СПК не обанкротится; более доступные для инфраструктурных инициатив заемные средства; снижение риска выбора некомпетентного и малоизвестного партнера; бóльшая управляемость проектом и контроль с публичной стороны; развитие ГЧП-компетенций на местном уровне и возможность запускать проекты с низкой окупаемостью (например, в социальной сфере).
  • К недостаткам модели можно отнести то, что она снижает конкурентность отбора концессионеров. Кроме того, зависящие от государства или местных властей компании не всегда нацелены на экономическую эффективность. Как следствие, при создании объектов может страдать соотношение качества и заявленной цены. Квази-ГЧП чаще нарушает баланс прав и обязанностей сторон, чем традиционная модель, а также создает бóльшие риски увеличения долговой нагрузки субъектов и забалансовых обязательств их бюджетов. При длительном и массовом применении модели негативный эффект может выразиться в общем ухудшении инвестиционной среды и «вытеснении» частных инвесторов с рынка.
  • Квази-ГЧП может быть хорошим способом ускоренного запуска проектов, а публичная сторона впоследствии сможет привлечь частного партнера на любом этапе, продав долю в СПК. Причем чем ближе момент продажи к стадии эксплуатации, тем дороже будет стоить эта компания, так как значительная часть рисков к тому моменту будет снята. Если проект сделан качественно, власти могут даже заработать на этом, а частный партнер получит, по сути, готовый объект.

Читайте полную версию обзора.

Читайте другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru. Там же можно ознакомиться с июньским аналитическим обзором InfraOne Research «Инфраструктура в условиях санкций: рейтинг устойчивости проектов».