При императорском дворе играли все, и по-крупному. Гостям из высшего света, игравших у Григория Потёмкина, Григория Орлова, Платона Зубова и у других фаворитов екатерининского царствования было абсолютно всё равно на запреты императрицы.
Так один из фаворитов, офицер Семён Гаврилович Зорич ( до того, как стать фаворитом был адъютантом Потёмкина) делал высокие ставки, и к нему в Шкловское имение съезжались знатные и обеспеченные партнёры. Недолго он смог продержаться в фаворе у императрицы, всего около года с 1777 по 1778 г. Отсутствие чувства меры Зорича в карточных играх совершенно не нравилось Екатерине, а Потёмкину - отказ своего же выдвиженца действовать в интересах светлейшего. Неслучайно Пушкин в своей «Пиковой даме», говорит о Зориче как об известном игроке.
Дом статс-секретаря императрицы Попова был известным местом для ночных карточных игр. Узнав об этом, Екатерина вызвала его к себе и спросила:
«Играете ли вы карты?» – «Играем, государыня», – отвечает он. «В какую игру?» – «И в ломбер играем». – «Ваш ломбер разорительный», – сказала императрица, смеясь при этом.
Екатерина любила проводить время за карточным столом. Она играла в бостон, пикет, криббедж, но главной её страстью была игра в «макао». Азартные игры (банк, фаро, квинтич) она не жаловала, однако к игрокам относилась довольно снисходительно.
В конце XVIII века карточная игра «макао» была широко распространена при российском императорском дворе. Императрица часто играла со своими приближёнными и иностранцами (последние могли выполнять важные дипломатические поручения). А за хорошей игрой в карты, нередко решались вопросы государственной важности т.н. тайная дипломатия.
Во время игральных партий, её партнёры могли меняться по несколько раз. Тем не менее, она успевала с ними побеседовать на различные темы.
Екатерина очень любила играть «на камушки», тем самым делая высокие ставки.
Она сама составляла список тех с кем желает сыграть, а после оглашения имен перед приглашенными ставилась шкатулка с бриллиантами, таким образом давался сигнал о начале игры. За каждые девять очков победитель получал бриллиант весом в один карат. В Екатерининское время один карат стоил 100 рублей.
Императрица не отказывала себе в удовольствии подразнить своих партнёров по карточному столу и поэтому часто выбирала для игры Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. В ней хранились главные императорские регалии: скипетр, держава, корона, и другие ценные ювелирные изделия. Они лежали на столе, накрытые хрустальным колпаком. Для того, чтобы все игроки могли их увидеть, стол ставили в центре комнаты. Манящий блеск золота и драгоценных камней ещё больше расхищал азарт в глазах игроков и восхищал иностранных гостей.
Существует версия, что мысль играть на бриллианты, подал Екатерине князь Потёмкин.
Обычно при дворе в карты играли «на интерес». В качестве "интереса"
могли выступать специальные золотые фишки, неграненые алмазы, бриллианты и золотые червонцы. Рядом с императрицей находился камер-паж с запасом империалов и червонцев, на случай уплаты проигрыша. Сохранились сведения, когда вместо денег и векселей за проигрыши приходилась расплачиваться именно бриллиантами.
Играть с царственной особой в азартные игры было не только делом почётным, но и выгодным, поскольку монархи не всегда стремились к выигрышу. Их подчас солидные проигрыши являлись своеобразной формой материальной помощи своим вельможам и выражением особого к ним расположения со стороны императрицы.
Императрица часто проявляла великодушие и прощала своим партнерам вольности, которые случались в приступе азарта.
Так партнёром государыни оказался Евграф Александрович Чертков, один из участников дворцового переворота 1762 г., в результате которого Екатерина пришла к власти. Пушкин описывает его как человека крутого и неустойчивого. Чертков, часто сопровождал государыню в её поездках и выездах, дослужился до камергера, тайного советника, а под конец жизни Екатерины II стал действительным тайным советником.
Как-то раз, играя с царицей, чувствуя, что проигрывает, он от злости бросил карты на стол. После окончания вечера, императрица встала из-за стола, поклонилась и не обронив ни слова ушла в свои покои. От такого дерзкого поступка на глазах у Екатерины, Чертков остолбенел. На следующий день, когда гофмаршал вызывал лиц, которые были назначены к её столу, Чертков стоял в углу ни жив ни мёртв. Он до сих пор прокручивал в голове вчерашний инцидент. Когда гофмаршал произнёс его имя, он не верил своим ушам, и в нерешительности подошёл к императрице, ожидая наказания за свой проступок.
Екатерина встала, взяла Черткова за руку и прошла с ним по комнате, не говоря ни слова. Вернувшись к столу, она спокойно сказала ему:
«Не стыдно ли вам думать, что я могла быть на вас сердита? Разве вы забыли, что между друзьями ссоры не должны оставлять по себе никаких неприятных следов»
На этом мы заканчиваем разбор темы карточных игр в эпоху Екатерины Великой.
Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!
#история #историяроссии #наука #историяроссийскойимперии #российскаяимперия #екатеринавеликая #карты #карточныеигры