По итогам прошлого года, объём рынка крупнейших российских маркетплейсов составил 1,5 триллиона рублей, а это 62% онлайн-торговли страны. Иными словами, сегодня маркетплейсы превратились в важнейший канал продаж, игнорировать который становится всё труднее. Обратились к резидентам маркетплейсов, чтобы проконсультироваться относительно специфики дистанционной торговли и подходящей для неё упаковки.
SugarBook
фотокниги премиального класса
Ксения Келип, технолог
Уже более 10 лет мы делаем фотокниги премиального класса. Это похоже на фотоальбом, на страницах которого фотографии уже напечатаны. Причём клиент сам создаёт дизайн альбома в специальном онлайн-конструкторе. Фотокниги используют в качестве детских и свадебных альбомов, изданий для выпускных и свадеб; иногда даже применяют для коммерческих презентаций. Доставляем по всей стране, так что вопросу упаковки уделяем максимум внимания. Стоит добавить, что заказ бывает нужен суперсрочно — от заявки до получения готовой книги проходит всего 7-10 дней. Соответственно, всё должно работать как часы; в частности, важна чёткая схема упаковки.
Прежде всего, фотокниги — это бумага. Независимо от условий хранения груза транспортной компанией, необходима хорошая защита от влаги. Оптимален оказался ПВД-пакет (с замком) или ПП-пакет (с клеевой полосой) в сочетании со стретч-плёнкой и скотчем поверх, для надёжности. Затем, важна ударопрочность. Мы делаем обложки из эко-кожи, требующей бережного отношения. Используем воздушно-пузырьковую плёнку или гофрокартон.
Если собираетесь доставлять товар разного размера, обязательно это учитывайте. Наши книги могут сильно отличаться по размерам. Поэтому фирменную упаковку конкретного формата заказать нельзя, разве что учесть все возможные форм-факторы, а это недёшево. Приходится подбирать универсальные средства.
Чего мы только не испробовали! Даже коробки для пиццы, но не сумели попасть в размер — или слишком большие, или малы. К счастью, недавно нашли специальную «книжную» упаковку из гофры. Отлично подошла. Что касается брендирования — используем наклейки и фирменный скотч, дополнительно ставим штамп на картоне.
Учтите, что клиенты зачастую рассматривают транспортную упаковку как футляр для бережного хранения приобретенных фотокниг. Поэтому неплохо, если упаковка будет не просто бесформенным скопищем плёнок и картона, а именно что приличным боксом.
Мы используем много упаковки, чтобы минимизировать риски. Товар небольшой и лёгкий, но дорогой — разумные транспортные и упаковочные расходы окупаются. Конечно, изредка клиент получает заказ в упаковке, которая повреждена настолько сильно, что товар пострадал. Обычно мы оцениваем присланное фото, а потом просто печатаем книгу заново и отправляем. Это выгоднее, чем делать возврат.
My Beauty Routine
косметика для ухода за лицом и телом
Елена Моисеенко, основатель
My Beauty Routine всего год, хотя лично я работаю на косметическом рынке более 15 лет — опыт в отрасли и стал причиной создания марки. Запустила сама и с нуля. Выпускаем антицеллюлитные обёртывания для тела на основе сухого порошка микронизированной ламинарии с функциональными добавками. Всего четыре продукта: лифтинг и укрепление кожи проблемных зон, дренирующий эффект, детокс, жиросжигание. Горжусь подтверждённой эффективностью обёртываний, их небольшим расходом и хорошим распределением на коже сравнительно обычной микронизированной ламинарии. Продукт упакован в матовый металлизированный дой-пак с зип-локом — прочный, лёгкий, дешёвый и не требующий много места для хранения.
Запускались в пандемию, поэтому продажи «до того как» оценить не могу. Предположу, что в то время часть ранее посещавших салоны людей переключились на домашние процедуры. Это могло помочь на этапе запуска продукта. Сегодня действует другой фактор — санкции. Часть марок ушла из России, ассортиментный ряд изменяется, работа соцсетей ограничена, а это один из важных каналов продвижения. Себестоимость продуктов выросла. В моём случае, порошок ламинарии и кофеина подорожал вчетверо, цена упаковки увеличилась на 20%. Дорожает логистика, хранение. Думаю, снизится покупательская способность. Вновь надо искать баланс между качеством и доступностью косметики. К чему это приведет? Ожидаю, что станет больше демократичных марок, но не ультра-дешёвых, не выдержит экономика продукта. Больше российских продуктов, конечно. Роль маркетплейсов будет увеличиваться, крупные косметические сети уже переходят на работу по аналогичной схеме.
Уже сейчас мы представлены на Ozon и Wildberries, планирую выход и на другие маркетплейсы. Во всех случаях рассматриваю систему «продажи со склада маркетплейса». Особенности? Cистему работы Ozon считаю более прозрачной, эта площадка быстрее в запуске разных фишек по продвижению товара, предоставляет качественную аналитику. Но есть проблемы с техподдержкой. Сеть доставки и складов WB шире, продажи могут быть выше просто поэтому. В то же время, кабинет продавца не слишком удобен, аналитика похуже, техподдержка фактически отсутствует.
Маркетплейсы работают в трёх вариантах. Первый — отгрузка со склада маркетплейса, доставка его же службой. Я работаю по этой схеме. Второй — товар хранится у продавца, площадка принимает заказы и доставляет товар. Третий — отгрузка со склада продавца и доставка силами продавца; площадка выступает только как торговое пространство. В этом случае, кстати, продавец сам решает, как именно упаковать товар.
В любом случае необходима упаковка, достаточная для сохранности продукта. Производителю или поставщику следует продумать защиту товара — обеспечить прочность и непроницаемость упаковки, контроль вскрытия и так далее; конкретно в косметике часты жалобы на протекание продукта при транспортировке (например, если банка оказалась разбита). Если работаете по варианту №1 или №2 — маркетплейс также предъявляет требования к дополнительной упаковке. В зависимости от типа товара, может понадобиться завернуть его в пузырчатую плёнку, запаять в пакет или уложить в тубус; сложить маленькие коробки в одну большую; защитить углы специальными картонными уголками… и так далее — у каждой площадки есть детализированное руководство по таким вопросам. Обязательно изучите его, иногда дополнительная упаковка специфична.
Что посоветовать предпринимателям, которые лишь собираются выходить на маркетплейсы? Не бойтесь, там можно зарабатывать. Рассчитайте экономику продуктов, это самое главное. Вам нужно найти (или создать) оригинальные продукты, чтобы не утонуть в море аналогичных товаров; или останется демпинговать, а ведь маржинальность не бесконечна. Изучите мануалы! Там есть ответ на большинство «вопросов новичков». И не стоит сразу выходить с широким ассортиментом, равно как и выходить с одним продуктом. Найдите золотую середину. Отработайте механику продаж, поймите специфику работы. Сначала обязательно делайте всё сами, набивайте шишки и учитесь. В будущем, когда решите привлечь подрядчика, это поможет вам контролировать его работу.
#упаковка
#маркетплейс
#интернет-магазин
#производство
#малый бизнес