Сегодня об одном мощном психологическом эффекте хочу рассказать. Называется он "Парадокс выбора".
⠀
Наверняка у вас бывала хоть раз в жизни подобная ситуация: решили вы купить себе новое платье. Ходите по торговому центру, ходите, примеряете наряды один за одним, но в итоге уходите домой, так ничего и не купив😕
⠀
Или же, купив, казалось бы, самое подходящее платье, но придя домой и в очередной раз примерив его, понимаете, что сделали не правильный выбор. Надо было брать то, темно зелёное, которое вы мерили в самом начале...
⠀
И вы не одиноки. Оказывается, когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.
Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.
В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором — 24 сорта.
Результаты показали:
⠀ ✔️при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей; ⠀
⠀
✔️при большем — только 3%.
⠀
Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:
лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
процесс выбора становится слишком утомительным;
плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?
⠀
Что же делать, как избавить себя от этого парадокса при совершении покупки или при другом сложном и значимом выборе в нашей жизни?
⠀
Все просто: заранее сузьте критерии. И давайте себе меньше возможностей.
⠀
Например, собираясь в магазин за платьем, возьмите с собой определенную сумму денег без запаса на случай "а что если мне понравится платье подороже?" Вы убьете сразу двух зайцев - облегчить себе выбор и сэкономите!
⠀
Заранее продумайте фасон и цвет. И выбирайте платье только в такой цветовой гамме и не отклоняясь от задуманного стиля.
⠀
В этом случае, радость от покупки будет намного сильнее, а вы сэкономите массу времени и сил!
⠀
⠀