Найти в Дзене
Разворот на 25

Онлайн жизнь. Социальные сети и наше восприятие

Pinterest
Pinterest

Социальные сети уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Банально, но факт, наша интегрированность в социальную часть всемирной сети уже давно вышла за рамки "лайк поставь и подпишись". Социальные сети это уже про бизнес, про связь с близкими (спасибо коронавирус), про полноценную работу. Такая плотная связь с нашей повседневностью не могла не оставить никакого влияния на нашу психику. Так как же влияет на нас "тыкание" в смартфоне? Давайте разбираться.

Ранее мы обсуждали возросшее ощущение одиночества. Так вот, феномен "одиночества в толпе" сейчас является достаточно насущной проблемой. Многие социальные психологи сходятся во мнении, что развитие телекоммуникации является одной из основных причин. С появлением социальных сетей и возможности взаимодействовать с другими пользователями быстро, много и, порой, продуктивно, резко увеличило время, проведенное человеком у экрана компьютера или телефона. Помимо этого, социальные сети наш мозг воспринимает как "реальную" жизнь (леность мозга, помним), а значит социальные события, происходящие с нами в интернете, сложно отличимы по ощущениям от тех, что происходят с нами в реальной жизни. Например, общаясь в интернете, человек вполне может закрывать пять критериев удовлетворенности общением. Однако через эти критерии, что парадоксально, развиваются и девиации, связанные с поведением и восприятием мира реального. Так что же это за критерии?

-2

Первый критерий — это потребность в стимуляции. Мы получаем многообразные стимулы из окружающего его мира, но социальный стимул для нам наиболее ценен. Пик необходимости в социальной стимуляции приходится на подростковый возраст. В это время формируются авторитеты и значимые персоны. Этим объясняется и высокое количество времени в соц. сетях у подростков, и большое количество общения с незнакомыми людьми. Подросток не хочет выбиваться, но в то же время постоянно ищет новые пути для социальных контактов. Однако, при большом количестве виртуального общения, сильно проседают коммуникативные навыки в реальной жизни. Этим часто объясняют возросшее число проблем с формулированием мыслей и простым вербальным взаимодействием.

Второе — это потребность в событиях. Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Соц. сети могут устроить эти события, ибо восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Интернет постоянно меняется, он не статичен. Визуальный контент, ауди-контент, комментарии, лайки — все это наш мозг воспринимает бурно и отвечает соответственно. Как? Дофамином и окситоцином. Выработку дофамина стимулирует непредсказуемость, небольшие кусочки информации, а также возможность получения вознаграждения. Все это в избытке присутствует в социальных сетях. Влияние дофамина настолько непреодолимо, что тяга к «репостам», «ретвитам» и «лайкам» у людей намного сильнее, чем пристрастие к алкоголю и сигаретам.

Окситоцин способствует снижению уровня стресса, возникновению чувства любви, доверия, сочувствия. Контент, с которым мы сталкиваемся в сети, отлично провоцирует выработку этого гормона.

Как итог, наши гормональные всплески вынуждают нас проводить как можно больше времени в социальных сетях, ибо событий много, а гормонов много не бывает.

-3

Следующая потребность заключается в узнавании и удовлетворяется она всякий раз, когда человек встречает знакомых ему людей. Эта потребность обычно не осознается, ибо мы часто взаимодействуем с хорошо знакомыми нам людьми. Однако при переезде, например, данная потребность дает о себе знать. Развивается ощущения отсутствия социальной поддержки. Этакая социальная депривация, которая влечет за собой снижения самооценки и даже нарушения самоидентификации. В данном случае социальные сети могут помочь в процессе привыкания к новым условиям. Осуществляя связь с близкими, пусть даже и виртуальную, мы создаем социальную опору. Однако в этом слусчае важно помнить, что жизнь все равно протекает в месте обитания, а не в телефоне!

Теперь о нашем любимом, притязании на признание. Притязание на признание — это потребность в самоактуализации. Желание показать, что мы чего-то стоим. Одна из высших потребностей человека. С развитием контент-мейкинга и системы лайков/комментариев/подписок, цифры в нашем профиле для многих могут стать показателем собственной ценности, уровня способностей и достижений. Именно наша жажда признания вынуждает нас мониторить количество сердечек, переживать из-за негативного комментария и радоваться новой цифре в графе "подписчики".

Последней потребностью является потребность в структурировании времени. Считается, что эта нужда, скорее побочная и была сформирована с развитием общества. Американский психиатр Эрик Берн выделял различные виды структурирования времени, которые он определял как способы времяпрепровождения. Нормальному человеку необходимы различные способы времяпрепровождения и их относительная динамика.

  • Ритуалы по Берну — это относятся все виды общения, связанные с общепринятыми нормами (Например, поздравления с днем рождения).
  • Процедуры представляют собой различные формы общения в процессе совместной деятельности, сопровождающие порядок действий (обмен сообщениями, комментарии, те же лайки)
  • Развлечения — занятия, доставляющими удовольствие (в случае с социальными сетями это может быть аудиовизуальный контент, беседы по интересам).
  • Близость (любовь, дружба) сопровождается открытым личностным общением (на этом параметре выстроены как современные дейтинг-приложения, так и возможность изменения статуса в социальных сетях). Может включать в себя и манипулятивное общение.

Подводя итог, социальные сети несут в себе много пользы. В ином случае они бы вряд ли настолько плотно присутствовали в нашей жизни. Но важно помнить, что для нашего подсознания нет разницы между происходящим вокруг и на экране смартфона. И именно тут кроется основная опасность. Важно помнить, что жизнь не в сети, жизнь она тут, за окном! Живите в реально, а не виртуально. Увидимся:)

Ресурсы:

Bacev-Giles, C., & Haji, R. (2017). Online first impressions: Person perception in social media profiles. Computers in Human Behavior, 75, 50-57. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.04.056

Bekalu, M. A., McCloud, R. F., Minsky, S., & Viswanath, K. (2021). Association of social participation, perception of neighborhood social cohesion, and social media use with happiness: Evidence of trade‐off (JCOP‐20‐277). Journal of Community Psychology, 49(2), 432-446. https://doi.org/10.1002/jcop.22469

Berne. (1964). Games people play ; the psychology of human relationships. Grove Press.

Vinuales, G., & Thomas, V. L. (2021;2020;). Not so social: When social media increases perceptions of exclusions and negatively affects attitudes toward content. Psychology & Marketing, 38(2), 313-327. https://doi.org/10.1002/mar.21339

#психология #социальныесети #социальнаяпсихология
#психология #социальныесети #социальнаяпсихология