Довольно часто режиссёры, дабы повеселить зрителя, идут на заведомую ложь, выдавая одно за другое. Но если зритель смотрит и хохочет, значит, художественный вымысел оправдан. А если кому-то не нравится - не смотрите.
Примерно то же самое можно сказать о фильме Гайдая "Кавказская пленница". Помните, там есть замечательный эпизод, где "Бывалому"-Моргунову, в отличие от остальных ("Труса"-Вицина и "Балбеса"-Никулина) делают укол не обычным, а огого каким шприцом.
Так вот, для усиления эффекта Гайдай (или кто-то из его коллег) решил взять ШПРИЦ ЖАНЕ - самый внушительный из используемых медиками шприцов. Мол, "большому кораблю - большое плавание", и "здоровому шприцу ж... радуется".
Вот только в реальных условиях этот медицинский инструмент применяется вовсе не для инъекций, а, в основном, для орошения и омовения полостей и поверхностей. В крайнем случае - для введения питательных смесей в ЖКТ при кормлении истощённых и больных пациентов.
С его помощью можно создать струю жидкости, которая хорошо вымывает гной из ГАЙМОРОВЫХ ПАЗУХ или серные пробки из ушей.
Поскольку расход жидкости при этом, как правило, довольно большой, ШПРИЦЫ ЖАНЕ выпускаются внушительных объёмов - 150, 200, 250 и даже 500 мл.
Примечательно, что его широко используют не только медики, но и технари, если надо куда-нибудь что-нибудь залить или, наоборот, откачать. Впрочем, те же технари не стесняются пользоваться пинцетами и скальпелями, если надо что-то придержать или отрезать.
Но самое интересное, что изобретение этого шприца приписывают не какому-нибудь убелённому сединами хирургу, а Пьеру Мария Феликсу Жане (30 мая 1859 - 27 февраля 1947) - французскому психологу, философу и невропатологу. В научном мире его знают как весьма незаурядную личность, которому принадлежит авторство термина «подсознание».
Жане с детства интересовался наукой, в частности, ботаникой. Получил образование в лучших школах Франции, окончил медицинский факультет Парижского университета. Усиленно изучал философию, ориентировался преимущественно на позитивистские взгляды в психологии. Активно занимался исследованиями в ряде областей психологии и религиоведения.
Вместе с Жаном Мартеном Шарко (о нём я писал в статье ДУШ ШАРКО) исследовал истерию и истерический паралич. В работе «Психическое автоматизм» изложил концепцию высших (творческих, синтезируют) и низших («автоматических») функций психики.
Руководил психологической лабораторией психиатрической больницы Сальпетриер, в которой около 50 лет занимался исследованием и лечением неврозов. Создал тест кожной анестезии.
На кафедре экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеж де Франс читал большое количество курсов, которые поражают разнообразием. Как лектора его также приглашали в Сорбонну и ведущие университеты Аргентины, Бразилии, Канады, Мексики и США.
Жане практиковал лечение сном и гипноз, ввел в оборот понятия «диссоциация» и «психастения», выделив последнюю в качестве самостоятельной формы психических заболеваний и создав биопсихологических теорию психастении.
Он горячо спорил с Фрейдом и другими психоаналитиками, отвергая психоаналитическую идею о психосексуальная травме как главную причину неврозов.
Интересно, что подумал Фрейд, узнав, что его оппонент придумал шприц такого огромного размера...